ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2001 года N 11/29-ЗС
ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ, ПСИХОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2002 - 2004 ГГ."
(в редакции постановления ЗС Иркутской области от 17.12.2003 N 33/26-ЗС)
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Иркутской области "О государственных социальных программах Иркутской области" Законодательное собрание постановляет:
Утвердить областную государственную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы" (прилагается).
И.о. председателя
Законодательного собрания
Г.В.ИСТОМИН
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ, ПСИХОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2002 - 2004 ГОДЫ" (С УЧЕТОМ ИНДЕКСОВ - ДЕФЛЯТОРОВ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ)
1. Наименование Областная государственная целевая
программы программа "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению
наркотическими средствами, психотропными
веществами и их незаконному обороту на
2002 - 2004 годы".
2. Основание для Постановление губернатора Иркутской
разработки области от 30.03.2001 N l65-п "Об
программы областных государственных целевых
программах".
3. Государственный Администрация Иркутской области.
заказчик
4. Ответственный Департамент правоохранительной и оборонной
исполнитель работы администрации области.
программы
5. Основные Департамент правоохранительной и оборонной
разработчики работы администрации области (далее -
программы ДПиОР), Комитет по молодежной политике
администрации области (далее - КМП),
Комитет здравоохранения администрации
области (далее - КЗ), Восточно - Сибирский
отдел ВНИИ МВД России (далее - ВСО ВНИИ
МВД).
6. Основная цель Основная цель программы - снижение темпов
программы роста заболеваемости наркоманией, усиление
мер противодействия распространению
преступности в сфере незаконного оборота
наркотических средств и психотропных
веществ в Иркутской области, улучшение
деятельности всех государственных органов
и общественных структур в этом
направлении.
7. Основные задачи - Долгосрочное прогнозирование
программы криминогенной обстановки в сфере
незаконного оборота наркотиков и влияющих
на нее основных факторов;
- Опережающее развитие мер борьбы с
наркоманией, включающих в себя создание
мобильных (быстродействующих) резервов
компетентных органов;
- Формирование системы информирования
населения, создания информационного
комплекса, обеспечивающего правильное
восприятие населением криминогенной
обстановки в сфере незаконного оборота
наркотиков;
- Повышение защищенности населения от
распространения правонарушений в сфере
незаконного оборота наркотиков;
- Укрепление кадров и материально -
технического оснащения в подразделениях по
борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в
соответствии с данными криминологических
прогнозов и ресурсными возможностями
области;
- Дальнейшее развитие системы первичной
профилактики наркомании среди детей и
подростков.
8. Сроки и этапы 2002 - 2004 гг.
реализации программы
9. Основные - создание правовой базы и организационных
мероприятия программы предпосылок для совершенствования
деятельности государственных органов и
общественных организаций по
противодействию незаконному обороту
наркотических средств, психотропных
веществ и злоупотреблению ими;
- совершенствование правового воспитания,
профилактика злоупотреблений
наркотическими средствами среди граждан
Иркутской области;
- социально - медицинская реабилитация
лиц, больных наркоманией;
- укрепление кадров, улучшение мер по
выявлению и пресечению правонарушений в
сфере незаконного оборота наркотиков;
- улучшение материально - технического
оснащения подразделений по борьбе с
незаконным оборотом наркотиков.
10. Исполнители Департамент правоохранительной и оборонной
мероприятий программы работы администрации области (далее -
ДПиОР), Региональное управление
Госнаркоконтроля России по Иркутской
области (далее - РУ ГНК И.о.), Главное
управление внутренних дел Иркутской
области (далее - ГУВД), УФСБ по Иркутской
области (далее - УФСБ), Восточно-Сибирское
УВДТ (далее - ВС УВДП), Восточно -
Сибирское РУБОП, Восточно-Сибирская
оперативная таможня (далее - ВСОТ),
Комитет здравоохранения администрации
области (далее - К3), Комитет по культуре
администрации области (далее - КК), Главное
управление общего и профессионального
образования администрации области (далее -
ГУОПО), Комитет по молодежной политике
администрации области (далее - КМП),
Комитет по физической культуре, спорту и
туризму администрации области (далее -
КФСиТ), ГУИН МЮ РФ (далее - ГУИН),
общественные организации (далее - ОО),
Комитет по информационной политике
администрации области (далее - КИП),
Комитет по связям с общественностью и
национальным отношениям администрации
области (далее - КСО и НО), ОКПП Иркутск
Федеральной пограничной службы РФ (далее -
ОКПП), Управление Судебного департамента
при Верховном Суде РФ по Иркутской области
(далее - Судебный департамент), Комитет по
управлению государственным имуществом
администрации области (далее - КУГИ),
Комитет по фармацевтической деятельности
администрации области (далее - КФД),
Комитет по науке и высшей школе
администрации области.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 17.12.2003
N 33/26-ЗС)
11. Содержание Проблемы наркомании и связанной с ней
проблемы и преступности сложны и актуальны.
обоснование Некоторые из них должны, безусловно,
необходимости ее решаться на федеральном уровне. Вместе с
решения тем большинство мероприятий, и особенно
организационного характера, могут и должны
осуществляться на областном уровне с
использованием результатов исследований
негативных процессов. Серьезным и в
определенной степени решающим
обстоятельством, отрицательно влияющим на
деятельность государственных органов по
профилактике и борьбе с наркоманией,
является низкий уровень финансирования,
как из федерального, так и областного
бюджета. Кроме того, серьезным фактором,
негативно влияющим на решение данной
проблемы, является недостаток
подготовленных кадров. Мероприятия
настоящей программы призваны улучшить
ресурсное обеспечение учреждений и
ведомств по борьбе с незаконным оборотом
наркотиков.
12. Объемы и Средства областного бюджета:
источники Весь период - 40443863 рубля,
финансирования в том числе по годам:
2002 г. - 13117866 рублей;
2003 г. - 13536246 рублей;
2004 г. - 13789751 рубль.
13. Прогноз - Снижение уровня преступности в области,
ожидаемых связанного с наркоманией;
социально - - Создание эффективно действующей
экономических региональной системы профилактики лечения
результатов и реабилитации наркомании в Иркутской
реализации области;
программы - Укрепление материально - технического
оснащения подразделений по борьбе с
незаконным оборотом наркотиков;
- Формирование устойчивого негативного
отношения у населения области к
употреблению наркотических средств;
- Формирование адекватного правового
самосознания населения, препятствующего
вовлечению в преступные группировки.
14. Система В соответствии с областным
организации законодательством контроль за реализацией
контроля за программы осуществляется в пределах
исполнением полномочий Законодательным собранием
области непосредственно и через
Контрольно - счетную палату области,
Комитетом по экономике и Главным
финансовым управлением администрации
области в установленном порядке.
Предметом областной государственной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту на 2002 - 2004 гг." (далее - программа) является создание дополнительных условий для эффективной и скоординированной деятельности организаций и органов власти по профилактике и борьбе с наркоманией.
Актуальность проблемы обусловлена неуклонным ростом количества преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Это связано с негативными социально - экономическими изменениями в обществе, постоянным увеличением числа больных наркоманией и ВИЧ - инфекцией, расширением видов наркотических средств, в первую очередь, за счет так называемых "жестких", сильнодействующих наркотиков. Незаконный оборот наркотиков, совершаемый все чаще на организованном уровне, оказывает существенное влияние на распространение наркомании, тем самым продуцируя связанную с ней преступность.
В этой связи, по поручению администрации Иркутской области, Восточно - Сибирским отделом ВНИИ МВД России, совместно с заинтересованными государственными органами и общественными организациями, была разработана и внедрена областная государственная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту на 2000 - 2001 годы".
Выполняя мероприятия программы, органы внутренних дел и подразделения БНОН заметно улучшили свои показатели по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, деятельность которых стоит на особом контроле администрации Иркутской области.
В 2000 году оперуполномоченные уголовного розыска выявили 4896 преступлений (рост на lO,5%), в том числе: 1165 фактов сбыта наркотических средств и психотропных веществ (больше на 74,4%, чем в 1999 году).
Обращает на себя внимание качественная сторона подхода к этой проблеме.
Так, общие темпы прироста преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков составили в 1998 году - 21,3%, в 1999 г. - 11,3%, в 2000 г. - 10,5%, а темпы прироста выявленных преступлений за сбыт наркотических средств в 1998 году составили 12,7%, в 1999 году - 109,2% и в 2000 году - 74,4%. То есть общий спад темпов прироста выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков происходит за счет снижения выявления потребителей наркотических средств и психотропных веществ и качественного улучшения работы по выявлению преступлений за сбыт наркотиков.
Органы внутренних дел области продолжают активную работу по задержанию поставщиков и сбытчиков наркотиков. Об этом свидетельствуют следующие данные.
Пресечен криминальный промысел почти трех десятков организованных преступных групп, специализирующихся на продаже сильнодействующих наркотиков. Кроме того, возбуждено 4301 уголовное дело по статье "Незаконные операции с наркотическими средствами в крупном и особо крупном размере". Количество изъятых наркотических средств в 2000 году составило 262,9 кг, что на 79,2% больше, чем в 1999 году.
В первом полугодии 2001 года эта тенденция продолжает сохраняться. Количество выявленных преступлений в данной сфере по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло с 1983 до 2102, или на 6%. Рост преступлений, связанных со сбытом наркотиков, составил 88,9%.
Заметно улучшили профилактическую работу по предупреждению наркомании и другие государственные органы и общественные организации, особенно в молодежной среде.
Вместе с тем проблема распространенности наркомании по-прежнему остро стоит перед Иркутской областью. На заседании расширенной коллегии Управления внутренних дел Иркутской области по итогам работы органов внутренних дел за 2000 год, при участии главного федерального инспектора И.Н.Тутеволя, губернатор области отметил, что "проблема наркомании, недооценивать которую убийственно, сейчас должна стать одним из главных направлений в работе всех подразделений милиции".
Из всех изъятых за 2000 год наркотических средств 44,6% составили наркотики растительного происхождения, изготавливаемые из конопли (марихуана, гашиш, гашишное масло), и 54% - из мака (солома мака, опий и др. опиаты, героин). В количестве последних около 50% было изъято героина. То есть в области все более превалируют сильнодействующие наркотики и можно уже судить о героиновой эпидемии.
Усиление борьбы с незаконным оборотом наркотиков неразрывно связано с вопросами профилактики правонарушений в этой сфере. Несмотря на улучшение показателей работы органов внутренних дел по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков, эта проблема с учетом высокой латентности, остается серьезной.
Уровень преступности в сфере незаконного оборота наркотиков в расчете на 10 тысяч населения составил по области 17,7 преступления. Наиболее неблагоприятными в этом отношении являются города: Усолье - Сибирское (38,4), Иркутск (30,3), Черемхово (29,4), Братск (21,5) и Ангарск (19,3). Большая часть преступлений (71%) совершена в этих городах. Свыше трети преступлений (37%) совершается в областном центре.