ДЕПАРТАМЕНТ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 28 января 2016 года N 10

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК РАБОТ (УСЛУГ) ПО РЕМОНТУ И (ИЛИ) ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ СЕРВЕРНОГО И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЧАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ


В целях оптимизации деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края, государственных казенных учреждений Краснодарского края, бюджетных учреждений Краснодарского края при осуществлении закупок работ (услуг) по ремонту и (или) техническому обслуживанию серверного и телекоммуникационного оборудования, вычислительной техники, в том числе в части формирования описания объекта закупки, приказываю:

1. Утвердить методические рекомендации по осуществлению закупок работ (услуг) по ремонту и (или) техническому обслуживанию серверного и телекоммуникационного оборудования, вычислительной техники, в том числе в части формирования описания объекта закупки (далее - методические рекомендации), согласно приложению.

2. Контрактному управляющему департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края (далее - департамент) при осуществлении соответствующих закупок руководствоваться методическими рекомендациями.

3. Отделу информационно-технического обеспечения департамента (Нечаев) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.gz-kuban.ru в подразделах "Документы в сфере закупок", "Методические рекомендации в рамках контрактной системы в сфере закупок" раздела "Контрактная система в сфере закупок".

5. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

6. Приказ вступает в силу на следующий день после дня его подписания.

Руководитель департамента
А.А.АДАСЬКО



Приложение


Утверждены
приказом
департамента по регулированию
контрактной системы
Краснодарского края
от 28 января 2016 года N 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК РАБОТ (УСЛУГ) ПО РЕМОНТУ И (ИЛИ) ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ СЕРВЕРНОГО И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЧАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ

1. Общие положения


Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи органам исполнительной власти Краснодарского края, государственным казенным учреждениям Краснодарского края, бюджетным учреждениям Краснодарского края (далее - заказчик) по оптимизации процедур определения исполнителей в части формирования и описания объекта закупки на выполнение работ (оказание услуг) по ремонту и (или) техническому обслуживанию серверного и телекоммуникационного оборудования, вычислительной техники.

Настоящие методические рекомендации подготовлены с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Методические рекомендации по осуществлению закупок работ (услуг) по ремонту и (или) техническому обслуживанию серверного и телекоммуникационного оборудования, вычислительной техники, в том числе в части формирования описания объекта закупки (далее - методические рекомендации), направлены на формирование носящих объективный характер описаний объектов закупок, способствующих результативному и эффективному осуществлению закупок, а также на закрепление в контракте отдельных положений, учитывающих специфику объекта закупки.

Настоящие методические рекомендации разработаны в дополнение к методическим рекомендациям по формированию описания объекта закупки, утвержденным приказом департамента государственного заказа Краснодарского края от 9 января 2014 года N 1 "Об утверждении формы заявки на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка ее направления в департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края" (далее - Приказ N 1).

2. Формирование объекта закупки при планировании


Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Реализация данного принципа возможна, в том числе посредством создания благоприятных условий для увеличения конкурентной среды.

Одним из принципов контрактной системы в сфере закупок является обеспечение конкуренции. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Законом N 135-ФЗ также установлен запрет на совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При планировании закупки на выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и (или) ремонту вычислительной техники, оргтехники, серверного и телекоммуникационного оборудования (далее также - техника, оборудование) заказчики должны принимать во внимание, что все перечисленное оборудование имеет отличное друг от друга назначение и, как следствие, специфика выполняемых работ (оказываемых услуг) различна, вследствие чего, объединение в одну закупку выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию оборудования различного назначения является неэффективным и приводит к ограничению конкуренции. Также при формировании плана закупок и плана-графика в отдельных случаях целесообразно выделять в самостоятельные закупки работы (услуги) по ремонту и техническому обслуживанию оборудования со схожими основными функциональными характеристиками и (или) одинаковыми товарными знаками (изготовляемыми одним производителем). Данные действия будут способствовать созданию благоприятных условий для конкурентной среды. В качестве примера можно привести формирование закупки путем объединения в объект закупки ремонт единиц копировально-множительной техники одного производителя.

При формировании объекта закупки, в том числе его наименования, необходимо исходить из вида работ (услуг), которые надлежит выполнить (оказать). Для этого необходимо дифференцировать такие понятия как ремонт и техническое обслуживание. В соответствии с ГОСТ 18322-78 "Межгосударственный стандарт. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения":

техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании;

ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

Также к техническому обслуживанию относятся мероприятия профилактического характера, включающие определенный комплекс работ, проводимые систематически, через установленные периоды. Техническое обслуживание может включать в себя замену каких-либо частей. В отличие от ремонта, техническое обслуживание необходимо для поддержания работоспособности не потерявшего своих эксплуатационных качеств оборудования.

При формировании объекта закупки следует учитывать следующие требования, установленные законодательством Российской Федерации:

1) запрещается ограничение конкуренции между участниками закупок, путем включения в состав объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются объектом закупки (часть 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ);

2) запрещается создавать участнику закупок или нескольким участникам закупок преимущественные условия участия в закупках, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено Законом N 135-ФЗ;

3) не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требований к деловой репутации участника закупки, требований к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом N 44-ФЗ.

Законодательством о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что заказчики при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) используют конкурентные способы или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 2 статьи 48 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 года N 2019-р. Указанный перечень содержит код 72.5 "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту офисных машин и вычислительной техники".

Учитывая вышеизложенное, заказчики при осуществлении закупок таких работ (услуг) обязаны определять исполнителя посредством электронного аукциона, за исключением случаев закупок работ (услуг) путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного исполнителя с учетом требований Закона N 44-ФЗ.

При принятии решения о формировании объекта закупки заказчики должны исходить из необходимости обеспечения участия как можно большего количества потенциальных исполнителей и в случае наличия факторов, ограничивающих конкуренцию, принять меры по их устранению.

Кроме того, при наличии структурного подразделения, ответственного за информационно-техническое сопровождение работы заказчика, в состав объекта закупки не рекомендуется включать работы (услуги) по замене запасных частей, расходных материалов, комплектующих, которые возможно осуществить самостоятельно (например, замена жесткого диска, замена оперативной памяти, замена элемента питания в ноутбуке и прочее). Для этого в должностных регламентах (инструкциях) соответствующих должностных лиц необходимо закрепить обязанность по замене запасных частей, расходных материалов, комплектующих в тех случаях, когда такая замена возможна силами сотрудников этих подразделений. В таком случае целесообразно приобретать запасные части, расходные материалы, комплектующие по мере необходимости посредством осуществления закупок, в том числе у единственного поставщика на основании частей 4 или 5 статьи 93 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем не рекомендуется осуществлять самостоятельный ремонт техники в течение действия гарантийного срока на нее. Примерный перечень работ по замене запасных частей, расходных материалов, комплектующих, которые возможно осуществить самостоятельно (приложение), является неотъемлемой частью настоящих методических рекомендаций.

3. Описание объекта закупки


Описание объекта закупки является ключевым разделом документации о закупке, устанавливающим требования к рассматриваемым работам (услугам), порядку их выполнения (оказания). Учитывая, что данный документ формирует предмет контракта, к его подготовке необходимо отнестись особенно внимательно.

При установлении характеристик описания объекта закупки заказчик должен исходить из принципа их объективности и достаточности для удовлетворения потребностей заказчика.

Правила описания объекта закупки закреплены в статье 33 Закона N 44-ФЗ.

Ввиду специфичности объекта закупки и необходимости формирования однозначного представления у участников закупки о выполняемых работах (оказываемых услугах) рекомендуется разделить описание объекта закупки на два самостоятельных раздела, один из которых будет содержать перечень действий, которые предстоит совершить исполнителю в рамках заключенного контракта (далее - Перечень N 1), другой - перечень запасных частей, расходных материалов, комплектующих (далее - Перечень N 2).

Статьей 42 Закона N 44-ФЗ предусмотрено право заказчика осуществлять закупки на выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования двумя вариантами:

1) с указанием необходимого объема работ, услуг и исчерпывающего перечня запасных частей, расходных материалов, комплектующих с конкретным количеством по каждой позиции (далее - вариант 1);

2) без указания объема подлежащих выполнению работ (оказанию услуг), количества необходимых запасных частей, расходных материалов, комплектующих (далее - вариант 2).

В случае осуществления закупки вариантом 2 в описание объекта закупки включается Перечень N 1 с указанием цены каждой единицы работы (услуги) и Перечень N 2 с указанием цены каждой единицы запасной части к оборудованию. Одновременно извещение и документация должны содержать условие, что оплата выполненной работы или оказанной услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальную (максимальную) цену контракта.

При формировании Перечня N 1 заказчику надлежит раскрыть подробный алгоритм действий, которые будет необходимо осуществить исполнителю в рамках исполнения заключенного контракта, то есть недостаточно просто установить требование об осуществлении диагностики техники, необходимо раскрыть, какие конкретные действия должен осуществить исполнитель в рамках такой диагностики, а в случае проведения закупки вариантом 2 - максимально расширить список работ (услуг), которые могут выполняться (оказываться) в рамках исполнения контракта.

Содержащиеся в Перечне N 2 запасные части, расходные материалы, комплектующие должны, по возможности, максимально обеспечить потребности заказчика в обозначенных товарах в течение срока действия контракта, а в случае осуществления закупки вариантом 1 - содержать точное количество необходимых запасных частей, расходных материалов, комплектующих.

В рамках формирования вышеуказанных Перечней необходимо обратить внимание на:

1) техническую документацию: дату производства (изготовления) техники, срок службы техники, регламентированные сроки замены расходных материалов (необходимо отметить, что некоторые производители в технической документации указывают перечень запасных частей);

2) наиболее частые причины выхода из строя техники (данную информацию можно получить у организаций, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание указанной техники; заказчиков, эксплуатирующих аналогичную технику; в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");

3) иные сведения, позволяющие сформировать представление о техническом состоянии техники.

При описании запасных частей, расходных материалов и комплектующих заказчик наделен правом (в соответствии с технической документацией производителя) при указании на товарный знак не сопровождать его словами "или эквивалент". Принимая во внимание обязанность заказчика добросовестно подходить к расходованию бюджетных средств, ему надлежит исследовать возможность взаимозаменяемости отдельных элементов (запасных частей, расходных материалов и комплектующих) продукцией других производителей, что может обеспечить экономию при обслуживании и эксплуатации техники, а также положительно отразиться на конкурентной среде. Например, в соответствии с технической документацией производителя замена фотобарабана в копировально-множительном аппарате может производиться только на оригинальный (выпускаемый самим производителем техники или иным предприятием, заключившим лицензионное соглашение с производителем), то есть в данном случае возможно установление товарного знака без сопровождения фразой "или эквивалент", и, напротив, если при ремонте системных блоков имеется возможность устанавливать запасные части (процессор, материнская плата, видеокарта и тому подобное) различных производителей, товарный знак или не указывается, или сопровождается фразой "или эквивалент", при этом должны быть установлены параметры (технические, качественные и функциональные характеристики) эквивалентности.

Правила описания технических и функциональных характеристик используемых запасных частей, расходных материалов и комплектующих изложены в пункте 4.1. приложения N 3 "Методические рекомендации по формированию описания объекта закупки" к Приказу N 1.

При указании характеристик объекта закупки заказчики должны принимать во внимание необходимость не только обеспечения потребности, но и осуществления последующей приемки выполненной работы (оказанной услуги). Стоит отметить, что в случае описания оригинальной запасной части (с товарным знаком без сопровождения фразой "или эквивалент") допускается применение показателя "код производителя" ("каталожный код производителя"), цифровое значение которого указывает на конкретные характеристики данной запчасти.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке наряду с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ (услуг) установленным заказчиком требованиям. При этом указываются в совокупности:

максимальные и (или) минимальные значения таких показателей;

значения показателей, которые не могут изменяться.

Законом N 44-ФЗ, отдельным подзаконным актом форма описания объекта закупки не установлена, вместе с тем во исполнение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 февраля 2014 года N 133 "О Порядке взаимодействия органов исполнительной власти Краснодарского края, государственных казенных учреждений Краснодарского края, бюджетных учреждений Краснодарского края при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Краснодарского края с департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края" департаментом были разработаны и утверждены Приказом N 1 формы описаний различных объектов закупки. В тех случаях, когда нормативной обязанности применения положений Приказа N 1 не закреплено, для удобства подготовки документации о закупке работ (услуг) по ремонту и (или) техническому обслуживанию рекомендуется использовать формы, приведенные в Приложениях N 26 и 26.1 к указанному акту.

С целью реализации положений, закрепленных пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки работ (услуг) по ремонту и (или) техническому обслуживанию, помимо прочих технических регламентов и стандартов, рекомендуется также обратить внимание на следующие стандарты:

ГОСТ 18322-78 "Межгосударственный стандарт. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения";

ГОСТ 25866-83 "Государственный стандарт союза ССР. Эксплуатация техники. Термины и определения";

ГОСТ 26553-85 "Межгосударственный стандарт. Обслуживание средств вычислительной техники централизованное комплексное. Термины и определения";

ГОСТ 27459-87 "Межгосударственный стандарт. Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения";

ГОСТ 19781-90 "Межгосударственный стандарт. Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения";

ГОСТ 15971-90 "Государственный стандарт союза ССР. Системы обработки информации. Термины и определения";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»