(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.05.2016 N 449-П)
Оценка состояния управления. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности автономного округа, являются одним из важнейших инструментов влияния государственных органов автономного округа на развитие его территории. В соответствии с законодательством Российской Федерации в собственности автономного округа находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также которые приобретены по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.05.2016 N 449-П)
Государственная политика автономного округа по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности автономного округа, направлена на создание и совершенствование правовых, экономических, социальных и организационных условий для развития земельных отношений, осуществляется исходя из понимания данных о земельных участках как об особых объектах природного мира, используемых в качестве основы жизни и деятельности человека, средства производства в сельском хозяйстве и иной деятельности, и одновременно как о недвижимом имуществе с особым правовым режимом.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.05.2016 N 449-П)
Нормативная основа управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности автономного округа, в целом является достаточной и включает в себя комплекс нормативных правовых актов, принятых (в соответствии с установленным разграничением предметов ведения и полномочий) как на федеральном уровне, так и на уровне автономного округа.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.05.2016 N 449-П)
Вместе с тем, одной из ключевых проблем, препятствующих совершенствованию управления земельными участками, находящимися в собственности автономного округа, является незавершенность процесса разграничения государственной собственности на землю, в связи с чем на практике нередко возникают затруднения, связанные с отсутствием однозначного распределения полномочий в данной сфере между федеральными органами, государственными органами автономного округа и органами местного самоуправления. Отмеченные недостатки ведут, с одной стороны, к снижению инвестиционной привлекательности производств, а с другой стороны - возрастанию коррупционных рисков при выделении участков, созданию условий для возможного рейдерства (захватов) в отношении хозяйствующих субъектов.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.05.2016 N 449-П)
Также нерешенным остается ряд вопросов, связанных с установлением порядка использования в деятельности государственных органов автономного округа широкого набора инструментов управления, способствующих максимально возможному вовлечению земельных участков, находящихся в собственности автономного округа, в гражданский оборот. В частности, требуют более детального нормативного урегулирования:
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.05.2016 N 449-П)
условия и механизмы отчуждения земель различных категорий из государственной собственности автономного округа, а также предоставления их в пользование;
процедуры контроля за целевым и эффективным использованием земельных участков, находящихся в собственности автономного округа.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.05.2016 N 449-П)
Перечисленные проблемы управления земельными ресурсами являются характерными в целом для Российской Федерации и отдельно взятых субъектов Российской Федерации; автономный округ не является исключением. Однако существующие недостатки системы управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности автономного округа, усугубляются спецификой функционирования нефтегазового сектора. Освоение нефтегазовых месторождений оказывает сильное негативное воздействие на состояние земельных ресурсов. Многие из лицензионных участков на территории автономного округа, полученных недропользователями, не используются должным образом. Требует дальнейшего технологического совершенствования ряд других направлений деятельности в сфере природопользования.