ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2001 года N 12/25-ЗС

ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2003 ГОДА

(в редакции постановления ЗС Иркутской области от 09.10.2003 N 30/20-ЗС, с изм., внесенными Законом Иркутской области от 28.12.2001 N 26/72-оз)


Рассмотрев областную государственную целевую Программу развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области до 2003 года, Законодательное собрание постановляет:

1. Утвердить областную государственную целевую Программу развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области до 2003 года (прилагается).

2. Предложить администрации области при рассмотрении Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2002 год" во 2-м чтении предусмотреть полное финансирование данной Программы.

Председатель
Законодательного собрания
В.М.БОРОВСКИЙ






Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Иркутской области
от 28 ноября 2001 года
N 12/25-ЗС

ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2003 ГОДА

ПАСПОРТ

  Наименование   Областная государственная  целевая  Программа
  Программы      развития      коммунальной    теплоэнергетики
                 Иркутской области до 2003 года

  Основание      Концепция    развития     и    реформирования
  для            коммунальной     теплоэнергетики    Иркутской
  разработки     области,  одобрена постановлением губернатора
  Программы      области от 14.11.2000 N 365-пг

  Цели           Основными целями Программы являются:
  Программы      - реконструкция и  модернизация  существующих
                 котельных    и   тепловых   сетей   с   целью
                 предотвращения   возможности    возникновения
                 аварийных  ситуаций в системах теплоснабжения
                 городов, населенных пунктов области;
                 - снижение  затрат  на производство тепла для
                 обеспечения нужд городов и населенных пунктов
                 области    и,    как    следствие,   снижение
                 дотационной составляющей местных бюджетов

  Задачи         Задачи, реализуемые      в      мероприятиях,
  Программы      предусмотренных   Программой,  направлены  на
                 решение   технических,   технологических    и
                 организационных проблем отрасли

  Ответственный  Комитет по    ЖКХ    и    жилищной   политике
  исполнитель    администрации Иркутской области
  Программы

  Основные       - Комитет   по   ЖКХ   и   жилищной  политике
  разработчики   администрации Иркутской области;
  Программы      - ОГУ "Центр энергоресурсосбережения";
                 - ООО "НПЦ "Новые технологии для коммунальной
                 теплоэнергетики"

  Заказчик       Администрация Иркутской области
  основных
  мероприятий
  Программы

  Сроки и        2002 - 2003 годы.
  этапы          Реализация в один этап
  реализации
  Программы

  Перечень       Поставленные цели   достигаются   с   помощью
  основных       проведения следующих мероприятий:
  Мероприятий    - ремонт    и    реконструкция   существующих
                 теплоисточников;
                 - строительство  новых теплоисточников взамен
                 полностью выработавших свой ресурс котельных;
                 - ремонт  ветхих  и аварийных тепловых сетей,
                 реконструкция   и   модернизация   внутренних
                 систем теплоснабжения;
                 - контроль качества, ремонта, реконструкции и
                 строительства тепловых сетей;
                 - защита от электрохимической коррозии  вновь
                 построенных, реконструируемых и ремонтируемых
                 инженерных сооружений и тепловых сетей;
                 - разработка   и  производство  котлов  малой
                 мощности,       отвечающих        требованиям
                 экономичности и имеющих хорошие экологические
                 показатели;
                 - проведение  единой  технической,  ценовой и
                 кадровой политики в отрасли;
                 - создание   инвестиционно   привлекательного
                 климата в отрасли

  Источники      Финансирование осуществляется за счет средств
  финансирования областного бюджета.
                 Объем финансирования на период с 2002 по 2003
                 годы  составляет 703,26 млн.  рублей (в ценах
                 2001 года), в  т.ч. по годам:
                 2002 - 337,6 млн. рублей,
                 2003 - 365,66 млн. рублей

  Ожидаемые      При реализации   Программы   будут   получены
  конечные       следующие результаты:
  результаты     - ликвидация         возможных         очагов
  реализации     крупномасштабных аварий;
  Программы      - сокращений     бюджетных     дотаций     на
                 теплоснабжение;
                 - стабилизация    экономического    состояния
                 отрасли

  Система        Контроль за       реализацией       Программы
  организации    осуществляется          Комитетом          по

  Контроля за    жилищно-коммунальному   хозяйству и  жилищной
  исполнением    политике  администрации   Иркутской  области.
  Программы      Контроль за целевым  расходованием  бюджетных
                 средств осуществляется главным распорядителем
                 бюджетных   средств   -   ГФУ   администрации
                 области,   а   также   иными  контролирующими
                 органами в соответствии с законодательством



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Областная государственная целевая Программа развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области (далее - Программа) разработана на основе Концепции развития и реформирования коммунальной теплоэнергетики Иркутской области, одобренной постановлением губернатора области от 14.11.2000 N 365-пг.

Программа направлена на решение социальных, технических и экономических проблем коммунальной теплоэнергетики Иркутской области в рамках единого системного подхода.

В результате выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, ожидается перевод коммунальной энергетики из экономически убыточной "остаточной" сферы народного хозяйства в современную высокотехнологическую отрасль со сбалансированной экономикой.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМИ МЕТОДАМИ


Кризисное состояние коммунальной теплоэнергетики Иркутской области обусловлено высоким уровнем затратности этой отрасли, отсутствием экономических стимулов и простых, доступных для муниципалитетов, вариантов решения проблемы снижения издержек на производство тепловой энергии. Высокая степень износа основных фондов по теплогенерирующему и теплосетевому оборудованию, низкий уровень эксплуатации, неэффективная работа предприятий коммунальной теплоэнергетики - все эти факторы вызывают разбалансированность экономики отрасли. Изменение ситуации в сторону повышения экономической и энергетической эффективности требует значительных капитальных вложений, и инвестирование должно носить плановый и системный характер.

Сегодняшнее финансовое состояние предприятий коммунальной теплоэнергетики области фактически полностью исключает системный подход к решению проблемы обеспечения качественного теплоснабжения потребителей за счет собственных средств и средств местных бюджетов. Следовательно, формирование и реализация областной программы реформирования коммунальной теплоэнергетики является той основной базой, в рамках которой возможно систематизированно реализовывать мероприятия по техническому перевооружению отрасли с достижением максимальной экономической эффективности и реальным улучшением качества теплоснабжения населения и объектов социальной сферы.

Система муниципального теплоснабжения является самым крупным потребителем топлива в топливно-энергетическом комплексе области - практически вся территория, которая находится в суровых климатических условиях: расчетные отопительные температуры на юге области близки к -40°C, а на севере достигает -50°C, продолжительность отопительного сезона составляет 240 - 270 суток, среднегодовые температуры отрицательны.

Суммарное нормативное теплопотребление ЖКХ области (без потерь тепла в сетях и у абонентов) равно примерно 25700 тыс. Гкал в год, где около 87% приходится на нагрузку отопления, 13% - на нагрузку горячего водоснабжения. Обеспеченность всех зданий централизованным отоплением в целом по области составляет около 73%, по городам - около 87%, по районам - около 40%.

Коммунальная теплоэнергетика является вторым по величине производителем тепла, вырабатываемого более чем в 1500 котельных, что составляет 28% в общей структуре производства тепла области.

Расход топлива на производство тепла для нужд ЖКХ оценивается на уровне 7,8 млн. т.у.т.

Общая протяженность тепловых сетей области около 3800 км по трассе, из них более половины - (2160 км) муниципальные.

Систематические инструментальные обследования муниципальных котельных области в 2000 - 2001 гг., проводившиеся Институтом систем энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН, Иркутским государственным предприятием жилищно-коммунального хозяйства (было обследовано более 40 котельных), а также Управлением Иркутскгосэнергонадзора (было обследовано в общей сложности более 350 котельных), показывают, что фактические КПД котлов составляют 32 - 60%, вместо нормативных 75 - 80%, их физический износ находится на уровне 50%, многие котлы морально устарели. Основными причинами снижения экономичности действующих котельных установок являются: использование неподготовленного угля, отсутствие систем водоподготовки, большая доля ручного труда, отсутствие элементарных приборов технологического контроля, низкий уровень обслуживания. Ситуация обостряется тем, что в настоящее время в России не налажено серийное производство угольных котлов малой мощности (от 0,2 до 2 Гкал/ч), отвечающих современным техническим, экономическим и экологическим требованиям при сжигании угля Иркутской области.

Кроме того, при обследовании технического состояния тепловых сетей, проведенном областным государственным унитарным предприятием "Подземметаллзащита" в 1990 - 2001 гг., на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства городов и поселков области показали, что при нормативном сроке службы 25 лет фактический срок службы до первого коррозионного разрушения составляет 3 - 5 лет. Количество ветхих сетей по различным предприятиям ЖКХ области составляет 40 - 80% от общей протяженности.

Нерегулярные и редкие наладки тепловых сетей, несвоевременное решение вопросов их реконструкции привели к тому, что тепловые сети большинства населенных пунктов разрегулированы. Это выражается в завышенных, по сравнению с расчетными, расходах сетевой (в 1,3 - 2 раза) и подпиточной (в 2 - 8 раз) воды, недостатке располагаемых напоров у конечных потребителей, сливах сетевой воды, завышении температуры обратной воды. Многие годы со сливом сетевой воды работают тепловые сети городов Черемхово, Усолье-Сибирское, Тулуна, Усть-Кута, других городов и многочисленных поселков.

Проблемы теплотехнического характера обостряются еще и отсутствием резервирования источников тепловой энергии по электроснабжению и водоснабжению. Резервное питание теплоисточника повышает устойчивость работы основного технологического оборудования, а его отсутствие в аварийной ситуации увеличивает вероятность отключения котельной и разморожения систем теплопотребления. Это подтверждается авариями с отключением и разморожением теплотехнических систем школ с. Бабагай Заларинского р-на и п. Усть-Уда.

Средняя стоимость 1 Гкал тепла на угольных котельных южных районов области (Черемховский р-н, Усольский р-н и др.) составляет 250 - 300 руб./Гкал, на мазутных котельных эта цифра достигает 556 - 600 руб./Гкал. Для северных районов области (Бодайбинский р-н, Нижнеилимский р-н, Усть-Кутский р-н) стоимость отпускаемого тепла на угольных котельных превышает 750 рублей за 1 Гкал. Средний удельный годовой расход тепла на теплоснабжение составляет 0,5 - 0,7 Гкал/кв.м в год. По южным районам себестоимость теплоснабжения составляет 157 - 210 руб./кв.м в год, для северных районов эта цифра достигает 500 - 600 руб./кв.м в год. При сохранении существующих условий в период перехода к 100% оплате населением услуг доля расходов за теплоснабжение в среднем составит от 30 до 45% от совокупного дохода семьи или от 785 до 3000 рублей в месяц.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


Цели:

Программа направлена на реконструкцию и техническое перевооружение полностью выработавших свой ресурс, экономически неэффективных систем теплоснабжения городов и населенных пунктов Иркутской области. Основная цель реализации этих мероприятий заключается в переводе коммунальной теплоэнергетики из технически отсталой и экономически убыточной "остаточной" сферы народного хозяйства в современную высокотехнологичную отрасль со сбалансированной экономикой, способную устойчиво выполнять свою главную социальную функцию - надежно обеспечивать население тепловой энергией требуемого качества. В результате коммунальная энергетика должна приобрести качественно новые свойства:

- устойчивость функционирования системы теплоснабжения населения в режиме самоокупаемости;

- исключение возможности возникновения значительных техногенных аварий;

- способность к саморазвитию и самосовершенствованию;

- способность эффективно и рационально использовать собственные ресурсы области с применением энергоресурсосберегающих технологий (приоритетное использование в качестве основного вида топлива для коммунальной энергетики бурых углей месторождений Восточной Сибири);

- способность самостоятельно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям;

- стать инвестиционно привлекательной отраслью.

Задачи:

Для достижения указанных целей необходимо последовательно реализовать ряд ключевых задач, в том числе:

- провести реконструкцию аварийных теплоисточников или при необходимости строительство новых взамен полностью выработавших свой ресурс;

- провести замену ветхих тепловых сетей и ремонт внутренних систем теплоснабжения зданий;

- выполнить защиту от электрохимической коррозии инженерных сооружений и тепловых сетей при их ремонте, реконструкции и строительстве;

- сбалансировать себестоимость производства тепловой энергии с учетом минимизации дотационной составляющей при оплате услуг по теплоснабжению;

- разработать и внедрить в повседневную практику предприятий муниципальной теплоэнергетики механизм управления, ориентированный на приоритет экономических параметров хозяйственной деятельности;

- внедрить в коммунальную теплоэнергетику области современные технологии и оборудование, способные эффективно использовать наиболее дешевые для каждой территории топливные ресурсы;

- минимизировать использование для нужд коммунальной теплоэнергетики мазута и других видов энергетического топлива, использование которых приводит к увеличению себестоимости вырабатываемой тепловой энергии;

- внедрить в повседневную практику хозяйственной деятельности в необходимом и достаточном количестве средства контроля, измерений и автоматического регулирования качественных и количественных технологических параметров, непосредственно влияющих на расход топливных ресурсов;

- проводить мероприятия, направленные на внедрение современных информационных технологий, необходимых для обработки получаемой информации и принятия адекватных управленческих решений на основе оперативного анализа технологических процессов;

- сформировать систему взаимодействия местных администраций, администрации области, проектных, научных, производственных предприятий и организаций с целью оказания методической и технической помощи теплоэнергетическим предприятиям муниципальных образований;

- организовывать и координировать систему обучения, подготовки, переподготовки управленческого, инженерного, оперативно-технического персонала для областных и муниципальных теплоэнергетических предприятий;

- разработать и наладить выпуск на предприятиях Иркутской области высокоэффективных водогрейных угольных котлов тепловой мощностью 0,2 - 0,7 Гкал/ч с ручной загрузкой топлива и 0,7 - 2 Гкал/ч с механической загрузкой топлива для эффективного сжигания бурых углей Восточной Сибири;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»