КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 1995 года N 192

ОБ АДЫГЕЙСКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ"

(в редакции постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.02.1998 N 31)

В целях реализации долгосрочной республиканской жилищной политики Кабинет Министров Республики Адыгея постановляет:

1. Утвердить Адыгейскую республиканскую программу "Жилище" (приложение N 1).

2. Создать Межведомственную комиссию по вопросам реализации Адыгейской республиканской программы "Жилище".

абзац утратил силу. - Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.02.1998 N 31.

3. Утвердить:

Положение о Межведомственной комиссии по вопросам реализации Адыгейской республиканской программы "Жилище" (приложение N 2).

абзац утратил силу. - Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.02.1998 N 31.


Премьер-министр
Республики Адыгея
Н.ПЕДАН






Приложение N 1
к постановлению
Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 19 июня 1995 года N 192

АДЫГЕЙСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ"


 I. Введение


1. Основной целью Адыгейской республиканской программы "Жилище" (далее - Программа) является определение принципиальных положений долгосрочной республиканской жилищной политики и конкретных мер по осуществлению следующих задач до 2000 года:

создание нормативной базы жилищной реформы;

преодоление сокращения объемов жилищного строительства;

изменение структуры жилищного фонда и жилищного строительства по формам собственности, источникам финансирования, типам зданий и технологиям их возведения;

поэтапный перевод жилищной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения;

демонополизация жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, структурная перестройка базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, изменение форм обслуживания и ремонта жилого фонда;

комплексный подход к решению вопросов землепользования, связанных с жилищной проблемой, развитием инженерной инфраструктуры.

2. Жилищная реформа имеет ключевое значение для общего успеха экономической реформы, способствуя снижению инфляции, сокращению дефицита государственного бюджета, стабилизации денежного обращения за счет аккумуляции частных средств и увеличения собственного жилья, улучшения территориального распределения трудовых ресурсов, перехода к менее энергоемким и материалоемким формам строительства.

3. Кризисное состояние жилищного сектора в Республике Адыгея во многом вызвано объективными обстоятельствами, связанными с переходом от жесткого государственного управления к рыночной экономике, отказом государства от монопольной роли инвестора, подрядчика, собственника в сфере жилья. Неподготовленность рыночных институтов усугубила ситуацию в жилищной сфере. Она характеризуется резким ростом цен на строительную продукцию. Предусмотренные для выполнения социальных программ капитальные вложения государства, предприятий и организаций стали явно недостаточными: снизились темпы предоставления жилья гражданам, упала платежеспособность населения на приобретение жилья или осуществление частного строительства.

Ввод жилья сократился с 134,4 тысячи квадратных метров общей площади в 1987 году до 85,7 тысячи квадратных метров в 1994 году.

При этом 6,1 тысячи человек живут в общежитиях, свыше 3,6 тысячи человек проживают в ветхих и аварийных домах. В очереди на улучшение жилищных условий стоит 12380 семей.

В республике появились сотни мигрантов и вынужденных переселенцев, также остро нуждающихся в жилье.

4. Жилищно-коммунальное хозяйство, содержащееся в прежние годы в основном за счет государственных дотаций, в связи с сокращением и либерализацией цен оказалось в критическом положении (таблица 3).

5. Сокращение объема государственных капитальных вложений, сложившаяся динамика цен и жесткая налоговая политика привели к тому, что при остром дефиците жилья объемы его строительства резко уменьшились. Отсюда - существенное снижение загрузки и недоиспользование мощностей домостроительных предприятий, увольнение квалифицированных рабочих.


 II. Правовые аспекты жилищной реформы


1. Принятие в конце декабря 1992 года Верховным Советом Российской Федерации Закона "Об основах федеральной жилищной политики" позволяет развить принципы реализации конституционного права граждан на жилище в новых социально-экономических условиях, установить общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности.

Закон устанавливает четкую классификацию видов жилищного фонда, разграничивает права собственности на жилищный фонд, стимулирует проявление инициативы физическими и юридическими лицами при приватизации, строительстве, приобретении жилья, а также при его содержании и ремонте.

Законом увеличены возможности развития частной собственности на недвижимость в жилищной сфере. Только гражданин теперь, в зависимости от собственного желания и возможностей, будет определять размеры собственного жилья, его стоимость.

Установлены сроки предоставления земельных участков под строительство: для граждан - в течение одного месяца, для юридических лиц - в течение двух месяцев со дня подачи заявления.

Предусматривается развитие льготного долгосрочного кредитования индивидуального и кооперативного жилищного строительства, включая ипотечное кредитование. Закон предоставляет дополнительные возможности для решения жилищных проблем военнослужащих, включая уволенных с военной службы, беженцев, безработных, а также граждан, длительное время проработавших в районах Крайнего Севера.


 III. Социальные аспекты жилищной политики


1. В сознании уже нескольких поколений утвердилось отношение к жилью как к бесплатно предоставляемому государством социальному благу, и преодоление этого стереотипа потребует длительного времени. Кроме того, низкий уровень материального благосостояния большинства населения требует проведения такой жилищной политики, которая обеспечит реальную возможность строительства или приобретения жилья семьям со средними и низкими доходами.

2. Задача республиканской жилищной политики - всемерно способствовать росту доли жилищного фонда в частной собственности граждан или юридических лиц путем приватизации существующего государственного и муниципального жилищного фонда, а также развития частного коммерческого жилищного строительства.

3. Одновременно с ускорением приватизации жилья важно стимулировать индивидуальное и кооперативное жилищное строительство за счет приватизированных предприятий, акционерных обществ и других негосударственных организаций.

Частное строительство, и прежде всего индивидуальное, должно стать важнейшей формой наращивания жилищного фонда.

Удельный вес ввода в эксплуатацию индивидуального и кооперативного жилья в общем объеме ввода жилья в 1993 году составил,6 процента, в 1994 году - 57,8 процента. К 1995 году необходимо увеличить до 60 процентов, а в перспективе вместе с вводом жилья негосударственными предприятиями и организациями его необходимо довести до 70 процентов.

Необходимы конкретные меры государственной поддержки в организации частного, в том числе индивидуального жилищного строительства, в виде беспрепятственного предоставления или продажи земельных участков, их инженерного оборудования, создания соответствующей базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов.

4. В новых социально-экономических условиях должно быть обеспечено право граждан на улучшение своих жилищных условий путем получения в порядке очередности жилья из государственного или муниципального жилищного фонда в пределах социальной нормы площади, приходящейся на одного человека, на условиях договора найма, аренды жилья либо путем приобретения или строительства частного жилья в более короткие сроки с использованием собственных средств, организации кондоминиумов-товариществ, жилищных или жилищно-строительных кооперативов.

В целях сокращения очередей и сроков ожидания на получение жилья целесообразно предоставлять гражданам целевые дотации из средств бюджетов, собственных средств предприятий и организаций, создаваемых для этих целей инвестиционных или иных фондов, других внебюджетных источников на индивидуальное жилищное строительство при их согласии на снятие с учета на бесплатное получение жилья.


 IV. Финансово-экономические аспекты жилищной реформы


1. По данным Государственного комитета Республики Адыгея по статистике, за январь - декабрь 1994 года введено 85,7 тысячи квадратных метров общей площади жилых домов, то есть в 1,23 раза меньше, чем в 1993 году, когда было введено 105,5 тысячи квадратных метров, и в 1,6 раза меньше, чем вводилось ежегодно в 1987 и 1988 годах, - соответственно 134,4 и 135,0 тысячи квадратных метров. При этом ежегодное выбывание жилищного фонда составляет 1,3 тысячи квадратных метров жилья.

При условии снижения уровня инфляции, последовательного проведения жилищной реформы, реализации Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" ввод жилья в Республике Адыгея должен несколько увеличиться и составить в 1995 году 90 тысяч квадратных метров.

2. В 1985 году стоимость строительства 1 квадратного метра площади многоквартирного многоэтажного крупнопанельного жилого дома за счет государственных капитальных вложений составляла около 260 рублей, в 1990 году - около 320 рублей, в 1991 году - 800 - 1000 рублей, в 1992 году - около 16 тысяч рублей, в 1993 году - 42 тысячи рублей, в 1994 году - 800 тысяч рублей.

3. Государственную финансовую поддержку жилищного строительства в 1995 - 1997 годах в Республике Адыгея предполагается концентрировать по следующим направлениям:

из бюджета Российской Федерации - компенсировать на удорожание кооперативного жилищного строительства, начатого до 1 января 1992 года, на строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных в запас или отставку из Вооруженных Сил Российской Федерации, беженцев, лиц, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, участников ликвидации последствий чернобыльской аварии и стихийных бедствий, а также на строительство отдельных крупных объектов коммунального хозяйства межрегионального значения, на дотации отдельным регионам и отраслям;

из бюджета Республики Адыгея - на строительство жилых домов для очередников и работников бюджетных организаций, развитие базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, коммунальное строительство, включая подготовку территорий для нового жилищного строительства, развитие, ремонт и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства.

4. В 1995 году в соответствии с расчетами Министерства экономики Республики Адыгея объем капитальных вложений на реализацию жилищной программы по всем источникам финансирования составит 58600 миллионов рублей, в том числе:

за счет средств бюджета Российской Федерации - 10600 миллионов рублей;

за счет средств бюджета Республики Адыгея - 2800 миллионов рублей;

за счет внебюджетных источников финансирования - 45200 миллионов рублей (из них средств населения - 42600 миллионов рублей).

Основная часть средств, выделяемых из бюджета Российской Федерации (4013 миллионов рублей), направляется на строительство жилья для военнослужащих, учитывая сокращение ввода жилья за счет бюджета Российской Федерации, предполагается выделение средств для обеспечения льготного кредитования индивидуального и кооперативного жилищного строительства, кредитов для развития производственной базы малоэтажного жилищного строительства, а также на развитие инфраструктуры городов и других поселений.

5. Для концентрации и эффективного использования средств, направляемых на жилищное строительство, предполагается образовать фонды развития жилищного строительства на республиканском и районных (городских) уровнях.

Источниками поступления средств в эти фонды могут стать на республиканском уровне: средства бюджета; средства фонда занятости в части организации общественных работ, связанных со строительством, реконструкцией и модернизацией жилья, а также объектов социальной и коммунальной инфраструктуры населенных пунктов; взносы благотворительных обществ, организаций и отдельных лиц;

на районном (городском) уровне: налог на разницу между себестоимостью и продажной стоимостью жилья; доля налога на недвижимость; доля доходов от операций с муниципальной недвижимостью, в том числе с объектами незавершенного строительства; часть прибыли от продажи администрациями городов и районов инженерно подготовленных участков для частного жилищного строительства.

Основными направлениями использования средств фондов развития жилищного строительства должны являться:

создание жилищного фонда социального использования;

инженерная подготовка территорий для ведения нового жилищного строительства всех форм собственности;

развитие, ремонт и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства;

развитие базы строительной индустрии, промышленности строительных материалов, в первую очередь производства эффективных утеплителей.

6. Для привлечения средств населения в жилищную сферу возможна компенсация банкам за кредит части процентной ставки или субсидирование оплаты первого взноса. Кабинет министров Республики Адыгея и главы администраций городов и районов Республики Адыгея могут также на безвозмездной основе предоставлять заемщику определенную сумму средств для того, чтобы увеличить размер первого взноса, который заемщик может заплатить в момент приобретения жилья. Такая система представляется более целесообразной.

Суммарная величина субсидий не должна превышать 70 процентов от стоимости жилья. При использовании накопленных средств не по назначению льготы и субсидии аннулируются.

7. Для организации новых систем кредитования жилья целесообразно создать агентство по ипотечному кредитованию.

Указанное агентство необходимо для осуществления операций по защите от возможных рисков банков, выполняющих ипотечное жилищное кредитование, для контроля выпуска ценных бумаг на заложенное имущество, приобретения закладных на жилье, регулирования, создания и функционирования системы регистрации ипотечных и иных операций с недвижимостью.

8. В целях увеличения объемов строительства жилья, объектов социально-бытовой инфраструктуры, производства изделий, машин и механизмов для нужд жилищного комплекса необходимо решить вопрос о предоставлении льгот предприятиям, выпускающим данную продукцию, вкладывающим средства в развитие базы строительства, ремонта и реконструкции жилья.

В качестве дополнительных мер по увеличению инвестиционной активности в сфере жилищного строительства предполагается:

снижение до 50 процентов ставки налога на добавленную стоимость строительных материалов и изделий, производимых предприятиями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, и освобождение полностью от этого налога проектных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новой техники и передовых технологий для промышленности строительных материалов и изделий;

уменьшение на 50 процентов налога на прибыль от деятельности банков, направленной на долгосрочное кредитование приобретения или строительства жилья (в объеме не менее 30 процентов от всех кредитных ресурсов) и на создание фамильных жилищных счетов граждан;

освобождение от подоходного налога средств граждан, зачисленных на целевые фамильные жилищные счета в банках;

освобождение от налогообложения дивидендов и процентов по вкладам и паям юридических и физических лиц, участвующих в инвестиционных компаниях, фондах, банках, специализирующихся на инвестициях в жилье.

Передача определенного процента средств, получаемых от выкупа государственного имущества, в собственность предприятий, образуемых в процессе приватизации действующих предприятий, при условии инвестирования этих средств в Программу.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»