ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 1999 года N 30
О ПРОГРАММЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.97 N 1613 "О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы" и постановления Главы Администрации области от 26.11.97 N 423 "Об утверждении Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на 1997-2003 гг." постановляю:
1. Утвердить Программу демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг в Ростовской области на 1999 год (приложение).
2. Главам муниципальных образований области на основании Программы разработать и утвердить планы мероприятий по реализации целей и задач Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1999 год с целью формирования в отраслях жилищно-коммунального хозяйства конкурентной среды, эффективно влияющей на снижение издержек и, соответственно, тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства при поддержании стандартов качества предоставленных услуг.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области Андриади Ю.Г.
Первый заместитель
Главы Администрации
(Губернатора) области -
председатель Правительства
В.Н.АНПИЛОГОВ
Постановление вносит
департамент по жилищно-коммунальному
хозяйству министерства строительства,
архитектуры и жилищно-коммунального
хозяйства области
ПРОГРАММА ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД
Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1999 год (далее именуется Программа) разработана на основе концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и постановлением Главы Администрации области от 26.11.97 N 423.
Основной целью Программы является снижение издержек и, соответственно, тарифов на жилищно-коммунальные услуги при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг. Эта цель достигается путем создания условий для формирования конкурентной среды и осуществления антимонопольного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Программа наряду с другими нормативными правовыми документами служит основой для подготовки местных программ демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Для реализации поставленных задач Программой предусматривается:
- реформирование органов управления жилищно-коммунальным хозяйством на местном уровне;
- принятие мер по созданию множества субъектов хозяйствования различных форм собственности в сфере заказа (управления) и предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- завершение перехода к договорным отношениям между заказчиком и поставщиком жилищно-коммунальных услуг;
- организация управления и обслуживания муниципальной собственности и выполнение муниципальных заказов на конкурсной основе;
- организация информационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в соответствии с настоящей Программой, в том числе через средства массовой информации.
Программа включает в себя план мероприятий по реализации целей и задач Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1999 год (приложение в Программе).
Программа также предусматривает мероприятия по регулированию деятельности субъектов естественных локальных монополий, включая ценовое регулирование и реализацию механизмов обеспечения выполнения обязательств по обслуживанию определенных групп потребителей.
При формировании или выборе организации, которая будет обеспечивать управление недвижимостью в жилищной сфере, собственник должен руководствоваться двумя соображениями:
- управляющая компания должна быть в максимальной степени ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг;
- управляющая компания и ее персонал должны быть заинтересованы, в том числе и финансово, в качестве своего труда.
Такая ориентация может быть достигнута путем выбора соответствующих организационно-правовых и финансовых механизмов.
Основными функциями собственника жилищного фонда на рынке жилищно-коммунальных услуг являются:
- соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов инженерной инфраструктуры;
- обеспечение соответствующего уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;
- разработка и заключение договоров найма или аренды жилых и нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде.
Создание конкурентной среды в жилищной подотрасли зависит от становления хозяйственных структур, специализирующихся на предоставлении услуг по управлению недвижимостью и выступающих заказчиками жилищно-коммунальных услуг - управляющих компаний, взаимоотношения которых с собственниками жилищного фонда должны регламентироваться договором на управление муниципальным или иным жилищным фондом, в том числе государственным и муниципальным, на праве доверительного управления.
Основными функциями управляющей компании являются:
- поддержание в надлежащем состоянии принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями государственных стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;
- заключение договоров с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного количества, качества и стоимости;
- обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления.
Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы.
В процессе разделения функций по управлению недвижимостью и предоставлению жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде во многих городах Ростовской области создаются службы заказчика.
Товарищества собственников жилья также выходят на рынок услуг по управлению жилищным фондом и могут выбирать компанию, которая будет управлять их недвижимостью, на конкурсной основе.
Управление недвижимостью, в том числе и жилищным фондом, является потенциально высококонкурентной сферой деятельности. Повышение привлекательности этого сектора экономики, в том числе и для частного капитала, будет происходить со становлением в нем реальных рыночных договорных взаимоотношений.
При формировании экономических взаимоотношений в сфере обслуживания муниципального жилья возможной организационно-правовой формой управляющей компании является муниципальное унитарное предприятие. Для обеспечения эффективности своей деятельности это предприятие должно быть заинтересовано в:
- расширении объема муниципального жилищного фонда, переданного ему в управление;
- получении заказов на управление другими объектами муниципальной недвижимости (школами, детскими садами);
- заключении с товариществами собственников жилья на управление кондоминиумами; минимизации задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- выборе, где это возможно, самого эффективного подрядчика для предоставления услуг;
- системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций.
Для решения каждой из указанных задач необходимы соответствующие механизмы экономического стимулирования данной деятельности. В частности, важно, чтобы уровень оплаты труда руководителей таких муниципальных унитарных предприятий зависел не от численности работников предприятия, а от объема недвижимости, находящейся в управлении.
При оплате жилищно-коммунальных услуг населением целесообразно выделять отдельной позицией тариф на управление жилищным фондом (2-3% на содержание службы заказчика).
Проведение конкурсов на управление муниципальным жилищным фондом с привлечением организаций различных форм собственности необходимо проводить с введением системы лицензирования и сертификации.
Заключаемые управляющей компанией договоры на выполнение подрядных работ должны исходить из реальных условий финансирования жилищно-коммунальной сферы на местах.
Договор на текущее обслуживание жилищного фонда может предусматривать возможность изменения условий финансирования и определять в этом случае конкретный перечень работ, подлежащих выполнению.
При формировании договорных отношений с теплоснабжающими предприятиями целесообразно заключать тройственное соглашение, где со стороны продавца будет выступать теплоснабжающая организация, а со стороны покупателя - управляющая компания и администрация муниципального образования. В этом случае управляющая компания несет ответственность перед теплоснабжающей организацией в пределах платежей населения, а администрация муниципального образования - в пределах сумм бюджетного дотирования услуги по отоплению.
Договоры на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению должны регламентироваться органами местного самоуправления.
Проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья и проведения капитального ремонта обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов.
Демонополизация должна касаться и сферы сбора жилищно-коммунальных платежей населения.
Открытость этого вида деятельности сделает более удобной для населения оплату жилищно-коммунальных услуг, что в конечном итоге повысит уровень сбора платежей.
Специализация расчетно-кассовых центров должна заключаться в оперативном ежемесячном расчете платежей населения в зависимости от реального потребления жилищно-коммунальных услуг.
Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из наиболее приемлемых способов демонополизации жилищной отрасли и защиты прав собственников жилья.
Активизация деятельности органов управления жилищно-коммунальным хозяйством, граждан и организаций по созданию товариществ собственников жилья должна осуществляться путем дотаций на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда, на отдельные виды коммунальных услуг, выделением компенсаций за предоставление льгот отдельным категориям граждан, а также жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг семьям с низкими доходами.
Управление ценообразованием предприятий естественной монополии должно осуществляться через процедуры утверждения цен и тарифов с использованием системы нормативов затрат материальных, энергетических, финансовых и трудовых ресурсов. Разработанные ранее на основе усреднения статистических показателей нормативы должны быть пересмотрены с учетом:
- оценки новых условий хозяйствования, сокращения нерациональных затрат (в частности, исключения затрат, не связанных с процессом производства и реализации профильных услуг);
- природно-климатических условий муниципальных образований.
Важной мерой антимонопольного регулирования деятельности естественных локальных монополий по тепло- и водообеспечению должны стать регулярные ежегодные аудиторские проверки этих предприятий, инициируемые органами местного самоуправления.
Развитие конкурентной среды может осуществляться в сфере управления системами городского водоснабжения и водоотведения или теплоснабжения, основные фонды которых находятся в муниципальной собственности.
При этом неотъемлемой частью договора на доверительное управление является определение тарифной политики муниципалитета по отношению к данной коммунальной услуге с учетом значений индикаторов, отражающих эффективность работы предприятий.
Органам местного самоуправления необходимо обеспечить контроль за установкой приборов учета расхода газа, регулирования, контроля и учета тепла, счетчиков холодной и горячей воды для каждой квартиры в строящихся, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданиях.
В перспективе существенное влияние на формирование конкурентной среды в данной группе может оказать внедрение новых технологий, позволяющих осуществлять локальное обслуживание относительно небольших групп потребителей (например, обеспечение проживающих в многоквартирных домах теплом от автономных источников и др.).
Специфика демонополизации дорожно-мостового хозяйства состоит в том, что работы по ремонту и эксплуатации дорог могут проводиться с привлечением организаций на конкурсной основе, а производство материалов для дорожного покрытия имеет монопольный или доминирующий характер в пределах муниципального образования.
В связи с этим демонополизацию дорожно-мостового хозяйства следует проводить, предварительно выделив хозяйствующие субъекты, выполняющие дорожно-ремонтные работы и производящие материалы для дорожных покрытий.
При проведении демонополизации и создании конкурентной среды в сфере услуг по санитарной очистке населенных пунктов и утилизации отходов рекомендуются аналогичные решения, с созданием хозяйствующих субъектов, ориентированных на транспортировку отходов и непосредственно занятых утилизацией отходов.
В малых городах и муниципальных образованиях, включая сельские населенные пункты, подходы к проблемам демонополизации и формирования конкурентной среды могут существенно отличаться от подходов к этим проблемам в больших городах и, как следствие, могут отличаться и организационные структуры управления жилищно-коммунальной отраслью.
Главным критерием в выборе той или иной структуры управления должна быть экономическая целесообразность и минимизация стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства.
При этом важным моментом является разделение функций собственника муниципального жилищного фонда (в лице администрации) и функций управления и обслуживания жилищного фонда вне зависимости от масштабов муниципального образования.