Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2016 года N 333

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 22.01.2018 N 21, вступившего в силу со дня его официального опубликования (опубликовано на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области http://admsakhalin.ru - 22.01.2018).
____________________________________________________________________

(в редакции Постановления Правительства Сахалинской области от 25.08.2016 N 428)

На основании положений стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" 3 мая 2012 года, Правительство Сахалинской области постановляет:


1. Утвердить Инвестиционную стратегию Сахалинской области до 2025 года (далее - Стратегия) (прилагается).

2. Министерству экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко) в целях обеспечения выполнения положений Стратегии внести изменения в Стратегию социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости" и разместить на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области (www.admsakhalin.ru), на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области Д.В.Нестерова.


Председатель Правительства
Сахалинской области
В.Г.Щербина






Утверждена
постановлением
Правительства Сахалинской области
от 30.06.2016 N 333

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

  (в редакции Постановления Правительства Сахалинской области от 25.08.2016 N 428)

Инвестиционная стратегия Сахалинской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с требованиями стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года, и основывается на положениях следующих нормативных правовых актов Российской Федерации:

- Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 594, N 596, N 597, N 598, N 599, N 600, N 601, N 602, N 603, N 604, N 605, N 606;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р);

- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года N 2227-р).

Стратегия разработана с учетом положений областных программных документов:

- Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99 (ред. от 25.04.2014));

- государственная программа Сахалинской области "Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области на 2014 - 2020 годы" (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 12.07.2013 N 352 (ред. от 16.07.2014)).

Стратегия направлена на повышение инвестиционной привлекательности области, формирование условий для мобилизации внутренних и внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику, развитие региональной инвестиционной инфраструктуры. Стратегия дает наглядное представление бизнес-сообществу об отраслевых и территориальных приоритетах инвестиционного процесса в области, а также используемых инструментах поддержки инвестиционной деятельности в регионе.

Реализация Стратегии планируется путем развития и совершенствования механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности.

1. ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ


 1.1. Оценка прогнозных сценариев развития российской и мировой экономики. Сценарии развития мировой экономики на период до 2030 года

В последние десятилетия рост развивающихся экономик был драйвером роста мировой экономики. Среднегодовой прирост ВВП развивающихся стран с начала 1990-х годов составлял 4,6% (2,1% для стран с высоким уровнем доходов), в результате их доля в мировом ВВП увеличилась с 16,7% в 1990 году до 31,3% в 2010 году. В течение этого периода экспорт развивающихся экономик рос на 8,8%, импорт - на 9,5% ежегодно <1>.

     ________________

<1> WB, China 2030 Building a Modern, Harmonious, and Creative Society http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/China-2030-complete.pdf.

Долгосрочные прогнозы развития мировой и национальных экономик, предлагаемые различными институтами или организациями, едины в оценке тренда замедления роста мировой экономики, причин этого замедления и его характеристик, а также очагов роста мировой экономики. На период до 2030 года развивающиеся экономики по-прежнему будут расти опережающими темпами относительно стран с высокими доходами, но и их рост замедлится <2>.

     ________________

<2> В соответствии с классификацией Мирового банка, экономики с высокими доходами (не менее $ 12,736 на душу населения) - 80 стран, экономики со средними доходами ($ 4,126 - $ 12,735 на душу населения) - 53 страны, экономики с низкими доходами (не более $ 4,125 на душу населения) - 82 страны, http://data.worldbank.org/about/country-and-lending-groups.

Драйверами роста мировой экономики будут являться технологический прогресс, демография и урбанизация, накопление капитала (включая человеческий капитал), изменения в природопользовании, переток рабочей силы (от низко- к высокопроизводительным секторам).

Мировой банк рассматривает два сценария роста мировой экономики до 2030 года.

В сценарии низкого роста экстраполируются исторические тенденции в технологическом прогрессе: рост производительности остается выше в промышленных секторах, чем в сфере услуг и сельскохозяйственном секторе. При этом экономический рост замедлится в связи со следующими факторами. Во-первых, старение населения (особенно в Российской Федерации, Китае и странах с высоким уровнем доходов) ограничит рост рабочей силы и снизит норму сбережений. Следствием станет торможение роста инвестиций. Во-вторых, поскольку рост производительности труда намного выше в производстве, чем в сфере услуг, опережающий рост услуг затормозит рост экономики. В развивающихся экономиках повышение доли услуг будет обусловлено ростом доходов населения и быстрым ростом его спроса на услуги. В развитых странах стареющее население потребует больше медицинского обслуживания и бытовых услуг, и относительная цена тех услуг также увеличится. Кроме того, большинство новых продуктов, поступающих на рынки из секторов инноваций, коммуникационных и биотехнологий, имеют большой сервисный компонент и требуют более высоких уровней образования, в свою очередь, формируя спрос на образовательные услуги.

В сценарии высокого роста предполагаются дальнейшие внутренние реформы и ускорение роста производительности труда в сфере услуг. Этот сценарий предполагает более быстрый (свыше исторической тенденции) технологический прогресс сферы услуг. Более высокая производительность труда в сфере услуг будет обусловлена общемировым ростом их производства и потребления, который будут стимулировать инновации, конкуренцию и экономию на масштабе производства. При этом выгоду из ускоряющегося темпа глобальных инноваций в сфере услуг будут извлекать все национальные экономики, в результате чего мировая экономика будет расти быстрее, а ее замедление будет менее выражено, чем в сценарии низкого роста.

Рост трудовых ресурсов как ключевой фактор экономического роста является одинаковым для двух сценариев. В 2030 году численность населения ожидается на уровне 8,3 млрд. человек, его прирост будет обеспечен развивающимися странами (7,2 млрд. человек в 2030 году). К 2030 году рабочая сила в Китае, России, Японии и Европе будет ежегодно уменьшаться не менее чем на 0,4%.


Таблица 1.1

СРЕДНЕГОДОВЫЕ ТЕМПЫ РОСТА ЭКОНОМИК ПО СЦЕНАРИЯМ РОСТА, %

2000 - 2010

2011 - 2020

2021 - 2030

низкий

высокий

низкий

высокий

Экономики с высокими доходами

1,6

2,0

3,1

1,3

2,7

в т.ч. США

1,7

2,3

3,5

1,5

3,0

Экономики с низкими и средними доходами

5,9

5,6

7,4

4,2

6,6

в т.ч. Китай

10,5

7,4

10,1

4,2

7,8


Источник: WB, http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/China-2030-complete.pdf.

Независимо от сценария развивающиеся страны упрочат свои позиции в мировой экономике: они определят на две трети прирост мировой экономики до 2030 года. При этом только на Китай придется от 20% (сценарий низкого роста) до 28% (сценарий высокого роста) прироста мировой экономики.


 Сценарии развития российской экономики на период до 2030 года

Основные сценарии прогноза, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации, базируются на предположении о развитии процессов глобализации, опережающем росте мировых рынков по сравнению с мировым производством, продолжающемся сокращении разрыва в уровне сбережений и потребления между развивающимися и развитыми странами. Сценарий роста мировой динамики, являющийся базовым для построения сценариев роста экономики России, - это сценарий перебалансировки мировой экономики и масштабного сдвига мирового производства в тихоокеанский и индоазиатский регионы. В американской экономике улучшение качества роста и устойчивости развития будет опираться на рост инвестиций и увеличение нормы сбережения. В азиатских странах и, прежде всего, в Китае будет расти опережающими темпами потребление.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года разработан Министерством экономического развития для трех основных сценариев: консервативного, умеренно-оптимистичного и форсированного (целевого).

Консервативный сценарий характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении структурных барьеров в развитии человеческого капитала, транспортной инфраструктуры, гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.

Умеренно-оптимистичный сценарий характеризуется дополнительными импульсами инновационного развития и усилением инвестиционной направленности экономического роста. Модернизация энерго-сырьевого комплекса дополняется созданием современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний.

Форсированный (целевой) сценарий характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала.


Таблица 1.2

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 - 2030 ГГ., СРЕДНЕГОДОВЫЕ ТЕМПЫ ПРИРОСТА

2011 - 2020

2021 - 2030

консервативный

умеренно-оптимистичный

форсированный

консервативный

умеренно-оптимистичный

форсированный

ВВП

3,1

3,7

5,7

2,2

3,4

4,6

Промышленное производство

2,4

2,6

3,8

2,0

2,7

3,3

Розничный товарооборот

4,6

5,0

7,3

2,6

3,5

5,1

Платные услуги населению

3,3

3,5

6,4

2,7

3,8

5,3

Инвестиции

5,8

7,1

11,6

3,7

5,3

5,0

Производительность труда

3,4

4,0

5,9

2,6

3,8

4,8

Реальная заработная плата

4,8

4,6

7,3

2,8

3,3

5,2

Экспорт, физический объем

1,0

1,5

2,2

1,0

3,4

5,1

Импорт, физический объем

5,2

5,4

9,2

2,4

4,3

4,3


Источник: Министерство экономического развития РФ (КДР).

Во всех сценариях рост российского промышленного производства будет заметно отставать от роста экономики, а сфера услуг будет расти опережающими темпами. Только в умеренно-оптимистичном сценарии в российской экономике в 2016 - 2030 годах удастся переломить тенденцию опережающего роста реальной заработной платы по отношению к росту производительности труда. На фоне глобального замедления роста экономики и высоких рисков снижения конкурентоспособности российской экономики возникают сомнения в реализуемости сценария форсированного роста, который строится на исключительно высоком увеличении инвестиций в основной капитал.

В условиях замедления роста мирового промышленного производства изменятся темпы роста и структура российского экспорта.


Таблица 1.3

СРЕДНЕГОДОВЫЕ ТЕМПЫ ПРИРОСТА ЭКСПОРТА НЕФТИ И ГАЗА И ОСТАЛЬНОГО ЭКСПОРТА ПО СЦЕНАРИЯМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

2016 - 2020

2021 - 2025

2026 - 2030

2011 - 2020

2021 - 2030

Консервативный сценарий,
физический объем экспорта
физический объем экспорта нефти и природного газа
физический объем остального экспорта

1,9

1,1

0,9

1,0

1,0

1,9

0,3

0,2

0,7

0,3

1,9

1,8

1,4

1,3

1,6

Умеренно-оптимистичный сценарий,
физический объем экспорта
физический объем экспорта нефти и природного газа
физический объем остального экспорта

2,9

3,3

3,5

1,5

3,4

1,9

0,3

0,2

0,7

0,3

3,6

5,6

6,0

2,2

5,8

Дополнительно, стоимость нетопливного экспорта, млрд. долл. США в среднем за период

Консервативный сценарий
Умеренно-оптимистичный сценарий

196

256

330

175

293

207

333

539

180

436

Дополнительно, расходы в экономике на образование, исследования и разработки, % ВВП, в среднем за период

Консервативный сценарий
Умеренно-оптимистичный сценарий

5,6

6,0

6,4

5,5

6,2

6,1

7,0

7,8

6,7

7,4

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»