ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ - ХАСЭ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 октября 2000 года N 821-1

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2000 - 2004 ГОДЫ

Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея постановляет:

1. Утвердить Республиканскую программу развития образования на 2000 - 2004 годы (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель
Государственного Совета - Хасэ
Республики Адыгея
Е.САЛОВ





Приложение
к постановлению
Государственного Совета - Хасэ
Республики Адыгея
от 3 октября 2000 года N 821-1

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2000 - 2004 ГОДЫ


 Паспорт Республиканской программы развития образования на 2000 - 2004 годы

┌═══════════════════════┬════════════════════════════════════════‰
│Наименование Программы:│Республиканская программа развития обра-│
│                       │зования на 2000 - 2004 годы             │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤ 

│Основание для разработ-│Федеральный закон от 13 января 1996 года│
│ки Программы:          │N 12-ФЗ  "Об  образовании",  Федеральный│
│                       │закон от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ "Об│
│                       │утверждении Федеральной программы разви-│
│                       │тия образования", Закон Республики  Ады-│
│                       │гея от 6 января 2000 года N 156 "Об  об-│
│                       │разовании"                              │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Государственный  заказ-│Кабинет Министров Республики Адыгея     │
│чик Программы:         │                                        │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Исполнители и  соиспол-│Министерство образования и науки Респуб-│
│нители Программы:      │лики Адыгея, Министерство экономики Рес-│
│                       │публики  Адыгея, Министерство  по  делам│
│                       │промышленности и инфраструктуры  Респуб-│
│                       │лики   Адыгея, администрации  городов  и│
│                       │районов Республики Адыгея, муниципальные│
│                       │органы управления  образованием, образо-│
│                       │вательные учреждения различных организа-│
│                       │ционно - правовых форм, типов и видов   │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации  Прог-│2000 - 2004 годы                        │
│раммы:                 │                                        │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Цель Программы:        │развитие системы образования в Республи-│
│                       │ке Адыгея в интересах формирования твор-│
│                       │ческой  личности  с учетом национальных,│
│                       │социально - экономических, культурных  и│
│                       │других особенностей и как одного из фак-│
│                       │торов экономического и социального прог-│
│                       │ресса общества                          │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Основные    мероприятия│обеспечение условий для реализации  рав-│
│(задания) Программы:   │ных прав граждан на получение  образова-│
│                       │ния всех уровней и ступеней;            │
│                       │создание законодательной, нормативной  и│
│                       │материальной базы, обеспечивающей  функ-│
│                       │ционирование и развитие системы  образо-│
│                       │вания;                                  │
│                       │разработка и внедрение национально - ре-│
│                       │гионального  компонента  государственных│
│                       │стандартов по учебным предметам базисно-│
│                       │го учебного плана;                      │
│                       │совершенствование процесса аттестации  и│
│                       │аккредитации образовательных учреждений;│
│                       │обеспечение контроля качества  образова-│
│                       │ния;                                    │
│                       │завершение  перехода  на  обучение в на-│
│                       │чальной школе по программе 1 - 4 классов│
│                       │и подготовка к 12-летнему обучению в об-│
│                       │щеобразовательных учреждениях;          │
│                       │разработка механизма закрепления педаго-│
│                       │гических кадров в сельских школах  и  их│
│                       │переподготовки;                         │
│                       │организация  подготовки  и издания учеб-│
│                       │ной, научной  и методической  литературы│
│                       │для  реализации Закона Республики Адыгея│
│                       │"О языках народов Республики Адыгея"    │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые    результаты│сохранение и развитие  системы образова-│
│реализации Программы:  │ния в Республике Адыгея                 │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Финансовое  обеспечение│для сохранения и  обеспечения  жизнедея-│
│Программы:             │тельности системы образования в  Респуб-│
│                       │лике  Адыгея  и  реализации  мероприятий│
│                       │Программы ежегодно при формировании рес-│
│                       │публиканского бюджета Республики  Адыгея│
│                       │по  разделу  "образование"  Министерству│
│                       │финансов Республики Адыгея и Министерст-│
│                       │ву образования и науки Республики Адыгея│
│                       │предусматривать:                        │
│                       │выделение  отдельной  строкой средств на│
│                       │реализацию целевых программ;            │
│                       │доведение до 2004 года  объема  базового│
│                       │финансирования образования до  расчетной│
│                       │(нормативной) потребности, разработанной│
│                       │на  федеральном уровне, исходя из реаль-│
│                       │ной возможности республиканского бюджета│
│                       │Республики Адыгея                       │
├═══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Контроль за реализацией│Кабинет  Министров  Республики  Адыгея в│
│Программы:             │соответствии с законодательством об  об-│
│                       │разовании ежегодно представляет доклад о│
│                       │ходе  реализации Программы Государствен-│
│                       │ному  Совету - Хасэ  Республики  Адыгея,│
│                       │который публикуется в официальном печат-│
│                       │ном  издании  Государственного  Совета -│
│                       │Хасэ Республики Адыгея                  │
└═══════════════════════┴════════════════════════════════════════…


 I. Состояние и основные проблемы развития системы образования в Республике Адыгея


1. Состояние системы образования в Республике Адыгея


 Дошкольное, общее среднее, начальное профессиональное образование


На начало 1999 - 2000 учебного года в Республике Адыгея работало 145 дошкольных образовательных учреждений, которые посещали 12779 детей, 172 общеобразовательных учреждения различных видов (свыше 67,9 тысячи школьников), в том числе 4 негосударственных общеобразовательных учреждения, в которых обучалось 154 ребенка.

В 39 национальных школах ведется обучение школьников на адыгейском языке в начальных классах. В трех школах Майкопского района изучается армянский язык, в Гавердовской школе города Майкопа факультативно изучается греческий язык. В воскресной школе при татарском культурном обществе "Дуслык" при содействии Министерства образования и науки Республики Адыгея изучается татарский язык.

В Республике Адыгея работают 10 учреждений начального профессионального образования (3939 учащихся), в 26 учреждениях дополнительного образования занимается 27907 детей и подростков.

Важной образовательной сферой, охватывающей более 50 процентов от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях Республики Адыгея, является сельская школа, которая остается очагом знаний и культуры на селе.

Численность воспитанников в Майкопском детском доме и государственном учреждении Республики Адыгея Шовгеновской школе - интернате для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается и составила на 1999 год 220 человек. Увеличивается и численность учащихся в школах - интернатах с отклонениями в развитии (государственное учреждение Республики Адыгея Адыгейская республиканская специальная школа - интернат для неслышащих детей и государственное учреждение Республики Адыгея Ново - Севастопольская специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида), в которых обучается 275 детей.

В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи возрастает роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ. В Республике Адыгея 8 вечерних (сменных) школ с охватом обучающихся 2306 человек, в том числе около 30 процентов учащихся в возрасте 15 лет и моложе, 40 процентов - в возрасте 16 - 17 лет, 30 процентов - 18 - 19 лет и старше.

В образовательных учреждениях дошкольного, общего и начального профессионального образования занято свыше 7,5 тысячи педагогических работников. Сеть образовательных учреждений в целом по сравнению с 1995 - 1996 учебным годом практически не сократилась, за исключением дошкольных образовательных учреждений, где сокращение произошло на 24 учреждения (по количеству обучающихся - на 1309 детей).

В системе общего образования в основном сохранена бесплатность федерального и национально - регионального комплекта школьных учебников. Самостоятельно приобретают школьные учебники не более 15 - 20 процентов родителей.

Реализации различных образовательных запросов способствует структурная перестройка сети образовательных учреждений. В нетрадиционных образовательных учреждениях (гимназии, лицеи, профессиональные лицеи) обучается 4748 детей, или менее 1 процента.

В начальном профессиональном образовании введен новый перечень профессий и новые государственные стандарты. В учреждениях начального профессионального образования ведется обучение по 29 профессиям.


 Среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование


В 1999 - 2000 учебном году в Республике Адыгея функционировало:

6 государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 5793 человека, в том числе 4 колледжа, реализующих программы подготовки повышенного уровня образования;

2 государственных высших учебных заведения (федеральное государственное учреждение Адыгейский государственный университет и федеральное государственное учреждение Майкопский государственный технологический институт) с контингентом студентов 16118 человек.

В городе Майкопе работает 5 филиалов государственных и негосударственных вузов из других регионов (Адыгейский филиал Московского открытого социального университета, Майкопский филиал Современного гуманитарного института, филиал Московского государственного социального университета, Адыгейский филиал Северо - Кавказской академии государственной службы, Адыгейский филиал Кубанской государственной медицинской академии), в которых обучается 2449 студентов.

В учреждениях среднего профессионального образования работает 560 преподавателей, в государственных вузах - более 800, из них 45 докторов наук и 245 кандидатов наук.

В 1999 году на все формы обучения в государственные и негосударственные высшие учебные заведения принято 3675 человек.

Показатель числа студентов высших учебных заведений в Республике Адыгея на 10 тысяч человек населения в 1999 году составил 408 человек.

Анализ показывает, что с 1996 года охват молодежи высшим профессиональным образованием расширяется за счет увеличения доли студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в государственных и негосударственных вузах.

Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием ведется по 35 специальностям. За последние три года открыто 6 новых специальностей, из них 5 - инженерные.

В результате изменений в структуре приема студентов в последние пять лет растет число абитуриентов, желающих получить специальность юриста, экономиста. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер, связанный с диспропорцией в подготовке специалистов относительно потребностей в трудовых ресурсах.

В средних профессиональных образовательных учреждениях подготовка специалистов проводится по 18 специальностям.

Сохраняя и расширяя объем подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в условиях развития рыночных отношений и спада производства, высшая и средняя профессиональная школа во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности и уменьшению безработицы.

В Республике Адыгея сформирована нормативная база процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Все государственные образовательные учреждения имеют лицензию на ведение образовательной деятельности, 10 процентов из них прошли процедуру аттестации и аккредитации.

Одним из важных направлений деятельности системы высшего профессионального образования является интеграция науки и педагогического процесса.

В федеральном государственном учреждении Адыгейском государственном университете и федеральном государственном учреждении Майкопском государственном технологическом институте открыто 8 диссертационных советов (6 кандидатских и 2 докторских).

Совершенствуются международные связи профессионального образования с Германией, Францией, США, Голландией.

Развивается нормативно - правовая база образования. 28 декабря 1999 года Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея принят Закон Республики Адыгея "Об образовании".


2. Проблемы образования в Республике Адыгея


Развитие образования происходит в сложной экономической ситуации. В целом потребность в бюджетном финансировании образовательных учреждений обеспечивается менее чем на треть от необходимого уровня.

Ветшает материальная база школ, которая не в полной мере обеспечивает выполнение учебных программ. В Республике Адыгея 105 средних школ, где должны быть компьютерные классы. В настоящее время только 64 школы их имеют, но большинство компьютеров устаревшей модели. Не полностью выполняются программные лабораторные работы по химии и физике. Кабинеты химии обеспечены реактивами на 30 процентов. Не имеют учебных мастерских 27 школ. В 32 процентах школ Республики Адыгея нет соответствующих условий для проведения уроков физкультуры. А из 119 школ, имеющих спортзалы, раздевалки имеют только 83 школы, функционирующие душевые - 37 школ.

Обеспеченность мебелью школ в соответствии с росто - возрастными особенностями неудовлетворительная.

Не соответствует норме уровень освещенности классных помещений в большинстве школ.

Библиотечные фонды школ Республики Адыгея на 40 процентов укомплектованы учебниками с просроченным сроком использования.

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей и подростков.

В 2 - 3 смены работают около 26,2 процента школ. 30 процентов зданий и сооружений системы образования требуют капитального ремонта. В аварийном состоянии находятся 5 школ. Все виды благоустройства имеют 40 процентов зданий образовательных учреждений. Недостаточными темпами ведется строительство объектов образования.

Обновление содержания общего среднего образования и его качество является первостепенной проблемой. С каждым годом усугубляются проблемы разрыва преемственности средней и высшей школы. На протяжении ряда лет падает доля выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в вузы без дополнительной подготовки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»