ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 года N 147
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2015-2020 ГОДЫ"
Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Развитие промышленности Республики Дагестан на 2015-2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 года N 654 (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 17 мая, N 05002000929).
Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
Р.АЛИЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 26 мая 2016 года N 147
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2015-2020 ГОДЫ"
1. Изложить государственную программу Республики Дагестан "Развитие промышленности Республики Дагестан на 2015-2020 годы" в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 22 декабря 2014 года N 654
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2015-2020 ГОДЫ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2015-2020 ГОДЫ"
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство промышленности и торговли Республики Дагестан | |
Участники Программы | - | Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан; | |
Цель Программы | - | создание в Республике Дагестан конкурентоспособной, устойчивой, структурно-сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию на основе разработки и применения передовых промышленных технологий, ускоренное развитие импортозамещающих производств, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики региона, создание эффективных механизмов мотиваций для инновационной и научно-технической деятельности, формирование технико-технологической базы для разработки и внедрения высокотехнологичной наукоемкой продукции и технологии в производства в форме техно- и индустриальных парков, учебно-методических центров | |
Задачи Программы | - | обеспечение эффективного использования промышленного потенциала Республики Дагестан; | |
Перечень подпрограмм | - | подпрограмма 1 "Модернизация промышленности Республики Дагестан на 2015-2020 годы"; | |
Этапы и сроки реализации Программы | - | 2015-2020 годы, в два этапа: | |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | индекс промышленного производства к предшествующему году; | |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования составляет 18306,456 млн. руб., из них: | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | для отраслей, ориентированных на создание новых видов инновационной продукции (композитов): |
ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ 1 "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА 2015-2020 ГОДЫ" ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2015-2020 ГОДЫ"
Ответственный исполнитель Подпрограммы | - | Министерство промышленности и торговли Республики Дагестан | |
Цели Подпрограммы | - | создание благоприятных условий для модернизации и повышения конкурентоспособности промышленности Республики Дагестан; | |
Задачи Подпрограммы | - | обеспечение эффективного использования промышленного потенциала Республики Дагестан; | |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы | - | 2015-2020 годы, в два этапа: | |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы | - | рост индекса промышленного производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства"; | |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы | - | общий объем финансирования на реализацию Подпрограммы составляет 17901,856 млн. руб., в том числе: | |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы | - | рост индекса промышленного производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в 2,5 раза в сравнении с показателем базового 2014 года; |
ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ 2 "ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН" ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2015-2020 ГОДЫ"
Ответственный исполнитель Подпрограммы | - | Министерство промышленности и торговли Республики Дагестан | |
Участники Подпрограммы | - | Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан; | |
Цели Подпрограммы | - | опережающее развитие современной производственной инфраструктуры Республики Дагестан как основы развития промышленности, повышения ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности путем стимулирования создания и развития индустриальных парков | |
Задачи Подпрограммы | - | разработка и внедрение механизмов привлечения передовых технологий и передового международного и российского опыта создания и развития индустриальных парков и управления ими; | |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы | - | 2015-2020 годы, в два этапа: | |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы | - | количество действующих индустриальных парков; | |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы | - | общий объем финансирования на реализацию Подпрограммы составляет 404,6 млн. руб., в том числе: | |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы | - | количество действующих индустриальных парков в 2020 году составит 17 ед.; |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Промышленность - одна из важнейших и социально значимых отраслей экономики республики; в структуре произведенного валового регионального продукта (ВРП) на промышленное производство приходится 6,6 процента. Численность занятых в отрасли составляет более 27 тысяч человек.
Ведущими подотраслями промышленности Дагестана являются пищевая индустрия, электроэнергетика, машиностроение, химическая промышленность. Машиностроительный комплекс - один из основных блоков обрабатывающих производств. В настоящее время он представлен в республике производством оборудования для авиа- и судостроения, радиоэлектронной промышленностью, энергетическим машиностроением и электротехнической промышленностью. В последние годы в республике ускоренное развитие получило производство автомобильных компонентов.
Отрасль насчитывает более 25 крупных и средних действующих предприятий, обеспечивает занятость около 9 тыс. человек. Развитие многих предприятий машиностроения в последние годы связано с расширением кооперации и интеграции с крупными российскими компаниями, корпорациями, холдингами, концернами. Среди партнеров дагестанских промышленников ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "КАМАЗ", ОАО "Компания "Сухой", ГК "Ростех", ОАО "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор", ОАО "Газпром", ОАО "Лукойл" и другие предприятия и научно-исследовательские организации.
Химическую и стекольную промышленность представляют 8 предприятий, расположенных в разных городах республики, численность персонала которых составляет около 2 тыс. человек. В отрасли значительным производственным потенциалом обладают ОАО "Каспийский завод листового стекла", ОАО "Дагфос", ООО "ДагестанСтеклоТара", ОАО "Завод стекловолокна", ООО "НБТ "Дагестан" и другие.
В настоящее время увеличить производительность труда в реальном секторе экономики республики невозможно без коренной модернизации, включающей в себя широкий спектр направлений: от технологического перевооружения предприятий и активизации инновационной деятельности до радикального повышения качества человеческого капитала и перестройки институциональной структуры государственного сектора науки.
На крупных промышленных предприятиях имеются незагруженные мощности и свободные производственные площади, обеспеченные всей необходимой инфраструктурой, которые необходимо использовать как инвестиционные площадки. При этом практически каждое предприятие республики имеет инвестиционный проект, направленный на модернизацию производства, выпуск конкурентоспособной гражданской продукции, в том числе взамен нестабильного оборонного заказа.
В целях обеспечения эффективного использования прикладного научно-технического потенциала в последние годы в республике принят ряд нормативных правовых актов, в том числе законы Республики Дагестан: от 17 марта 2006 года N 15 "Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан", от 9 марта 2007 года N 5 "О науке и научно-технической деятельности в Республике Дагестан", от 26 декабря 2008 года N 63 "О технопарках в Республике Дагестан". Вместе с тем республиканское законодательство в этой области не лишено недостатков, которые начинают выявляться при переходе к стадии реализации практических мероприятий, необходимо его дальнейшее совершенствование.
Устранение препятствий, сдерживающих развитие промышленности, требует применения адекватных комплексных методов и механизмов решения проблемы. Необходимость применения программно-целевого метода объясняется рядом факторов, сдерживающих инновационное развитие промышленности, среди которых основными являются следующие:
недоступность крупных и средних долгосрочных инвестиционных кредитов под приемлемые процентные ставки. Разработка инновационной продукции и инвестирование средств в ее освоение ведется в основном за счет собственных средств предприятий, что сегодня представляется явно недостаточным. Вследствие этого освоение инновационных на момент разработки проектов затягивается на годы, что ведет к их устареванию либо вытеснению с рынка конкурентами из других регионов;
повышенная зависимость промышленности республики от государственного оборонного заказа, который в машиностроительном комплексе составляет более половины объемов производства. Используя производственный опыт и кадровый потенциал оборонных предприятий, необходимо провести реструктуризацию отрасли для создания новых производств по выпуску конкурентоспособной гражданской продукции;
недостаток квалифицированных кадров. Имеющиеся на сегодняшний день в республике кадровый потенциал и система подготовки кадров, особенно в части начального и среднего профессионального образования, не обеспечивают стабильного развития промышленности, тем более на длительную перспективу. Необходимо отметить, что дефицит кадров для промышленности сложился отчасти и вследствие сравнительно низкой заработной платы в отрасли. Так, в машиностроении средняя заработная плата находится примерно на одном уровне со средней заработной платой по республике, в то время как это соотношение должно быть как минимум двукратным.
В целях реализации на республиканском уровне государственной научно-технической политики необходимо прежде всего сформировать в регионе благоприятный инвестиционный климат для осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), создать систему эффективных стимулов для развития инновационной инфраструктуры, охватывающей весь процесс - от конструкторской идеи до реального внедрения в серийное производство инновационного продукта, конкурентоспособного на рынке.
В формируемую инновационную инфраструктуру должны войти предприятия, организации, объединения, образовательные учреждения высшего профессионального образования, научно-исследовательские институты, охватывающие полный цикл осуществления инновационной научно-технической деятельности - от генерации идей до их воплощения и реализации.
Данные структуры призваны привлечь и аккумулировать финансовые средства, в том числе из внебюджетных источников, для приобретения современного научно-исследовательского оборудования, программного обеспечения, новейших производственных линий.
Предлагаемая Программа предусматривает системный подход к реализации конкретных приоритетных направлений в промышленности, целевое определение мероприятий по указанным направлениям, которые на сегодняшний день и в среднесрочной перспективе имеют реальные возможности для развития. Программа как базовый документ позволяет в 2015-2020 годах сконцентрировать усилия и финансовые ресурсы на достижении поставленных целей.
Темп роста промышленного производства в Республике Дагестан за 2013 год составил 154,0 проц. (за 2012 год - 100,4 проц.), в том числе по рассматриваемому Программой виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" - 166,5 проц., что обеспечено ростом в машиностроении, стекольной и перерабатывающих отраслях промышленности республики, а также промышленности строительных изделий и материалов, т.е. по таким видам экономической деятельности, как:
"Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий" - 516,7 проц.;
"Производство прочих неметаллических минеральных продуктов" - 120,1 проц.;
"Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" - 79,2 проц.;
"Производство машин и оборудования" - в 17,6 раза;
"Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака" - 108,1 процента.
Индекс промышленного производства за 2013 год превышает средние значения по СКФО и России в целом. По официальным статистическим данным, указанный индекс по России составил 100,3 проц., по СКФО - 107,4 процента. Кроме того, индекс по Республике Дагестан за 2013 год является наиболее высоким среди всех субъектов Российской Федерации.
При сохранении факторов, сдерживающих инновационное развитие промышленности, среднегодовой прирост промышленного производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (по отдельным подвидам) на 2014-2018 годы сохранится на уровне максимум 3-5 проц., тогда как Программой предусматривается 16-20 проц., то есть к 2020 году будет обеспечен существенный прорыв (в 2,5 раза в сравнении с базовым 2014 годом) в темпах роста промышленности.
В то же время целевыми индикаторами Программы предусматриваются среднегодовые темпы роста по обрабатывающим производствам в размере 115 процентов. Численность работающих только на предприятиях, участвующих в реализации мероприятий Программы, увеличится на 8,3 тыс. человек.
Налоговые платежи в консолидированный бюджет Республики Дагестан по предприятиям машиностроения в 2013 году составили 123,9 млн. рублей. При реализации Программы к 2020 году ожидается их увеличение до 540 млн. руб., в целом за 5 лет они составят 1,9 млрд руб., что компенсирует расходы из республиканского бюджета Республики Дагестан, выделяемые на мероприятия Подпрограммы.
Таким образом, реализация Программы существенно повлияет на улучшение социально-экономической ситуации в Республике Дагестан в сравнении со сложившейся сегодня и прогнозируемой без учета программно-целевого метода.
При подготовке настоящей Программы рассматривался инновационный сценарий развития ситуации. Основу Программы составляет реализация конкретных инновационных проектов и проектов модернизации предприятий, а также комплекса мероприятий, направленных на создание организационных основ, благоприятных условий и экономических стимулов для развития инновационного процесса в промышленном комплексе республики, проведение технического перевооружения предприятий с внедрением современных высокопроизводительных технологий.
Система программных мероприятий формируется по основным отраслевым направлениям, приоритетным для промышленности Республики Дагестан:
развитие производства автомобильной техники и автокомпонентов;
развитие производства авиационного оборудования и авиационной техники;
развитие производства строительных и композиционных материалов, изделий из стекла преимущественно на базе местных сырьевых ресурсов;
развитие производства радиоэлектронных систем и оборудования;
реализация программ модернизации и технического перевооружения предприятий;
развитие индустриальных парков.