ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 года N 269
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 25 ДЕКАБРЯ 2012 Г. N 475
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 25 декабря 2012 года N 475 "О государственной программе Республики Марий Эл "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 27 декабря 2012 г., N 25122012040420; 5 июля 2013 г., N 04072013040214, 31 декабря 2013 г., N 31122013040430; 8 мая 2014 г., N 08052014040211; 1 апреля 2015 г., N 31032015040111, 12 ноября 2015 г., N 121120150400349) следующее изменение:
государственную программу Республики Марий Эл "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы", утвержденную указанным выше постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ
"Утверждена
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 25 декабря 2012 года N 475
(в редакции
постановления Правительства
Республики Марий Эл
от 8 июня 2016 года N 269)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫМ ЖИЛЬЕМ И УСЛУГАМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"
Паспорт государственной программы Республики Марий Эл "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы"
Ответственный исполнитель Государственной программы | - | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее - Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл) |
Соисполнители Государственной программы | - | Министерство государственного имущества Республики Марий Эл; Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство юстиции Республики Марий Эл |
Участники Государственной программы | - | общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола"; общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Йошкар-Ола"; строительные и подрядные организации (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); автономное учреждение Республики Марий Эл "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий"; государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Газовые сети"; государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Центр по ценообразованию в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"; Республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл" |
Подпрограммы Государственной программы | - | "Развитие территориального планирования Республики Марий Эл"; "Обеспечение качественным жильем населения Республики Марий Эл"; "Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл"; "Обеспечение реализации государственной программы Республики Марий Эл "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы" |
Цели Государственной программы | - | повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению |
Задачи Государственной программы | - | формирование системы документов территориального планирования и градостроительного зонирования Республики Марий Эл, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений; осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности; проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; подготовка заключений по вопросам образования, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц и населенных пунктов, установления и изменения их границ и категорий, регистрации и учета административно-территориальных единиц и населенных пунктов; создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажных домов; развитие направлений строительства жилья, доступного для широких слоев населения, включая создание фонда жилья социального найма, создание фонда арендного жилья ("доходные дома"), формирование маневренного фонда жилья; стимулирование инициативы граждан для индивидуального жилищного строительства; снижение стоимости 1 кв. метра жилья на 20 процентов в Республике Марий Эл путем увеличения объемов ввода в эксплуатацию жилья экономического класса к 2018 году; формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения развития территорий, программ обеспечения земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурами; обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья в эксплуатацию; улучшение жилищных условий населения Республики Марий Эл; создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем экономического класса отдельных категорий граждан, в том числе граждан, имеющих трех и более детей, и молодых семей; создание для граждан в Республике Марий Эл возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет; обеспечение строительного комплекса Республики Марий Эл работниками строительных специальностей; сокращение количества работников учреждений бюджетной сферы, нуждающихся в улучшении жилищных условий; повышение уровня благоустройства жилищного фонда; обеспечение комфортной среды обитания и жизнедеятельности населения Республики Марий Эл; улучшение качества и обеспечение безопасности строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования; обеспечение открытости для населения информации о мерах, принимаемых государством в целях стимулирования развития жилищного строительства; поддержание государственного жилищного фонда в надлежащем состоянии; обеспечение мониторинга подготовки и прохождения отопительного сезона; модернизация объектов теплоснабжения и электроснабжения; модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; улучшение качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг; внедрение современных инновационных технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности; создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в объекты коммунальной инфраструктуры; повышение уровня благоустройства территорий и жилищного фонда муниципальных образований; приведение жилищного фонда, находящегося на территории Республики Марий Эл, в соответствие требованиям, которым должны отвечать жилые помещения согласно действующему законодательству; создание конкурентной среды в сфере обслуживания и управления жилищным фондом; повышение качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сфере реализации Государственной программы; обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами в сфере реализации Государственной программы; информационное обеспечение Государственной программы; проведение мониторинга хода реализации Государственной программы |
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы | - | обеспеченность документами территориального планирования муниципальных образований; обеспеченность правилами землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений; обеспеченность местными нормативами градостроительного проектирования; создание и внедрение на территориях муниципальных районов и городских округов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности; количество документов по планировке территорий городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений; количество проверок в рамках исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности; сроки проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; обеспеченность сведениями об административно-территориальном устройстве Республики Марий Эл; годовой объем ввода жилья; средняя стоимость 1 кв. метра общей площади жилья экономического класса (снижение стоимости 1 кв. метра жилья на 20 процентов путем увеличения объемов ввода в эксплуатацию жилья экономического класса), в процентах к 2012 году; количество лет, необходимых семье, состоящей из трех человек, для приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра с учетом среднего годового совокупного дохода семьи (создание для граждан в Республике Марий Эл возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет); отношение числа семей, которые приобрели или получили доступное и комфортное жилье в течение года, к числу семей, желающих улучшить свои жилищные условия (предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам семей, желающих улучшить свои жилищные условия); обеспеченность жильем на одного человека; доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств; объемы ввода жилья по стандартам экономического класса, в процентах к 2011 году; количество семей, которые построили или приобрели жилье экономического класса; площадь земельных участков, отобранных и предоставленных для строительства жилья экономического класса; доля освоения бюджетных ассигнований, выделенных на развитие инфраструктуры земельных участков, предназначенных для жилищного строительства в Республике Марий Эл; годовой объем ввода жилья для целей коммерческого найма; количество выданных ипотечных кредитов; производительность труда в строительстве; индекс производительности труда, в процентах к предыдущему году; численность занятых в строительстве; количество высокопроизводительных рабочих мест в строительстве; рост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году; доля освоения бюджетных ассигнований, выделенных на строительство объектов жилищного, социального, культурного и административного назначения; количество семей работников бюджетной сферы, улучшивших жилищные условия; ввод в эксплуатацию социального жилья; уровень газификации природным газом жилищного фонда в сельской местности; строительство газовых сетей; количество инвалидов, ветеранов боевых действий, семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." обеспеченных жилыми помещениями; количество семей, обеспеченных жильем в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы; количество семей, состоящих на учете на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда; доля ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде; количество молодых семей, обеспеченных жильем в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы; количество семей, заключивших договоры на возмещение части процентной ставки по кредитам на строительство индивидуального жилья в сельской местности в текущем году; количество семей, имеющих трех и более детей, заключивших договоры на возмещение процентной ставки по кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья в текущем году; количество граждан, заключивших договоры на возмещение части процентной ставки по кредитам на газификацию жилья в текущем году; количество граждан, заключивших договоры на возмещение части процентной ставки по кредитам на водоснабжение индивидуального жилья в текущем году; количество граждан, заключивших договоры на возмещение части процентной ставки по кредитам на устройство поквартирной газовой системы отопления в текущем году; доля обратившихся граждан, получающих социальные выплаты на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным на капитальный ремонт (восстановление) жилья, в числе граждан, жилье которых пострадало в результате чрезвычайной ситуации природного характера; количество проверок деятельности застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства при строительстве многоквартирных домов; количество проверок, проведенных в рамках осуществления государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства; уровень возмещения разницы в ценах на тепловую энергию; уровень возмещения разницы в ценах по водоснабжению и водоотведению; уровень подготовки котельных к отопительному сезону; доля освоения бюджетных ассигнований, выделенных на строительство и реконструкцию объектов теплоснабжения и электроснабжения; уровень износа объектов теплоснабжения; уровень износа объектов электроэнергетики; уровень аварийности на объектах теплоснабжения и электроснабжения; удельный расход теплоэнергетических ресурсов на выработку тепловой энергии котельными; доля потерь тепловой энергии в тепловых сетях; доля потерь электроэнергии в распределительных сетях; доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети, источников питьевого централизованного водоснабжения, распределительной сети, общественных колодцев и каптажей, которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям; удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети, источников питьевого централизованного водоснабжения, распределительной сети, общественных колодцев и каптажей, которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям; доля населения, обеспеченного питьевой водой, соответствующей нормативному уровню качества; доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене; доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене; число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод; доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения; уровень износа объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; удельный расход электроэнергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения; доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть; доля освоения бюджетных ассигнований на пополнение аварийно-технического запаса материально-технических ресурсов; проведение смотра-конкурса на лучшее благоустройство, санитарное, противопожарное и архитектурное состояние территорий и жилищного фонда муниципальных образований; количество многоквартирных домов, в которых выполнен капитальный ремонт; доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют управление многоквартирными домами посредством товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иного специализированного потребительского кооператива; доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами посредством управляющей организации частной формы собственности; доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах частной формы собственности; количество проверок подведомственных Минстрою и ЖКХ Республики Марий Эл организаций в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл; количество проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, подведомственных Минстрою и ЖКХ Республики Марий Эл; доля государственных гражданских служащих в Минстрое и ЖКХ Республики Марий Эл, прошедших повышение квалификации в течение последних трех лет; укомплектованность должностей государственной гражданской службы в Минстрое и ЖКХ Республики Марий Эл |
Этапы и сроки реализации Государственной программы | - | 2013 - 2020 годы без разделения на этапы |
Объемы финансирования Государственной программы | - | объем финансирования Государственной программы составляет 16 502 217,2 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 2 599 777,2 тыс. рублей; 2014 год - 2 283 719,6 тыс. рублей; 2015 год - 1 976 996,5 тыс. рублей; 2016 год - 1 305 075,7 тыс. рублей; 2017 год - 2 746 567,7 тыс. рублей; 2018 год - 1 866 612,7 тыс. рублей; 2019 год - 1 865 347,5 тыс. рублей; 2020 год - 1 858 120,3 тыс. рублей; из них за счет средств: республиканского бюджета Республики Марий Эл - 9 964 643,9 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 1 355 670,0 тыс. рублей; 2014 год - 1 379 333,4 тыс. рублей; 2015 год - 1 183 229,5 тыс. рублей; 2016 год - 382 478,9 тыс. рублей; 2017 год - 1 973 502,5 тыс. рублей; 2018 год - 1 234 627,1 тыс. рублей; 2019 год - 1 232 152,7 тыс. рублей; 2020 год - 1 223 649,8 тыс. рублей; федерального бюджета - 2 915 929,1 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 904 816,2 тыс. рублей; 2014 год - 597 638,1 тыс. рублей; 2015 год - 641 823,0 тыс. рублей; 2016 год - 498 935,7 тыс. рублей; 2017 год - 173 065,2 тыс. рублей; 2018 год - 31 985,6 тыс. рублей; 2019 год - 33 194,8 тыс. рублей; 2020 год - 34 470,5 тыс. рублей; внебюджетных источников - 3 621 644,3 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 339 291,0 тыс. рублей; 2014 год - 306 748,2 тыс. рублей; 2015 год - 151 944,0 тыс. рублей; 2016 год - 423 661,0 тыс. рублей; 2017 год - 600 000,0 тыс. рублей; 2018 год - 600 000,0 тыс. рублей; 2019 год - 600 000,0 тыс. рублей; 2020 год - 600 000,0 тыс. рублей. Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и на плановый период) |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | - | создание условий для улучшения инвестиционного климата и увеличения объемов жилищного строительства; снижение (минимизация) административных барьеров в области градостроительной деятельности; обеспечение качественного исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг; обеспечение открытости для населения документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, информации о земельных участках, предлагаемых к освоению, в том числе для целей жилищного строительства, решениях по предоставлению земельных участков под строительство, выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию для потенциальных инвесторов (застройщиков), граждан; повышение уровня и качества жизни населения, развитие рынка недвижимости, активизация инвестиционной деятельности; создание безопасной и комфортной среды проживания и жизнедеятельности населения; создание условий для улучшения демографической ситуации в Республике Марий Эл; снижение социальной напряженности в обществе; обеспечение строительного комплекса Республики Марий Эл работниками строительных специальностей; приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему современным условиям благоустройства и комфортности, учитывающему потребности населения; внедрение кредитно-финансовых механизмов в жилищное строительство и развитие коммунальной инфраструктуры; предотвращение ускоренного разрушения и выбытия жилищного фонда, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций природного характера; обеспечение доступности и достойного качества основных социальных благ; улучшение качества и обеспечение безопасности строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; поддержание государственного жилищного фонда в надлежащем состоянии; контроль за подготовкой и прохождением отопительного сезона на 603 котельных и 52 центральных тепловых пунктах; снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; повышение надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортности и безопасности условий проживания; увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности; улучшение потребительских и эксплуатационных характеристик существующего жилищного фонда, обеспечивающих гражданам безопасные и комфортные условия проживания; повышение эффективности управления многоквартирными домами, в которых собственники выбрали и реализуют управление посредством товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иного специализированного потребительского кооператива; повышение качества управления Государственной программой; повышение эффективности деятельности Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл в сфере реализации государственной жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства; обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами в сфере реализации Государственной программы; обеспечение государственных функций в сфере реализации Государственной программы |
Паспорт подпрограммы "Развитие территориального планирования Республики Марий Эл" государственной программы Республики Марий Эл "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы"
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее - Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл) |
Соисполнители подпрограммы | - | отсутствуют |
Участники подпрограммы | - | Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл; органы местного самоуправления (по согласованию); автономное учреждение Республики Марий Эл "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" |
Цели подпрограммы | - | оптимизация предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности; создание условий для улучшения инвестиционного климата; правовое регулирование административно-территориального устройства Республики Марий Эл |
Задачи подпрограммы | - | формирование системы документов территориального планирования и градостроительного зонирования Республики Марий Эл, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений; осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности; проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; подготовка заключений по вопросам образования, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц и населенных пунктов, установления и изменения их границ и категорий, регистрации и учета административно-территориальных единиц и населенных пунктов |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | обеспеченность документами территориального планирования муниципальных образований; обеспеченность правилами землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений; обеспеченность местными нормативами градостроительного проектирования; создание и внедрение на территориях муниципальных районов и городских округов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности; количество документов по планировке территорий городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений; количество проверок в рамках исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности; сроки проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; обеспеченность сведениями об административно-территориальном устройстве Республики Марий Эл |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | - | 2013 - 2020 годы без разделения на этапы |
Объемы финансирования подпрограммы | - | общий объем финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл составляет 8 860,0 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 0,0 тыс. рублей; 2014 год - 315,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 6 545,0 тыс. рублей; 2019 год - 1 000,0 тыс. рублей; 2020 год - 1 000,0 тыс. рублей. Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и на плановый период) |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | создание условий для улучшения инвестиционного климата и увеличения объемов жилищного строительства; снижение (минимизация) административных барьеров в области градостроительной деятельности; обеспечение качественного исполнения государственных функций; обеспечение открытости для населения документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, информации о земельных участках, предлагаемых к освоению, в том числе для целей жилищного строительства, решениях по предоставлению земельных участков под строительство, выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию для потенциальных инвесторов (застройщиков), граждан; исполнение полномочий публичной власти с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры |
Паспорт подпрограммы "Обеспечение качественным жильем населения Республики Марий Эл" государственной программы Республики Марий Эл "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы"
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее - Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл) |
Соисполнители подпрограммы | - | Министерство государственного имущества Республики Марий Эл; Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство юстиции Республики Марий Эл |
Участники подпрограммы | - | общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола" (по согласованию); общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Йошкар-Ола" (по согласованию); строительные и подрядные организации (по согласованию) |
Цель подпрограммы | - | повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан |
Задачи подпрограммы | - | создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажных домов; развитие направлений строительства жилья, доступного для широких слоев населения, включая создание фонда жилья социального найма, создание фонда арендного жилья (доходные дома), формирование маневренного фонда жилья; стимулирование инициативы граждан для индивидуального жилищного строительства; снижение стоимости 1 кв. метра жилья на 20 процентов в Республике Марий Эл путем увеличения объемов ввода в эксплуатацию жилья экономического класса к 2018 году; формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения развития территорий, программ обеспечения земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурами; обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья в эксплуатацию; улучшение жилищных условий населения Республики Марий Эл; создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем экономического класса отдельных категорий граждан, в том числе граждан, имеющих трех и более детей, и молодых семей; создание для граждан в Республике Марий Эл возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет; обеспечение строительного комплекса Республики Марий Эл работниками строительных специальностей; сокращение количества работников учреждений бюджетной сферы, нуждающихся в улучшении жилищных условий; повышение уровня благоустройства жилищного фонда; обеспечение комфортной среды обитания и жизнедеятельности населения Республики Марий Эл; улучшение качества и обеспечение безопасности строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования; обеспечение открытости для населения информации о мерах, принимаемых государством в целях стимулирования развития жилищного строительства |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | годовой объем ввода жилья; средняя стоимость 1 кв. метра общей площади жилья экономического класса (снижение стоимости 1 кв. метра жилья на 20 процентов путем увеличения объемов ввода в эксплуатацию жилья экономического класса), в процентах к 2012 году; количество лет, необходимых семье, состоящей из трех человек, для приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра с учетом среднего годового совокупного дохода семьи (создание для граждан в Республике Марий Эл возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет); отношение числа семей, которые приобрели или получили доступное и комфортное жилье в течение года, к числу семей, желающих улучшить свои жилищные условия (предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам семей, желающих улучшить свои жилищные условия); обеспеченность жильем на одного человека; доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств; объемы ввода жилья по стандартам экономического класса, в процентах к 2011 году; количество семей, которые построили или приобрели жилье экономического класса; площадь земельных участков, отобранных и предоставленных для строительства жилья экономического класса; доля освоения бюджетных ассигнований, выделенных на развитие инфраструктуры земельных участков, предназначенных для жилищного строительства в Республике Марий Эл; годовой объем ввода жилья для целей коммерческого найма; количество выданных ипотечных кредитов; производительность труда в строительстве; индекс производительности труда, в процентах к предыдущему году; численность занятых в строительстве; количество высокопроизводительных рабочих мест в строительстве; рост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году; доля освоения бюджетных ассигнований, выделенных на строительство объектов жилищного, социального, культурного и административного назначения; количество семей работников бюджетной сферы, улучшивших жилищные условия; ввод в эксплуатацию социального жилья; уровень газификации природным газом жилищного фонда в сельской местности; строительство газовых сетей; количество инвалидов, ветеранов боевых действий, семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." обеспеченных жилыми помещениями; количество семей, обеспеченных жильем в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы; количество семей, состоящих на учете на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда; доля ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде; количество молодых семей, обеспеченных жильем в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы; количество семей, заключивших договоры на возмещение части процентной ставки по кредитам на строительство индивидуального жилья в сельской местности в текущем году; количество семей, имеющих трех и более детей, заключивших договоры на возмещение процентной ставки по кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья в текущем году; количество граждан, заключивших договоры на возмещение части процентной ставки по кредитам на газификацию жилья в текущем году; количество граждан, заключивших договоры на возмещение части процентной ставки по кредитам на водоснабжение индивидуального жилья в текущем году; количество граждан, заключивших договоры на возмещение части процентной ставки по кредитам на устройство поквартирной газовой системы отопления в текущем году; доля обратившихся граждан, получающих социальные выплаты на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным на капитальный ремонт (восстановление) жилья, в числе граждан, жилье которых пострадало в результате чрезвычайной ситуации природного характера; количество проверок деятельности застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства при строительстве многоквартирных домов; количество проверок, проведенных в рамках осуществления государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | - | - 2013 - 2020 годы без разделения на этапы |
Объемы финансирования подпрограммы | - | объем финансирования подпрограммы составляет 13 562 189,3 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 2 491 485,0 тыс. рублей; 2014 год - 2 159 805,6 тыс. рублей; 2015 год - 1 878 555,4 тыс. рублей; 2016 год - 964 546,3 тыс. рублей; 2017 год - 2 327 824,9 тыс. рублей; 2018 год - 1 220 504,2 тыс. рублей; 2019 год - 1 246 200,7 тыс. рублей; 2020 год - 1 273 267,2 тыс. рублей; из них за счет средств: республиканского бюджета Республики Марий Эл - 8 777 783,2 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 1 283 769,7 тыс. рублей; 2014 год - 1 291 811,2 тыс. рублей; 2015 год - 1 090 510,7 тыс. рублей; 2016 год - 316 610,6 тыс. рублей; 2017 год - 1 904 759,7 тыс. рублей; 2018 год - 938 518,6 тыс. рублей; 2019 год - 963 005,9 тыс. рублей; 2020 год - 988 796,7 тыс. рублей; федерального бюджета - 2 837 423,0 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 868 424,3 тыс. рублей; 2014 год - 561 246,2 тыс. рублей; 2015 год - 636 100,7 тыс. рублей; 2016 год - 498 935,7 тыс. рублей; 2017 год - 173 065,2 тыс. рублей; 2018 год - 31 985,6 тыс. рублей; 2019 год - 33 194,8 тыс. рублей; 2020 год - 34 470,5 тыс. рублей; внебюджетных источников - 1 946 983,2 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 339 291,0 тыс. рублей; 2014 год - 306 748,2 тыс. рублей; 2015 год - 151 944,0 тыс. рублей; 2016 год - 149 000,0 тыс. рублей; 2017 год - 250 000,0 тыс. рублей; 2018 год - 250 000,0 тыс. рублей; 2019 год - 250 000,0 тыс. рублей; 2020 год - 250 000,0 тыс. рублей. Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и на плановый период) |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | повышение уровня и качества жизни населения, развитие рынка недвижимости, активизация инвестиционной деятельности; создание безопасной и комфортной среды проживания и жизнедеятельности населения; создание условий для улучшения демографической ситуации в Республике Марий Эл; снижение социальной напряженности в обществе; обеспечение строительного комплекса Республики Марий Эл работниками строительных специальностей; приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему современным условиям благоустройства и комфортности, учитывающему потребности населения; внедрение кредитно-финансовых механизмов в жилищное строительство и развитие коммунальной инфраструктуры; предотвращение ускоренного разрушения и выбытия жилищного фонда, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций природного характера; обеспечение доступности и достойного качества основных социальных благ; улучшение качества и обеспечение безопасности строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства |
Паспорт подпрограммы "Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл" государственной программы Республики Марий Эл "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы"
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее - Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл) |
Соисполнители подпрограммы | - | отсутствуют |
Участники подпрограммы | - | - отсутствуют |
Цели подпрограммы | - | обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл; обеспечение устойчивого развития и надежности функционирования объектов коммунальной инфраструктуры; обеспечение населения питьевой водой в рамках федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1092, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами; обеспечение потребительских и эксплуатационных характеристик существующего жилищного фонда, обеспечивающих гражданам безопасные и комфортные условия проживания; снижение социальной напряженности в обществе |
Задачи подпрограммы | - | поддержание государственного жилищного фонда в надлежащем состоянии; обеспечение мониторинга подготовки и прохождения отопительного сезона; модернизация объектов теплоснабжения и электроснабжения; модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; улучшение качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг; внедрение современных инновационных технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности; создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в объекты коммунальной инфраструктуры; повышение уровня благоустройства территорий и жилищного фонда муниципальных образований; приведение жилищного фонда, находящегося на территории Республики Марий Эл, в соответствие требованиям, которым должны отвечать жилые помещения согласно действующему законодательству; создание конкурентной среды в сфере обслуживания и управления жилищным фондом |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | уровень возмещения разницы в ценах и показатели на тепловую энергию; уровень возмещения разницы в ценах по водоснабжению и водоотведению; уровень подготовки котельных к отопительному сезону; доля освоения бюджетных ассигнований, выделенных на строительство и реконструкцию объектов теплоснабжения и электроснабжения; уровень износа объектов теплоснабжения; уровень износа объектов электроэнергетики; уровень аварийности на объектах теплоснабжения и электроснабжения; удельный расход теплоэнергетических ресурсов на выработку тепловой энергии котельными; доля потерь тепловой энергии в тепловых сетях; доля потерь электроэнергии в распределительных сетях; доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети, источников питьевого централизованного водоснабжения, распределительной сети, общественных колодцев и каптажей, которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям; удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети, источников питьевого централизованного водоснабжения, распределительной сети, общественных колодцев и каптажей, которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям; доля населения, обеспеченного питьевой водой, соответствующей нормативному уровню качества; доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене; доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене; число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод; доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения; уровень износа объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; удельный расход электроэнергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения; доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть; доля освоения бюджетных ассигнований на пополнение аварийно-технического запаса материально-технических ресурсов; проведение смотра-конкурса на лучшее благоустройство, санитарное, противопожарное и архитектурное состояние территорий и жилищного фонда муниципальных образований; количество многоквартирных домов, в которых выполнен капитальный ремонт; доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют управление многоквартирными домами посредством товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иного специализированного потребительского кооператива; доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами посредством управляющей организации частной формы собственности; доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах частной формы собственности |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | - | 2013 - 2020 годы без разделения на этапы |
Объемы финансирования подпрограммы | - | - объем финансирования подпрограммы составляет 2 450 683,1 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 63 703,5 тыс. рублей; 2014 год - 71 317,9 тыс. рублей; 2015 год - 26 667,6 тыс. рублей; 2016 год - 278 161,1 тыс. рублей; 2017 год - 356 374,5 тыс. рублей; 2018 год - 577 195,2 тыс. рублей; 2019 год - 555 778,5 тыс. рублей; 2020 год - 521 484,8 тыс. рублей; из них за счет средств: республиканского бюджета Республики Марий Эл - 697 515,9 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 27 311,6 тыс. рублей; 2014 год - 34 926,0 тыс. рублей; 2015 год - 20 945,3 тыс. рублей; 2016 год - 3 500,0 тыс. рублей; 2017 год - 6 374,5 тыс. рублей; 2018 год - 227 195,2 тыс. рублей; 2019 год - 205 778,5 тыс. рублей; 2020 год - 171 484,8 тыс. рублей; федерального бюджета - 78 506,1 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 36 391,9 тыс. рублей; 2014 год - 36 391,9 тыс. рублей; 2015 год - 5 722,3 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; внебюджетных источников - 1 674 661,1 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 0,0 тыс. рублей; 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 274 661,1 тыс. рублей; 2017 год - 350 000,0 тыс. рублей; 2018 год - 350 000,0 тыс. рублей; 2019 год - 350 000,0 тыс. рублей; 2020 год - 350 000,0 тыс. рублей. Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и на плановый период) |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | поддержание государственного жилищного фонда в надлежащем состоянии; контроль за подготовкой и прохождением отопительного сезона на 603 котельных и 52 центральных тепловых пунктах; снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; повышение надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортности и безопасности условий проживания; увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности; улучшение потребительских и эксплуатационных характеристик существующего жилищного фонда, обеспечивающих гражданам безопасные и комфортные условия проживания; повышение эффективности управления многоквартирными домами, в которых собственники выбрали и реализуют управление посредством товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иного специализированного потребительского кооператива |
Паспорт подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы" государственной программы Республики Марий Эл "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы"
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее - Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл) |
Соисполнители подпрограммы | - | отсутствуют |
Участники подпрограммы | - | Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл; государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Газовые сети"; государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Центр по ценообразованию в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"; Республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл |
Цель подпрограммы | - | обеспечение эффективной деятельности Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл в сфере реализации государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы" |
Задачи подпрограммы | - | повышение качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сфере реализации Государственной программы; обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами в сфере реализации Государственной программы; информационное обеспечение Государственной программы; мониторинг хода реализации Государственной программы |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | количество проверок подведомственных Минстрою и ЖКХ Республики Марий Эл организаций в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл; количество проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, подведомственных Минстрою и ЖКХ Республики Марий Эл; доля государственных гражданских служащих в Минстрое и ЖКХ Республики Марий Эл, прошедших повышение квалификации в течение последних трех лет; укомплектованность должностей государственной гражданской службы в Минстрое и ЖКХ Республики Марий Эл |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | - | 2013 - 2020 годы без разделения на этапы |
Объемы финансирования подпрограммы | - | общий объем финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл составляет 480 484,9 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 44 588,7 тыс. рублей; 2014 год - 52 281,2 тыс. рублей; 2015 год - 71 773,5 тыс. рублей; 2016 год - 62 368,3 тыс. рублей; 2017 год - 62 368,3 тыс. рублей; 2018 год - 62 368,3 тыс. рублей; 2019 год - 62 368,3 тыс. рублей; 2020 год - 62 368,3 тыс. рублей. Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и на плановый период) |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | повышение качества управления Государственной программой; повышение эффективности деятельности Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл в сфере реализации государственной жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства; обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами в сфере реализации Государственной программы; обеспечение государственных функций в сфере реализации Государственной программы |
Приоритеты государственной политики по обеспечению качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл. Основные цели и задачи Государственной программы
Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ от 7 мая 2012 года N 600).
Стратегическая цель государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах на период до 2020 года - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.
На достижение указанной стратегической цели направлены следующие шесть приоритетов государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах.
Первым приоритетом государственной политики является снижение стоимости 1 кв. метра жилья путем увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь, жилья экономического класса.
В соответствии с Указом от 7 мая 2012 года N 600 будут реализованы меры, направленные на снижение стоимости 1 кв. метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, организацию бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса при условии ограничения продажной цены на такое жилье, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов.
Вторым приоритетом государственной политики являются развитие рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.
В рамках данного приоритета будут реализованы меры по развитию двух сегментов рынка арендного жилья:
арендного жилищного фонда коммерческого использования;
арендного жилищного фонда некоммерческого использования.
Третьим приоритетом государственной политики является поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья.
Основной формой поддержки указанных категорий граждан будет предоставление социальных выплат на приобретение жилья, строительство индивидуального жилья, в том числе на частичную или полную оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на эти цели.
В соответствии с Указом от 7 мая 2012 года N 600 Правительством Республики Марий Эл разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе (далее - комплекс мер).
Предполагается осуществить уточнение порядка переселения граждан из аварийного жилищного фонда в целях повышения эффективности бюджетных расходов, направляемых на ликвидацию такого жилищного фонда. Построенные в рамках региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, финансируемой с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ), многоквартирные дома для представления жилых помещений внаем становятся муниципальной собственностью соответствующего муниципального образования, и в местные бюджеты обеспечивается поступление доходов от предоставления жилых помещений внаем. Финансовая поддержка за счет средств Фонда ЖКХ обеспечит заинтересованность регионов в развитии института жилищного фонда некоммерческого использования.
Четвертый приоритет государственной политики - дальнейшее совершенствование условий приобретения жилья на рынке, в том числе с помощью ипотечного кредитования.
Государственная политика по развитию рынка жилья будет направлена на обеспечение эффективного оборота жилья на рынке, снижение издержек при совершении сделок с жильем, усиление защиты жилищных прав.
Пятым приоритетом государственной политики являются улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания.
В рамках этого приоритета будут реализованы меры по обеспечению комфортных условий проживания и предоставлению жилищно-коммунальных услуг по доступным ценам для собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе меры по:
обеспечению проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе для увеличения уровня их благоустройства (обеспеченности коммунальными услугами), существенного повышения их энергетической эффективности путем внедрения устойчивых механизмов и инструментов финансовой поддержки проведения реконструкции и капитального ремонта;