Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2008 ГГ.

 11. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Информатизация сферы образования, являясь составной частью информатизации региона, оказывает на нее определяющее влияние и является ее передовым краем, поскольку решает целый ряд важнейших задач, среди которых:

- повышение уровня информационной культуры населения, начиная с учащихся общеобразовательных школ;

- обеспечение переподготовки широкого круга государственных служащих и сотрудников бюджетных организаций;

- подготовка специалистов различных специальностей, в совершенстве владеющих информационными технологиями;

- подготовка высококвалифицированных специалистов, способных успешно решать задачи развития ИКТ, в том числе ЗИКТ;

- разработка научно обоснованных проектов развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры области.

Вместе с тем информатизация - действенное средство реформирования самой системы образования в направлении повышения его качества и доступности, что, как показывает мировая практика, может быть достигнуто в системе открытого образования, внедрение которой предполагает:

- обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой, средствами доступа к региональным, федеральным и глобальным информационным ресурсам;

- построение региональной телекоммуникационной инфраструктуры системы образования;

- создание единой образовательной информационной среды (ЕОИС), включающей в себя хранилища электронного учебного контента, средства информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса;

- переподготовку педагогических и административных кадров системы образовательных учреждений в сфере ИКТ (в том числе ЗИКТ).

Участие в федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2001 N 630, позволило оснастить учебные учреждения общего и среднего образования средствами вычислительной техники. Номенклатура имеющейся техники и сетевых средств обеспечивает единую техническую платформу образовательных учреждений, позволяет унифицировать используемое программное обеспечение.

Для обеспечения возможности доступа учащимся малокомплектных сельских школ к информационным образовательным ресурсам (ИОР) целесообразно создание специализированных районных опорных информационных центров, организованных на базе компьютерных классов ведущих учебных заведений района.

Основу современной образовательной системы составляет высококачественная ЕОИС, предполагающая сочетание традиционных методов обучения с комплексом программно-технических средств, методик и организационных мероприятий. Она позволяет обеспечить доставку учащимся ИОР посредством Интернета, а также обеспечивает интерактивное взаимодействие обучающихся с преподавателями. Формирование ЕОИС предполагает:

- координацию усилий органов управления образованием, специалистов отдельных отраслей знания и ИКТ, способных перевести учебные курсы в электронную форму;

- создание системы тематических ресурсных центров информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса.

На базе ресурсного центра создан Интернет-портал, включающий в себя:

- электронные библиотеки, системы разработки ИОР и набор ИОР;

- сетевые конференции, дискуссии, форумы;

- курсы дистанционного образования;

- средства оперативного взаимодействия между образовательными учреждениями;

- программно-аппаратные средства дистанционного мониторинга учреждений образования.

Региональная телекоммуникационная структура системы образования должна быть многоуровневой. В первый, областной, уровень входят управление по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области и ресурсные центры. В качестве транспортной среды целесообразно использовать существующую структуру телекоммуникационных сетей.

Второй, муниципальный, уровень составят районные опорные информационные центры, связанные с областными доступными каналами передачи данных.

Третий уровень - уровень образовательных учреждений, в который входят школы и муниципальные органы управления образованием. Он включает в себя компьютеры, локальные сети и коммуникационный узел, обеспечивающие доступ в глобальную сеть Интернет.

Приоритетными направлениями развития третьего уровня являются:

- обеспечение сетевого доступа образовательных учреждений к ИОР районных опорных информационных узлов, а в масштабах города - к учебно-образовательному контенту ресурсного центра;

- увеличение пропускной способности наземных каналов связи.