МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 29 апреля 2016 года N 23-мпр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И (ИЛИ) ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА), В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ ОБРАЗУЮТСЯ ОТХОДЫ НА ОБЪЕКТАХ, ПОДЛЕЖАЩИХ РЕГИОНАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


В целях реализации статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 392/171-пп, руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору на территории Иркутской области.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Абаринову Н.Г.

3. Настоящий приказ вступает в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования и подлежит размещению на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Министр природных ресурсов
и экологии Иркутской области
А.В.КРЮЧКОВ






Приложение
к приказу министерства природных
ресурсов и экологии Иркутской области
от 29 апреля 2016 года N 23-мпр

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И (ИЛИ) ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА), В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ ОБРАЗУЮТСЯ ОТХОДЫ НА ОБЪЕКТАХ, ПОДЛЕЖАЩИХ РЕГИОНАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Методические указания) предназначены для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) (далее - хозяйствующие субъекты), в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых на территории Иркутской области образуются отходы, подлежащие региональному государственному экологическому надзору, и для министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее - Министерство).

2. Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения.

3. Действие Методических указаний не распространяется на отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами и с медицинскими отходами.

4. В случае наличия у хозяйствующего субъекта филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных в пределах Иркутской области, ПНООЛР разрабатывается по хозяйствующему субъекту в целом либо отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения.

В случае наличия у хозяйствующего субъекта филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, ПНООЛР разрабатывается отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения.

5. Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:

- определение (расчет) нормативов образования отходов;

- определение (расчет) на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ) количества ежегодно образующихся отходов;

- обоснование количества отходов, предлагаемых для утилизации и (или) обезвреживания;

- обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.

6. При принятии Министерством решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются следующие сведения, содержащиеся в ПНООЛР:

- наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшей утилизации и дальнейшего обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам;

- имеющиеся технические возможности по утилизации и (или) обезвреживанию образующихся отходов хозяйствующим субъектом самостоятельно либо посредством передачи другим хозяйствующим субъектам;

- количество предлагаемых к размещению отходов;

- наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них предлагаемого количества отходов каждого вида и их класса опасности;

- наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.11.2011, регистрационный N 22313).

7. В целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в Министерство технический отчет по обращению с отходами.

8. Технический отчет по обращению с отходами составляется с целью:

- подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;

- подтверждения фактической утилизации, фактического обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.

Раздел II. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (РАСЧЕТА) НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ


9. В ПНООЛР приводятся обоснования предлагаемых нормативов образования конкретных видов отходов в среднем за год на основании нормативов образования отходов. Предлагаемые нормативы образования конкретных видов отходов в среднем за год указываются в тоннах в год.

Предлагаемый норматив образования отходов в среднем за год определяется на основе норматива образования отходов.

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:

- единица произведенной продукции, единица используемого сырья - для отходов производства;

- единица расстояния (например, километр) - для отходов обслуживания транспортных средств;

- единица площади - для отходов при уборке территории;

- человек - для отходов, образовавшихся в жилых помещениях;

- единица места - для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.

Норматив образования отходов в среднем за год определяется по формуле N 1:

ПНо = Но x Q, (1)

где: ПНо - предлагаемый норматив образования отходов в среднем за год в тоннах;

Но - норматив образования отходов, тонн за расчетную единицу;

Q - предлагаемый годовой объем выпускаемой продукции, перерабатываемого сырья, выполненных услуг, относительно которых рассчитан норматив образования отходов.

Расчет предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год, образующихся в результате износа материалов и изделий, для которых в технической документации устанавливаются ограничения по сроку эксплуатации, допускается определять без предварительного определения норматива образования отходов по формуле N 2:


где:

Мi - вес материалов, изделий, признанных отходами;

Т - срок эксплуатации материала, изделия.

10. Нормативы образования отходов, в зависимости от характера отходообразующих процессов и возможности получения исходных данных для расчета, определяются с использованием следующих методов:

- метод расчета по материально-сырьевому балансу;

- метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов;

- расчетно-аналитический метод;

- экспериментальный метод;

- метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод).

11. Материально-сырьевой баланс является базовым при нормировании образования отходов производства. Расчет по материально-сырьевому балансу применяют при определении нормативов образования отходов в производствах, использующих разные виды исходного сырья или продукции. Исходными данными для расчета являются:

- количество используемого сырья и материалов в единицу времени;

- количество сырья и материалов, перешедшее в продукцию;

- количество произведенной продукции;

- нормы естественной убыли;

- количество веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух и сбрасываемых со сточными водами.

В качестве исходных данных для расчета используются технологические карты, описание рецептур, технологические регламенты и другая документация, регламентирующая использование сырья и материалов, материалы учета расхода сырья и материалов, получения продукции, результаты инвентаризации источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, источников образования отходов, данные контроля выбросов, сбросов и образования отходов. Исходные данные фиксируются в табличном виде (приложение N 1 к Методическим указаниям).

В зависимости от имеющегося набора исходных данных расчет нормативов образования отходов может производиться по нескольким вариантам.

В случае наличия данных о количестве отходов и выпускаемой продукции за единицу времени норматив образования отходов определяется по формуле N 3:


где:

Но - норматив образования отходов, тонн на единицу продукции;

O - количество отходов, образующихся за единицу времени в тоннах;

q - объем продукции, выпускаемой за единицу времени.

В случае отсутствия данных о количестве отходов за единицу времени при наличии информации о количестве сырья и материалов, которые переходят в продукцию, сумма всех отходов, образующихся в течение единицы времени, рассчитывается по формуле N 4:


где:

- сумма всех отходов за единицу времени, тонн;

- суммарное количество сырья и материалов, поступивших в производство за единицу времени, тонн;

- суммарное количество сырья и материалов, используемых для производства продукции за единицу времени, тонн;

- сумма неизбежных безвозвратных потерь сырья (материалов) в процессе производства за единицу времени, тонн;

- суммарное количество загрязняющих веществ в составе выбросов в атмосферный воздух за единицу времени, тонн;

- суммарное количество загрязняющих веществ в составе сбросов за единицу времени, тонн.

При этом норматив образования отходов определяется по формуле N 5:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»