Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития региона. Статистика свидетельствует о неуклонном снижении в Ростовской области объема производственных и непроизводственных капитальных вложений. За период с 1990 по 1996 год инвестиции в основной капитал по объектам производственного назначения снизились на 77%, а в первом полугодии 1997 г. - еще на 20% по сравнению с соответствующим периодом 1996 года.
Доля инвестиций в объеме валового регионального продукта в 1995 г. составляла 21,9%, в 1996 г. - 16,7%, в первом полугодии 1997 г. - уже 12,9%.
Снижение инвестиций относится к числу главных причин продолжающегося промышленного спада, препятствует общему оздоровлению экономики области, обостряет проблему отсталости региональной технической и технологической базы, ведет к росту степени изношенности основных фондов в промышленности. Так, износ основных фондов по отраслям промышленности составляет от 45% до 54%, а в химической и нефтехимической отрасли достигает 60%.
Только привлечение инвестиций в экономику области может предотвратить невосполнимые потери экономического потенциала.
Ростовская область по совокупности природно-географических, политических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами, по оценке отечественных и зарубежных экспертов является инвестиционно привлекательным регионом. Вместе с тем уровень инвестиционной активности в области не адекватен уровню ее потенциальной инвестиционной привлекательности.
Разумная политика налогового стимулирования крупных инвесторов, обеспечение гарантий инвесторам от некоммерческих рисков и другие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории области, а также наличие необходимой инфраструктуры могли бы повлечь существенные финансовые средства в производственную сферу. Опыт ряда областей показывает, что создание льготного режима осуществления инвестиционной деятельности не только стимулируют приток инвестиций в экономику, но и увеличивают налоговые поступления в их бюджеты.
Различные экономические методы активизации инвестиционной деятельности используют 47 субъектов Российской Федерации: в 16 регионах инвесторам предоставляются налоговые льготы, в 25 - страхование инвестиционных рисков залогом имущества субъекта Российской Федерации, долевое участие региональных бюджетов в финансировании перспективных инвестиционных проектов осуществляется в 18 регионах.
В сложившихся условиях проведение активной и последовательной инвестиционной политики приобретает исключительную роль в деятельности Администрации области.
Настоящая концепция разработана в соответствии с "Комплексной программой стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации", Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и Программой Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" и Концепцией социально-экономического развития области на 1997 год.
При разработке концепции использован опыт регионов, наиболее продвинувшихся в направлении формирования нормативно-правовой базы и привлечения инвестиций - Кировской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Саратовской, Тверской, Ярославской и других областей.