ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 июля 2016 года N 313-р
[О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.03.2013 N 83-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)""]
1. Внести в распоряжение Правительства Орловской области от 7 марта 2013 года N 83-р следующие изменения:
1.1. Пункт 2 признать утратившим силу;
1.2. Приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по социальной политике С.А. Ступина.
Председатель Правительства
Орловской области
В.В.ПОТОМСКИЙ
Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 5 июля 2016 года N 313-р
Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 7 марта 2013 года N 83-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
Общее описание "дорожной карты"
1. Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Орловской области (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социальной защиты населения.
Для полного удовлетворения потребностей населения в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям.
В Орловской области по состоянию на 1 января 2016 года проживает 765,2 тысячи человек, в том числе старше трудоспособного возраста 433,2 тысячи человек, или 56,6 процента от общего числа, 67,6 тысячи граждан являются инвалидами.
В Орловской области наблюдается тенденция роста численности граждан нетрудоспособного возраста, которая составляла: в 2012 году - 204,0 тысячи человек, в 2013 году - 206,6 тысяч человек, в 2014 году - 209,1 тысяч человек, в 2015 году - 211,9 тысяч человек, из них 39,5% - граждане в возрасте 70 лет и старше.
Развитие сети организаций социального обслуживания в Орловской области осуществляется исходя из возрастного состава населения, географических особенностей региона, плотности населения и транспортной доступности учреждений социального обслуживания населения.
Анализ действующей сети учреждений социального обслуживания населения представлен с учетом следующих основных показателей:
1) обеспечение потребностей и нуждаемости граждан в различных формах социального обслуживания;
2) наполняемость коечной сети стационарных учреждений социального обслуживания;
3) развитие новых направлений в социальном обслуживании населения применительно к потребностям граждан;
4) соответствие предоставляемых услуг современным стандартам качества услуг;
5) состояние материально-технической базы учреждений социального обслуживания.
В соответствии с действующим законодательством социальные услуги предоставляются жителям области в трех формах:
стационарной;
полустационарной;
на дому.
В Орловской области на современном этапе функционирует 66 учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения, в том числе 2 казенных учреждения и 64 бюджетных учреждения социального обслуживания населения, из них 50 - с круглосуточным пребыванием престарелых граждан, инвалидов и детей.
Сеть учреждений социального обслуживания включает:
1) 30 центров социального обслуживания населения, в том числе 17 домов ветеранов без статуса юридического лица;
2) 15 домов-интернатов;
3) 1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;
4) 12 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, в том числе 3 межрайонных центра;
5) 1 кризисный центр помощи женщинам и детям;
6) 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;
7) 2 центра социальной профилактики и реабилитации инвалидов;
8) 1 реабилитационно-спортивный центр инвалидов;
9) 1 центр социально-психологической реабилитации жителей Орловской области, пострадавших от радиационных аварий и катастроф;
10) 2 учреждения социальной защиты населения.
В каждом из 30 районов области функционируют бюджетные учреждения социального обслуживания населения, которые выполняют функции по социальному обслуживанию населения и по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам, проживающим на территории Орловской области.
Одной из приоритетных форм обслуживания остается оказание социально-бытовых услуг пожилым гражданам на дому. Такая форма удобна для пожилых, позволяет им оставаться в привычных для них условиях, одновременно получать социально-бытовую помощь и является менее затратной и самой востребованной из существующих на сегодняшний день.
Всего в форме социального обслуживания на дому в 2015 году обслужено 9965 человек с учетом умерших и снявшихся с обслуживания.
В 30 центрах социального обслуживания населения работают отделения социально-досуговой деятельности для граждан пожилого возраста и инвалидов, в 3 учреждениях - отделения социальной консультативной помощи, также в центрах функционирует 24 отделения по работе с семьей и детьми.
В 30 отделениях социально-досуговой деятельности для граждан пожилого возраста и инвалидов создано 64 клуба по интересам для пожилых с целью поддержания активного образа жизни, проведения социальной реабилитации.
Для удовлетворения познавательных интересов пожилых граждан и инвалидов на базе центров социального обслуживания населения функционируют 27 филиалов университета третьего возраста. Полученные в университете знания помогают пожилым адаптироваться к современным условиям, разбираться в нормах современного законодательства, поддерживать свое здоровье и лечиться без лекарств, эффективно вести домашнее хозяйство, узнать секреты воспитания внуков и правнуков.
Для решения социальных проблем граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах Орловской области, на базе 24 центров социального обслуживания населения организована работа выездных мобильных бригад. Все мобильные бригады оснащены автотранспортом.
В период 2011 - 2015 годов открыты специализированные учреждения социального обслуживания: бюджетные учреждения Орловской области - "Кризисный центр помощи женщинам и детям "Орловский" и "Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями".
В 2015 году 2 организации, имеющие статус социально-реабилитационных центров, были реорганизованы и вошли в состав комплексных центров социального обслуживания населения как структурные подразделения.
С целью формирования новой формы социального обслуживания, повышения доступности стационарной помощи гражданам и оказания специализированных, социальных, психологических услуг одиноким инкурабельным больным пожилого возраста, имеющим онкологическое заболевание в 4-й терминальной стадии, в январе 2015 года открыто хосписное отделение на базе бюджетного учреждения Орловской области "Центр социального обслуживания населения Хотынецкого района".
За 2015 год организациями социальной защиты и социального обслуживания населения обслужено 70,6 тысяч семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в том числе на социальном патронате находилось более 1,6 тысячи семей, также 21,8 тысячи несовершеннолетних получили различные виды социальных услуг. В отделениях социальной реабилитации для несовершеннолетних за 2015 год обслужена 1,7 тысяча детей.
Учреждения социального обслуживания населения укомплектованы в полном объеме в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 12 января 2015 года N 4 "Об утверждении нормативов штатной численности работников социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Орловской области".
В целях рационального использования денежных средств на развитие и укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания, а также повышения эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания населения в 2016 году будет продолжена оптимизация сети организаций социального обслуживания населения путем слияния с сокращением административно-управленческого персонала и ликвидацией малоэффективных структурных подразделений.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социального работника необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания населения возможны лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.
Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей предусматривает совершенствование нормативно-правовой базы в сфере социального обслуживания населения в Орловской области.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения.
2.1. В организациях социального обслуживания наблюдается некоторый дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда персонала, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда.
Штатная численность работников организаций социального обслуживания Орловской области на 1 января 2016 года составляет 4603,0 единицы. За период 2012 - 2015 годов штатная численность сократилась на 1871,0 единицу (25%).
Проведены оптимизационные мероприятия по сокращению численности социальных работников организаций социального обслуживания Орловской области. В результате проведенных мероприятий по оптимизации штатной численности в 2014 году численность работников сократилась на 223 единицы, в том числе социальных работников на 59,75 единиц. За 2015 год штатная численность работников сократилась на 617,65 единиц, в том числе социальных работников на 610,5 единиц.
Среднесписочная численность социальных работников организаций социального обслуживания Орловской области составила в 2013 году 1635,7 человек, в 2015 году среднесписочная численность социальных работников составила 988 человек. Прогноз численности на 2016 год - 900 человек.
За период 2013 - 2015 годов уровень среднемесячной заработной платы социальных работников вырос на 30,6% (с 9629,5 рублей по итогам 2013 года до 13881,0 рублей по итогам 2015 года).
В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 25 июля 2012 года N 262 "О введении новой системы оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания населения и социальной защиты населения Орловской области" с 1 октября 2012 года в учреждениях введена отраслевая система оплаты труда, что позволило значительно улучшить материальное обеспечение всех категорий работников социальных учреждений. Постановлением Правительства Орловской области от 18 февраля 2016 года N 44 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 25 июля 2012 года "О введении новой системы оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания населения и социальной защиты населения Орловской области" внесены изменения в части определения порядка формирования и расходования экономии фонда оплаты труда, сложившейся в бюджетных и казенных учреждениях, подведомственных Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, в части порядка формирования фонда оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения Орловской области на год, установления порядка проведения тарификации работников бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания граждан и социальной защиты населения, находящихся в ведении Орловской области, установления размера материальной помощи, оказываемой руководителям, заместителям руководителя, главным бухгалтерам бюджетных и казенных организаций социального обслуживания и социальной защиты населения Орловской области к очередному отпуску, в честь 50-летия и при достижении пенсионного возраста.
Фактическая заработная плата социальных работников по итогам 2014 года составила 12731 рубль, или 61,2% среднемесячной заработной платы по Орловской области, которая составила 20803 рубля, в 2015 году - 13881,0 рубль, или 67,3% от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) по Орловской области, которая составила 19876,0 рублей. Темп роста заработной платы социальных работников в 2015 году к 2014 году составляет 5,1%.
На 2016 год планируется средняя заработная плата социальных работников в размере 13881,97 рублей, что составит 67,3% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Орловской области в размере 19876,0 рублей.
Нагрузка на одного социального работника в 2015 году увеличилась по сравнению с 2014 годом с 6,3 до 8,7 человека обслуживаемых граждан. В соответствии со штатными нормативами, утвержденными постановлением Правительства Орловской области от 12 января 2015 года N 4 "Об утверждении нормативов штатной численности работников организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Орловской области", нагрузка на одного социального работника составляет 11 обслуживаемых граждан, имеющих коммунально-бытовое благоустройство, 7 обслуживаемых граждан, не имеющих коммунально-бытовое благоустройство.
2.2. Материально-техническая база организаций социального обслуживания населения нуждается в модернизации.
Необходимы мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, создание более комфортных условий для клиентов социальных служб, расширение набора предоставляемых услуг (в том числе дополнительных платных), обеспечение равной доступности в получении необходимых для жизнеобеспечения социальных услуг независимо от места их проживания, степени самообслуживания и передвижения, организацию качественной социальной помощи и реабилитации, на создание доступной среды для маломобильных групп, повышение общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для граждан пожилого возраста и инвалидов.
В целях повышения качества и расширения спектра социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), в течение 2010 - 2014 годов в 56 организациях социального обслуживания населения были проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы на общую сумму 87,4 миллиона рублей.
За счет софинансирования региональных социальных программ путем направления субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в рамках подпрограммы "Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров" государственной программы Орловской области "Социальная поддержка граждан в Орловской области на 2013 - 2020 годы" в 2015 году проведен капитальный ремонт кровли и спальных корпусов бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области "Шатиловский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов", бюджетного учреждения Орловской области "Центр социального обслуживания населения Дмитровского района" (отделение "Крупышинский дом ветеранов").
В 2016 году планируется провести капитальный ремонт кровли бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области "Тельченский психоневрологический интернат", бюджетного учреждения Орловской области "Центр социального обслуживания населения Верховского района".
В 2017 году с привлечением средств Пенсионного фонда Российской Федерации планируется капитально отремонтировать крыши зданий бюджетного учреждения Орловской области "Центр социальной профилактики и реабилитации инвалидов "Березка", в 2018 году - провести реконструкцию здания бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области "Тельченский психоневрологический интернат" (реабилитационное отделение), что позволит после реконструкции уменьшить очередь в учреждения психоневрологического профиля.
Вместе с тем вопросы открытия новых отделений организаций социального обслуживания населения и укрепления материально-технической базы действующих организаций социального обслуживания населения, создания для пожилых людей более комфортных условий проживания, обслуживания, предоставления услуг медико-социальной, реабилитационной, социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей, являются актуальными.
В стационарных организациях социального обслуживания постоянно проживают более 2,5 тысяч престарелых граждан и инвалидов, из которых около 30% нуждаются в постоянном постороннем уходе.
Условия проживания граждан в организациях социального обслуживания населения соответствуют противопожарным и санитарно-эпидемиологическим требованиям.