ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ   РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 1997 года N 423

Об утверждении Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на 1997-2003 гг.

(Изменения и дополнения:
постановление Главы администрации Ростовской области от 29.06.1998 N 237, НГР:ru61000199800130,
постановление Главы администрации Ростовской области от 22.02.1999 N 57, НГР:ru61000199900148,
постановление Главы администрации Ростовской области от 12.04.1999 N 119, НГР:ru61000199900006,
постановление Главы администрации Ростовской области от 23.01.2001 N 37, НГР:ru61000200100193,
постановление Администрации Ростовской области от 27.12.2006 N 507, НГР:ru61000200600399).

С целью реализации Указов Президента РФ от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и от 27.05.97 N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить Программу и основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на 1997-2003 годы (приложение 1).

2. Главам муниципальных образований области, на основании региональной Программы, разработать и утвердить Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства территорий, с целью снижения затрат на жилищно-коммунальные услуги предусмотреть снижение нормативов потребления коммунальных услуг в результате реализации программ по ресурсосбережению.

Осуществлять постоянный контроль за ходом реформирования жилищно-коммунального хозяйства территории.

3. Утвердить состав и Положение о Региональной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (приложения 2, 3).

4. Утвердить региональные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1998 год (приложение 4).

Установить, что при реализации органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, размеры финансовой помощи, оказываемой органами местного самоуправления из средств областного бюджета (в первую очередь в виде дотаций), рассчитываются на основании ежегодно определяемых региональных стандартов.

5. Первому заместителю Главы Администрации (Губернатора) области - заместителю председателя Правительства Станиславову И.А., заместителям Главы Администрации (Губернатора) области - членам Правительства Логутиной Л.С., Сверчковой Н.И. в двухнедельный срок внести предложения по реорганизации областных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и структуры управления ЖКХ области в свете решения вопросов реформирования жилищно - коммунального хозяйства.

6. Внести изменения в постановления Главы Администрации области:

6.1. Признать утратившими силу:

- постановление Главы Администрации области от 16.12.93 N 304 "Об утверждении социальной нормы общеполезной площади для расчета компенсаций за оплату жилья и коммунальных услуг гражданам на территории Ростовской области";

- п. 3 постановления Главы Администрации области от 01.03.94 N 47 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий";

- Утратил силу. - постановление Администрации Ростовской области от 27.12.2006 N 507, НГР:ru61000200600399.

6.2. - Утратил силу. - постановление Администрации Ростовской области от 27.12.2006 N 507, НГР:ru61000200600399.

7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, члена Правительства Андриади Ю.Г. (в ред. постановления Главы администрации РО от 23.01.2001 N 37)

Глава Администрации

(Губернатор) области

В.Ф.ЧУБ

Постановление вносит

управление по строительству

и жилищно-коммунальному

хозяйству Администрации области

Приложение 1

к постановлению

Главы Администрации области

от 26.11.1997 N 423

ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2003 ГОДЫ

1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства


Создание необходимых условий по качественному и надежному жилищно-коммунальному обслуживанию населения является основой социальной политики государства. В последние годы жилищно - коммунальное хозяйство области переживает большие трудности, значительно отстает от современных требований.

По состоянию на 1.01.97 общая площадь жилищного фонда области составляет 79,65 млн. кв. м, в том числе в городской местности - 53,1 млн. кв. м, в сельской - 26,55 млн. кв. м. Из них 12,7% общей площади жилья имеют износ более 40%. 1110 тыс. кв. м жилых помещений области размещено в ветхих и аварийных строениях. В них проживает около 72 тыс. человек. (Численность населения области - 4415 тыс. чел.).

Начавшаяся в 1989 году приватизация жилищного фонда привела к формированию в области рынка жилья. (К началу т. г. населением приватизировано 434 тыс. квартир). Более активно процесс приватизации прошел в сельских районах, где в собственность граждан передано 83% жилья. Проводится продажа незаселенных жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Удельный вес жилья, находящегося в муниципальной собственности, значительно увеличился за счет передачи государственного жилищного фонда. За последние 4 года было передано более 12 млн. кв. м жилья.

В настоящее время в области сложилась следующая структура жилищного фонда (таблица 1).

С целью эффективного обслуживания жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности, произведено разграничение функций управления и хозяйственного ведения в сфере ЖКХ. В 44 территориях области созданы службы "Заказчика" (86%), организовано 62 товарищества собственников жилых помещений.

В то же время вопросы ликвидации существующего монополизма в сфере предоставления услуг по эксплуатации жилищного фонда в области решаются очень медленно. В отдельных случаях договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения.

Анализ затрат предприятий и организаций области, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, показал, что по сравнению с 1994 годом эти затраты увеличились в 3,8 раза и составили в 1 полугодии 1997 года 7367 рублей в месяц на 1 кв. м среднеэксплуатируемой общей площади жилых помещений.

Преобладающими в платеже населения и в общих затратах на жилищно-коммунальные услуги являются составляющие за отопление и горячее водоснабжение. В платеже населения они составляют 63%, в затратах - 70%.

На втором месте по величине - услуги водоснабжения и водоотведения. В платеже населения и затратах они составляют соответственно 21% и 16%.

При этом уровень затрат на обслуживание жилья в общих затратах составляет только 10%, тогда как в 1991 году этот показатель был более 54%. Это говорит о том, что темпы роста стоимости коммунальных услуг за последние 5 лет намного превышали рост стоимости услуг по эксплуатации жилья.

Доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в среднем по области увеличилась с 7% в декабре 1996 года до 8,7% в июле т.г.

Одновременно с увеличением ставок и тарифов на жилищно - коммунальные услуги для населения в области предоставляются субсидии на оплату этих услуг малообеспеченным гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

За период введения новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг органами местного самоуправления такие субсидии были предоставлены 29,3 тыс. семей, в 1 полугодии 1997 года - 52,7 тыс. семей. Средний размер субсидии на одну семью в 1997 году составил 38,8 тыс. рублей в месяц. В то же время многие предприятия и организации области, имеющие на балансе жилые дома, не предоставляют гражданам, проживающим в них, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

С переходом на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг уровень платежей населения по отношению к уровню затрат возрос с 2-3% до 20-40%. В то же время темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги опережали темпы инфляции, в результате также увеличивались бюджетные дотации на содержание жилищного фонда и покрытие разницы в ценах на тепловую энергию.

Вместе с тем, неплатежи как граждан, так и организаций, финансируемых в основном из бюджета, не позволяют сохранить устойчивое финансирование организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Одним из способов преодоления кризиса в отрасли является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к полной оплате жилищно-коммунальных услуг потребителями, при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей.

Но если на предыдущем этапе реформирования жилищно - коммунального хозяйства увеличение доли затрат, покрываемых за счет платежей населения, происходило, в основном, путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то на новом этапе целесообразно сосредоточить усилия на снижении издержек производителей услуг и повышении их качества.

2. Цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства


Основной целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства области является его перевод на рыночные, социально ориентированные принципы работы, для обеспечения населения услугами необходимого качества и количества.

Для достижения этой цели предусматривается:

- снизить стоимость и повысить качество услуг;

- совершенствовать механизм финансирования отрасли;

- усилить социальную направленность политики в сфере ЖКХ;

- обеспечить государственный контроль за состоянием жилищного фонда.

Основными направлениями решения этих задач являются:

- совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, создание товариществ собственников жилья;

- демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирование рынка услуг;

- регулирование деятельности естественных монополий, предоставляющих коммунальные услуги;

- организация ресурсосбережения в отрасли;

- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг;

- совершенствование системы социальной защиты населения.

3. Этапы реализации Программы


I ЭТАП: 1997-1998 годы.

Разработка нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации Программы.

Завершение разграничения функций собственника-домовладельца, управляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Организация переобучения кадров для работы в управляющих и обслуживающих организациях.

Демонополизация предоставления отдельных видов коммунальных услуг, а также отдельных технологических стадий.

Формирование подходов к отбору на конкурсной основе управляющей и обслуживающей организации для эксплуатации государственного и муниципального жилищных фондов.

Переход на договорные условия предоставления жилищно - коммунальных услуг населению, заключение в письменной форме договоров найма жилья государственного и муниципального жилищных фондов.

Создание системы контроля обоснованности и уровня тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом реализации программ снижения затрат на их производство (организация тарифных комиссий, разработка Основных положений государственного регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и Порядка их утверждения в Ростовской области).

Разработка и утверждение минимального перечня основных видов работ и услуг, включаемых в себестоимость, а также их качественных параметров, необходимых для поддержания жилья и инженерных коммуникаций в технически исправном состоянии.

Внедрение механизма снижения ставок и тарифов для населения за некачественно предоставленные услуги.

Включение в ставку оплаты жилья платы за наем и введение полной оплаты жилья за площадь, превышающую социальную норму обеспеченности.

Введение методов антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятий - естественных монополистов.

Дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму.

Переход на систему формирования бюджетов территорий по утвержденным региональным стандартам.

Разработка и утверждение схемы финансовых взаимоотношений с муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, выполняющими функции Заказчика и Подрядчика жилищно-коммунальных услуг.

Рационализация движения финансовых ресурсов в целях ликвидации перекрестного субсидирования.

Организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья, включая помощь в обучении кадров.

Переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах-новостройках, реконструированном или капитально отремонтированном жилье.

Становление и развитие системы лицензирования всех видов деятельности в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Активизация и продолжение работы по передаче государственного жилищного фонда и объектов ЖКХ сельскохозяйственных предприятий в муниципальную собственность.

II ЭТАП: 1999-2000 годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»