КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 февраля 1998 года N 31

О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДЫГЕЙСКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"

(в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.02.2000 N 57, от 15.01.2001 N 24)


В целях совершенствования подходов к реализации Адыгейской республиканской программы "Жилище", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 19 июня 1995 года N 192 "Об Адыгейской республиканской программе "Жилище", Кабинет Министров Республики Адыгея постановляет:

1. Утвердить:

Основные направления нового этапа реализации Адыгейской республиканской программы "Жилище" согласно приложению N 1;

Персональный состав Межведомственной комиссии по вопросам реализации Адыгейской республиканской программы "Жилище" согласно приложению N 2.

2. Признать утратившими силу абзац 2 пункта 2 и абзац 2 пункта 3 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 19 июня 1995 года N 192 "Об Адыгейской республиканской программе "Жилище".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Республики Адыгея по жилищно - коммунальному хозяйству. (в ред. постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.01.2001 N 24)


Премьер - министр
Республики Адыгея
М.ТХАРКАХОВ



Приложение N 1
к постановлению
Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 2 февраля 1998 года N 31

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НОВОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ АДЫГЕЙСКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"


Основные направления нового этапа реализации Адыгейской республиканской программы "Жилище" разработаны с целью определения в Республике Адыгея долгосрочной перспективы республиканской жилищной политики на период до 2000 года и развивают основные положения Адыгейской республиканской программы "Жилище" (далее - программа "Жилище"), утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 19 июня 1995 года N 192 "Об Адыгейской республиканской программе "Жилище".


 Введение


В программе "Жилище" были определены принципиальные положения долгосрочной жилищной политики до 2000 года.

Прошедший период подтвердил необходимость дальнейшего продолжения реформ в направлениях, определенных программой.

Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности, 75,5 процента от всего жилищного фонда Республики Адыгея находится в частной собственности.

Увеличение доли частного жилищного фонда способствовало развитию рынка жилья. За прошедшие два года использование рыночных механизмов позволило улучшить жилищные условия более чем 170 семьям из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий и стоявших на учете в администрациях городов и районов Республики Адыгея.

Однако преодолеть снижение темпов жилищного строительства не удалось. Ввод жилья составил:

в 1995 году - 98,5 тысячи квадратных метров;

в 1996 году - 67,7 тысячи квадратных метров;

за 9 месяцев 1997 года - 29,7 тысячи квадратных метров.

Из этого объема доля ввода в эксплуатацию общей площади индивидуальных жилых домов составила:

в 1995 году - 77,4 процента;

в 1996 году - 60,4 процента;

за 9 месяцев 1997 года- 87,5 процента.

По Республике Адыгея практически остановлено строительство более 30-ти жилых домов государственной и ведомственной принадлежности, при этом индивидуальные дома продолжают, ритмично строиться и вводиться в эксплуатацию.

Резкий спад темпов жилищного строительства связан со снижением бюджетных инвестиций в эту отрасль.

Основным источником финансирования жилищного строительства стали внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан. Но этого недостаточно для увеличения темпов жилищного строительства. Попытки привлечь в жилищное строительство средства банков и коммерческих структур в прошедший период не принесли желаемых результатов. Высокие ставки на банковские кредиты из-за экономической нестабильности резко увеличивали стоимость возводимого жилья. По этой же причине практика ипотечного кредитования не получила широкого распространения.

Повысился удельный вес малоэтажного строительства. За последние годы в Республике Адыгея выделено 8 тысяч земельных участков для индивидуальной застройки, но работы по развитию необходимой инженерной инфраструктуры на этих территориях не ведутся, что также значительно сдерживает темпы индивидуального жилищного строительства.

Существенное увеличение доли малоэтажного строительства стимулирует перестройку производственной базы домостроения и промышленности строительных материалов и конструкций. Керамическими заводами города Майкопа и поселка Энем начат выпуск облегченного керамического кирпича, идет работа по выпуску деталей для двухквартирных коттеджей и блочных домов, несколькими строительными предприятиями Республики Адыгея осваивается технология монолитного домостроения.

В процессе демонополизации строительного комплекса появились новые дееспособные подрядные строительные структуры, способные при наличии инвестиций значительно увеличить объемы жилищного строительства.

Начат поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающий снижение бюджетных дотаций в жилищно - коммунальное хозяйство. Медленно идет демонополизация жилищно - коммунального хозяйства. Это прежде всего объясняется созданной десятилетиями структурой оказания коммунальных услуг населению. По-прежнему будут оставаться монополистами предприятия, обеспечивающие население водой, теплом, газом и другими энергоресурсами.

Демонополизация жилищно - коммунального хозяйства наметилась в сфере управления и обслуживания жилищного фонда - в ряде городов и населенных пунктов Республики Адыгея создаются товарищества собственников жилья.

В ходе практической реализации программы "Жилище" выявилась необходимость новых подходов к ряду проблем жилищной реформы, направленных на совершенствование системы финансирования, кредитования и налогообложения жилищного строительства и жилищно - коммунального хозяйства, сохранение и восстановление жилищного фонда, уточнение ряда архитектурно - технических и градостроительных аспектов нового этапа жилищной реформы.

В качестве механизма осуществления нового этапа в реализации программы "Жилище" предусматривается внесение изменений и дополнений в отдельные ее положения для решения следующих основных задач:

усиления социальной защиты малоимущих групп населения;

распространения эффективных систем целевой поддержки нуждающихся в улучшения жилищных условий граждан;

стимулирования развития систем долгосрочного кредитования строительства и приобретения жилья и других форм внебюджетного финансирования в жилищной сфере;

снижения затрат населения в жилищной сфере путем дальнейшего развития конкуренции в жилищном строительстве и обслуживании жилищно - коммунального хозяйства, в сфере производства строительных материалов, изделий и предметов домоустройства, широкого распространения и внедрения систем энергосбережения;

увеличение объемов ввода в эксплуатацию жилья, завершения строительства недостроенного жилья всех форм собственности.


 Правовые аспекты жилищной реформы


Для обеспечения дальнейшего развития и расширения жилищной реформы необходимо:

а) разработать порядок предоставления государственного и муниципального жилищного фонда по договорам аренды;

б) совершенствование порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, цель которого определить круг претендентов на различные формы содействия в улучшении жилищных условий, пересмотреть перечень категорий граждан, имеющих право на первоочередное и внеочередное содействие в улучшении жилищных условий;

в) дальнейшее развитие приватизации недвижимости в жилищной сфере путем установления механизмов передачи в общую долевую собственность граждан объектов общего пользования;

г) развитие конкуренции в сфере эксплуатации жилищного фонда для удешевления услуг, предоставляемых населению;

д) совершенствование по Республике Адыгея системы предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство, реконструкцию и приобретение жилья;

е) стимулирование процесса внедрения новых форм собственности жилья.


 Социальные аспекты нового этапа жилищной реформы


На новом этапе реализации программы "Жилище" необходимо обеспечить существенное повышение социальной направленности республиканской жилищной политики, усиление социальной защиты граждан со средними и низкими доходами.

При относительно низких доходах основной массы населения и высокой рыночной стоимости жилья республиканская жилищная политика будет направлена на доступность получения в собственность жилья за счет бесплатной приватизации занимаемого гражданами жилья в государственном или муниципальном жилом фонде с целью обеспечения начального капитала для последующего улучшения жилищных условий.

В ближайшее время преобладающим типом улучшения жилищных условий станет использование капитала в виде существующей квартиры с привлечением государственных безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, ипотечных банковских кредитов и собственных средств.

В то же время должна быть сохранена практика бесплатного предоставления жилья в государственном и муниципальном жилых фондах на условиях договора найма малоимущим гражданам, не имеющим другой возможности улучшить свои жилищные условия.

На новом этапе программы "Жилище" предусматривается также сохранение жилищно - строительных и жилищных кооперативов, молодежных жилищных комплексов как формы улучшение жилищных условий граждан. Долгосрочное кредитование и субсидирование подобных объединений будет решаться за счет внебюджетных источников финансирования.

Для поддержки членов жилищно - строительных кооперативов, строительство которых было начато до 1994 года, будет сохранена государственная поддержка в форме предоставления им целевых безвозмездных субсидий.

Одной из самых острых проблем остается проблема обеспечения жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и других групп населения, обеспечение жильем которых финансируется из федерального бюджета.

Для повышения эффективности использования выделяемых из федерального бюджета средств для обеспечения жильем определенных категорий граждан планируется распространение опыта предоставления безвозмездных субсидий, введение практики использования государственных жилищных сертификатов для военнослужащих и некоторых категорий граждан.

На территории Республики Адыгея будет осуществлен переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Структура платежей за жилье всех форм собственности включает:

первый платеж - за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования в жилых зданиях;

второй платеж - за коммунальные услуги;

третий платеж - налог на недвижимое имущество осуществляет собственник жилых помещений или плата за наем жилья (на компенсацию затрат по его строительству и реконструкции) - осуществляет наниматель жилья.

Переход на новую систему оплаты жилья всех форм собственности и коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам будет осуществляться при системе жилищных компенсаций в безналичном виде для малоимущих граждан на оплату площади жилья и коммунальных услуг в пределах социальных норм потребителя.

Доля расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, дающая право на субсидию, составляет:


годы                      проценты

1997                         15

1998                         18

1999                         19

2000                         20

2001                         22

2002                         23

2003                         25


Социальная норма площади жилья на территории Республики Адыгея составляет:

18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;

42 квадратных метра - на семью из двух человек;

33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан;

фактическая площадь на одиноких граждан, проживающих в однокомнатных квартирах.

При переходе на рыночные принципы оплаты за жилье и коммунальные услуги определение размера социальной нормы площади жилья и нормы потребления коммунальных услуг учитывает принципы социальной справедливости, так как при этом основная доля удорожания ложится на граждан с высоким уровнем доходов, имеющих, как правило, жилье площадью, превышающей социальную норму.

Для контроля за необоснованным завышением тарифов в сфере действия естественных монополий, связанных со сложившейся технологией, администрациям городов и районов Республики Адыгея и Государственной жилищной инспекции Республики Адыгея рекомендуется осуществлять контроль за установлением тарифов на жилищно - коммунальные услуги путем введения оценки объективности расчета затрат и прибыли предприятий - естественных монополистов для формирования цен. Для повышения роли граждан в управлении, благоустройстве, содержании жилья, контроле за потреблением энергоресурсов будет активизировано образование кондоминиумов и товариществ собственников жилья.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»