Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА НА 2001 - 2003 ГОДЫ"

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ


Областная государственная социальная программа "Организация управления и поддержки курортного комплекса Иркутской области в 2001 - 2003 гг." (далее по тексту - Программа) разработана во исполнение Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных и лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах", Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 года N 101 "О федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения", постановлений губернатора от 14 июля 1999 года N 422-п "Об образовании отдела развития лечебно - оздоровительных местностей и курортов" и от 24 августа 2000 года N 298-п "Об утверждении положения о порядке признания территорий Иркутской области лечебно - оздоровительными местностями и курортами регионального и местного значения".

В результате экономических, социальных и иных процессов, происходящих в стране, положение дел в санаторно - курортной сфере в последние годы значительно ухудшилось. Рост цен на железнодорожный и авиационный транспорт, снижение уровня доходов привели к тому, что наиболее популярные курорты, находящиеся за пределами области, оказались практически недоступными для основных групп населения, особенно социально слабозащищенных.

В структуре общей заболеваемости жителей Приангарья ведущее место занимают болезни органов дыхания - 378407 случаев, болезни системы кровообращения - 309639 случаев, болезни костно - мышечной системы - 202046 случаев, болезни органов пищеварения - 175033 случая и болезни эндокринной системы - 65656 случаев (см. приложение 1 к Программе). Особую тревогу вызывает темп прироста в 1998 году заболеваний: болезней костно - мышечной системы (43,6%); болезней эндокринной системы (20,7%). Смертность и инвалидность трудоспособного населения Иркутской области от болезней кровообращения занимает первое место, от болезней органов дыхания - второе место, от болезней органов пищеварения - третье место. Указанные негативные тенденции в состоянии здоровья жителей области сохранились и в 1999 году и в первой половине 2000 года.

Для обеспечения защиты здоровья наших земляков, создания базовых условий для профилактики и лечения заболеваний, обусловленных региональной патологией, а также отдыха необходимо создание высокоэффективной и взаимосвязанной сети оздоровительных и лечебно - профилактических санаторных организаций различных форм собственности, действующих на территориях лечебно - оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения.

Иркутская область обладает всеми необходимыми ресурсами и условиями для решения указанной задачи. В пределах ее территории расположен самый мощный в мире Ангаро - Ленский артезианский бассейн минеральных вод, запасы которого оцениваются в 2700 куб.км. Разведано около 300 минеральных источников и скважин, 6 грязевых озер с иловыми, сапропелевыми и торфяными пелоидами. Восемь разновидностей минеральных вод разливаются в бутылки для питьевого лечения. Имеются уникальные источники, которые совершенно не освоены (хотя известны достаточно давно). Это Мунокский источник, близкий по своему химическому составу известному источнику "Нафтуся" курорта "Трускавец", Нукутская "Мацеста" с большими запасами сероводородных вод, прекрасное месторождение радоновых вод в районе п. Моты и др.

На территории области функционируют несколько санаторно - курортных учреждений, имеющих статус лечебных учреждений первой и второй категорий, и около десятка крупных санаториев - профилакториев, таких как "Родник" и "Жемчужина" в г. Ангарске, "Металлург" в г. Шелехове, "Кедр" в г. Саянске и др., а также несколько десятков профилакториев, пансионатов и домов отдыха, находящихся в ведении различных организаций. Санатории области располагают возможностями для эффективного лечения и профилактики следующих заболеваний: органов кровообращения (санаторий "Ангара", санаторий "Байкал"), нервной системы и органов движения (санаторий "Ангара", санаторий "Таежный", санаторий "Усолье", санаторий "Усть - Кут", санаторий "Русь", санаторий "Байкал", пансионат "Мальтинский"), органов пищеварения и мочеполовой системы (санаторий "Братское взморье", санаторий "Русь", санаторий "Ангара"), органов дыхания (санаторий "Таежный", санаторий "Байкал"), женской и мужской половых сфер (санаторий "Таежный", санаторий "Усолье", санаторий "Усть - Кут", санаторий "Ангара").

С 1993 года наблюдается снижение заполняемости санаториев области.

Сократился коечный фонд санаториев - профилакториев. За последние три года он используется в пределах от 34% до 43%.

Среди отдыхающих дети составляют от 40% до 75%, участники и инвалиды войны - от 10% до 17%. Объемы оказания санаторно - оздоровительных услуг постоянно снижаются. По данным облстатуправления, за 1996 - 1999 годы их доля в общем объеме платных услуг уменьшилась с 5 до 3,5% соответственно. Практически все санаторно - курортные учреждения области работают без прибыли, т.е. являются убыточными.

Многие проблемы курортного комплекса происходят от того, что на территории области нет ни одной природной территории, имеющей статус лечебно - оздоровительной местности или курорта регионального или местного значения. Тем самым не созданы условия для осуществления в полном объеме предусмотренных действующим законодательством мер государственного регулирования отношений в области их функционирования, развития и охраны.

Практически не проводятся работы по освоению перспективных месторождений лечебных минеральных вод, прекращены курортологические изыскания. Все это свидетельствует о том, что не на должном уровне находятся вопросы охраны и рационального использования региональных лечебных природных ресурсов и территорий лечебно - оздоровительных местностей и курортов.

На данном этапе потребность населения Иркутской области в санаторно - курортном лечении достаточно высока и оценивается в 238 тысяч нуждающихся, что свидетельствует о необходимости наращивания мощностей лечебно - профилактических организаций области в 7 раз и более, но это не означает, что следует немедленно приступить к строительству новых здравниц. Необходимо модернизировать систему распределения заказа (распределения путевок и др.) на оздоровление жителей области таким образом, чтобы добиться наиболее полного заполнения имеющихся здравниц. Ряд мероприятий программы предусматривает выработку администрацией области дополнительных мер по формированию такого заказа.

Мероприятия областной целевой программы направлены на организацию и поддержку эффективного функционирования курортного комплекса области, решение государственных задач владения, рационального использования, охраны и распоряжения лечебными природными ресурсами и территориями, находящимися в ведении области как субъекта Российской Федерации.

Необходимо усилить контроль за использованием природных лечебных ресурсов, функционированием лечебно - оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения. С этой целью программа предусматривает образование государственных учреждений - администраций курортов, которые должны содействовать организации на этих территориях дополнительных условий для лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, а также решению иных вопросов, связанных с их функционированием и охраной.

Очевидна необходимость в дополнительных исследованиях потребности в санаторно - курортном лечении в соответствии со структурой заболеваемости населения области и региональной патологией, в первую очередь для таких групп населения, как участники Великой Отечественной войны, население районов экологического бедствия, инвалиды и дети.

Администрация области и органы местного самоуправления в связи с особой социальной значимостью вопросов поддержки и развития курортного дела должны взять на себя часть проблем развития инфраструктуры курортов регионального и местного значения, участвовать в решении проблем их функционирования и охраны. В то же время санаторно - курортные организации области должны сосредоточиться на более качественной работе по долечиванию больных с отмеченными категориями заболеваний на санаторном этапе и санаторно - курортном обслуживании отдыхающих.

Улучшение качества санаторно - курортного обслуживания позволит достигнуть ощутимого социального результата: значительно снизить первичный выход на инвалидность, увеличить оборот госпитальных коек, предотвратить развитие осложнений и улучшить качество жизни больных. Лечение, профилактика и отдых в санаторно - курортных учреждениях позволяют в 4 - 6 раз уменьшить число обострений различных заболеваний как у взрослых, так и у детей. Снижение затрат по обеспечению функционирования и охраны территорий курортов позволит снизить себестоимость путевки и приведет к увеличению их доступности.

Актуален вопрос подготовки и переподготовки кадров. Необходима разработка научно обоснованных медико - экономических стандартов и критериев качества для проведения лицензирования, сертификации в сфере курортного дела.

Программа направлена на создание условий для формирования в Иркутской области курортного комплекса, способного надлежащим образом удовлетворить рекреационные потребности населения и обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов для ее экономики.