ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2000 года N 821-1
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2000 - 2004 ГОДЫ
Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея постановляет:
1. Утвердить Республиканскую программу развития образования на 2000 - 2004 годы (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2000 - 2004 ГОДЫ
┌═══════════════════════┬════════════════════════════════════════‰
│Наименование Программы:│Республиканская программа развития обра-│
│ │зования на 2000 - 2004 годы │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Основание для разработ-│Федеральный закон от 13 января 1996 года│
│ки Программы: │N 12-ФЗ "Об образовании", Федеральный│
│ │закон от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ "Об│
│ │утверждении Федеральной программы разви-│
│ │тия образования", Закон Республики Ады-│
│ │гея от 6 января 2000 года N 156 "Об об-│
│ │разовании" │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Государственный заказ-│Кабинет Министров Республики Адыгея │
│чик Программы: │ │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Исполнители и соиспол-│Министерство образования и науки Респуб-│
│нители Программы: │лики Адыгея, Министерство экономики Рес-│
│ │публики Адыгея, Министерство по делам│
│ │промышленности и инфраструктуры Респуб-│
│ │лики Адыгея, администрации городов и│
│ │районов Республики Адыгея, муниципальные│
│ │органы управления образованием, образо-│
│ │вательные учреждения различных организа-│
│ │ционно - правовых форм, типов и видов │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации Прог-│2000 - 2004 годы │
│раммы: │ │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Цель Программы: │развитие системы образования в Республи-│
│ │ке Адыгея в интересах формирования твор-│
│ │ческой личности с учетом национальных,│
│ │социально - экономических, культурных и│
│ │других особенностей и как одного из фак-│
│ │торов экономического и социального прог-│
│ │ресса общества │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Основные мероприятия│обеспечение условий для реализации рав-│
│(задания) Программы: │ных прав граждан на получение образова-│
│ │ния всех уровней и ступеней; │
│ │создание законодательной, нормативной и│
│ │материальной базы, обеспечивающей функ-│
│ │ционирование и развитие системы образо-│
│ │вания; │
│ │разработка и внедрение национально - ре-│
│ │гионального компонента государственных│
│ │стандартов по учебным предметам базисно-│
│ │го учебного плана; │
│ │совершенствование процесса аттестации и│
│ │аккредитации образовательных учреждений;│
│ │обеспечение контроля качества образова-│
│ │ния; │
│ │завершение перехода на обучение в на-│
│ │чальной школе по программе 1 - 4 классов│
│ │и подготовка к 12-летнему обучению в об-│
│ │щеобразовательных учреждениях; │
│ │разработка механизма закрепления педаго-│
│ │гических кадров в сельских школах и их│
│ │переподготовки; │
│ │организация подготовки и издания учеб-│
│ │ной, научной и методической литературы│
│ │для реализации Закона Республики Адыгея│
│ │"О языках народов Республики Адыгея" │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые результаты│сохранение и развитие системы образова-│
│реализации Программы: │ния в Республике Адыгея │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Финансовое обеспечение│для сохранения и обеспечения жизнедея-│
│Программы: │тельности системы образования в Респуб-│
│ │лике Адыгея и реализации мероприятий│
│ │Программы ежегодно при формировании рес-│
│ │публиканского бюджета Республики Адыгея│
│ │по разделу "образование" Министерству│
│ │финансов Республики Адыгея и Министерст-│
│ │ву образования и науки Республики Адыгея│
│ │предусматривать: │
│ │выделение отдельной строкой средств на│
│ │реализацию целевых программ; │
│ │доведение до 2004 года объема базового│
│ │финансирования образования до расчетной│
│ │(нормативной) потребности, разработанной│
│ │на федеральном уровне, исходя из реаль-│
│ │ной возможности республиканского бюджета│
│ │Республики Адыгея │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Контроль за реализацией│Кабинет Министров Республики Адыгея в│
│Программы: │соответствии с законодательством об об-│
│ │разовании ежегодно представляет доклад о│
│ │ходе реализации Программы Государствен-│
│ │ному Совету - Хасэ Республики Адыгея,│
│ │который публикуется в официальном печат-│
│ │ном издании Государственного Совета -│
│ │Хасэ Республики Адыгея │
└═══════════════════════┴════════════════════════════════════════…
1. Состояние системы образования в Республике Адыгея
На начало 1999 - 2000 учебного года в Республике Адыгея работало 145 дошкольных образовательных учреждений, которые посещали 12779 детей, 172 общеобразовательных учреждения различных видов (свыше 67,9 тысячи школьников), в том числе 4 негосударственных общеобразовательных учреждения, в которых обучалось 154 ребенка.
В 39 национальных школах ведется обучение школьников на адыгейском языке в начальных классах. В трех школах Майкопского района изучается армянский язык, в Гавердовской школе города Майкопа факультативно изучается греческий язык. В воскресной школе при татарском культурном обществе "Дуслык" при содействии Министерства образования и науки Республики Адыгея изучается татарский язык.
В Республике Адыгея работают 10 учреждений начального профессионального образования (3939 учащихся), в 26 учреждениях дополнительного образования занимается 27907 детей и подростков.
Важной образовательной сферой, охватывающей более 50 процентов от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях Республики Адыгея, является сельская школа, которая остается очагом знаний и культуры на селе.
Численность воспитанников в Майкопском детском доме и государственном учреждении Республики Адыгея Шовгеновской школе - интернате для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается и составила на 1999 год 220 человек. Увеличивается и численность учащихся в школах - интернатах с отклонениями в развитии (государственное учреждение Республики Адыгея Адыгейская республиканская специальная школа - интернат для неслышащих детей и государственное учреждение Республики Адыгея Ново - Севастопольская специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида), в которых обучается 275 детей.
В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи возрастает роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ. В Республике Адыгея 8 вечерних (сменных) школ с охватом обучающихся 2306 человек, в том числе около 30 процентов учащихся в возрасте 15 лет и моложе, 40 процентов - в возрасте 16 - 17 лет, 30 процентов - 18 - 19 лет и старше.
В образовательных учреждениях дошкольного, общего и начального профессионального образования занято свыше 7,5 тысячи педагогических работников. Сеть образовательных учреждений в целом по сравнению с 1995 - 1996 учебным годом практически не сократилась, за исключением дошкольных образовательных учреждений, где сокращение произошло на 24 учреждения (по количеству обучающихся - на 1309 детей).
В системе общего образования в основном сохранена бесплатность федерального и национально - регионального комплекта школьных учебников. Самостоятельно приобретают школьные учебники не более 15 - 20 процентов родителей.
Реализации различных образовательных запросов способствует структурная перестройка сети образовательных учреждений. В нетрадиционных образовательных учреждениях (гимназии, лицеи, профессиональные лицеи) обучается 4748 детей, или менее 1 процента.
В начальном профессиональном образовании введен новый перечень профессий и новые государственные стандарты. В учреждениях начального профессионального образования ведется обучение по 29 профессиям.
В 1999 - 2000 учебном году в Республике Адыгея функционировало:
6 государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 5793 человека, в том числе 4 колледжа, реализующих программы подготовки повышенного уровня образования;
2 государственных высших учебных заведения (федеральное государственное учреждение Адыгейский государственный университет и федеральное государственное учреждение Майкопский государственный технологический институт) с контингентом студентов 16118 человек.
В городе Майкопе работает 5 филиалов государственных и негосударственных вузов из других регионов (Адыгейский филиал Московского открытого социального университета, Майкопский филиал Современного гуманитарного института, филиал Московского государственного социального университета, Адыгейский филиал Северо - Кавказской академии государственной службы, Адыгейский филиал Кубанской государственной медицинской академии), в которых обучается 2449 студентов.
В учреждениях среднего профессионального образования работает 560 преподавателей, в государственных вузах - более 800, из них 45 докторов наук и 245 кандидатов наук.
В 1999 году на все формы обучения в государственные и негосударственные высшие учебные заведения принято 3675 человек.
Показатель числа студентов высших учебных заведений в Республике Адыгея на 10 тысяч человек населения в 1999 году составил 408 человек.
Анализ показывает, что с 1996 года охват молодежи высшим профессиональным образованием расширяется за счет увеличения доли студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в государственных и негосударственных вузах.
Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием ведется по 35 специальностям. За последние три года открыто 6 новых специальностей, из них 5 - инженерные.
В результате изменений в структуре приема студентов в последние пять лет растет число абитуриентов, желающих получить специальность юриста, экономиста. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер, связанный с диспропорцией в подготовке специалистов относительно потребностей в трудовых ресурсах.
В средних профессиональных образовательных учреждениях подготовка специалистов проводится по 18 специальностям.
Сохраняя и расширяя объем подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в условиях развития рыночных отношений и спада производства, высшая и средняя профессиональная школа во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности и уменьшению безработицы.
В Республике Адыгея сформирована нормативная база процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Все государственные образовательные учреждения имеют лицензию на ведение образовательной деятельности, 10 процентов из них прошли процедуру аттестации и аккредитации.
Одним из важных направлений деятельности системы высшего профессионального образования является интеграция науки и педагогического процесса.
В федеральном государственном учреждении Адыгейском государственном университете и федеральном государственном учреждении Майкопском государственном технологическом институте открыто 8 диссертационных советов (6 кандидатских и 2 докторских).
Совершенствуются международные связи профессионального образования с Германией, Францией, США, Голландией.
Развивается нормативно - правовая база образования. 28 декабря 1999 года Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея принят Закон Республики Адыгея "Об образовании".
2. Проблемы образования в Республике Адыгея
Развитие образования происходит в сложной экономической ситуации. В целом потребность в бюджетном финансировании образовательных учреждений обеспечивается менее чем на треть от необходимого уровня.
Ветшает материальная база школ, которая не в полной мере обеспечивает выполнение учебных программ. В Республике Адыгея 105 средних школ, где должны быть компьютерные классы. В настоящее время только 64 школы их имеют, но большинство компьютеров устаревшей модели. Не полностью выполняются программные лабораторные работы по химии и физике. Кабинеты химии обеспечены реактивами на 30 процентов. Не имеют учебных мастерских 27 школ. В 32 процентах школ Республики Адыгея нет соответствующих условий для проведения уроков физкультуры. А из 119 школ, имеющих спортзалы, раздевалки имеют только 83 школы, функционирующие душевые - 37 школ.
Обеспеченность мебелью школ в соответствии с росто - возрастными особенностями неудовлетворительная.
Не соответствует норме уровень освещенности классных помещений в большинстве школ.
Библиотечные фонды школ Республики Адыгея на 40 процентов укомплектованы учебниками с просроченным сроком использования.
В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей и подростков.
В 2 - 3 смены работают около 26,2 процента школ. 30 процентов зданий и сооружений системы образования требуют капитального ремонта. В аварийном состоянии находятся 5 школ. Все виды благоустройства имеют 40 процентов зданий образовательных учреждений. Недостаточными темпами ведется строительство объектов образования.
Обновление содержания общего среднего образования и его качество является первостепенной проблемой. С каждым годом усугубляются проблемы разрыва преемственности средней и высшей школы. На протяжении ряда лет падает доля выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в вузы без дополнительной подготовки.