ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2001 года N 13/8-ЗС

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ

(в редакции постановления ЗС Иркутской области от 16.02.2005 N 6/11-ЗС)


Рассмотрев проект программы развития сельскохозяйственного производства Иркутской области на 2002 - 2005 годы и руководствуясь статьей 5 Закона Иркутской области "О государственном регулировании агропромышленного производства Иркутской области", Законодательное собрание постановляет:

утвердить Программу развития сельскохозяйственного производства Иркутской области на 2002 - 2005 годы (прилагается).

Председатель
Законодательного собрания
В.М.БОРОВСКИЙ






Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Иркутской области
от 19 декабря 2001 года
N 13/8-ЗС

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ (в действующих ценах каждого года)

ПАСПОРТ Программы развития сельскохозяйственного производства Иркутской области на 2002 - 2005 гг




 Наименование Программы  Программа развития  сельскохозяйственного
                         производства Иркутской области на 2002  -
                         2005 годы

 Основания для           Федеральный    закон    от     14.07.2001
 разработки Программы    N 100-ФЗ "О государственном регулировании
                         агропромышленного          производства";
                         Бюджетный  кодекс  Российской  Федерации;
                         Устав Иркутской области;
                         Закон  Иркутской   области  от 16.07.1997
                         N 29-оз "О государственном  регулировании
                         агропромышленного производства  Иркутской
                         области"

 Государственный         Администрация Иркутской области
 заказчик Программы

 Исполнители и           Главное управление  сельского   хозяйства
 соисполнители           Иркутской  области, Главное    финансовое
                         управление        Иркутской      области,
                         Управление     ветеринарии      Иркутской
                         области,    областные     государственные
                         ветеринарные учреждения
(в ред. Постановления ЗС Иркутской области от 16.02.2005 N 6/11-ЗС)

 Разработчики            Главное управление  сельского   хозяйства
                         администрации области

 Основные цели Программы Восстановление      сельскохозяйственного
                         производства,  вывод всех его отраслей на
                         рентабельное   производство,  обеспечение
                         потребности области в продовольственном и
                         сельскохозяйственном               сырье,
                         совершенствование     экономических     и
                         земельных отношений

 Основные задачи         Стабилизация   и    рост     производства
 Программы               сельскохозяйственной продукции.
                         Повышение                   эффективности
                         сельскохозяйственного производства.
                         Развитие предпринимательства            и
                         многоукладности   экономики   в  аграрном
                         секторе.
                         Интеграция и кооперация агропромышленного
                         производства.
                         Эффективная, адресная   экономическая   и
                         финансовая государственная поддержка всех
                         форм хозяйствования

 Сроки реализации        2002 - 2005 годы
 Программы

 Перечень подпрограмм и  1. Растениеводство:
 основных мероприятий    - плодородие почв;
                         - первичное семеноводство;
                         - страхование посевов.
                         2. Животноводство с ветеринарией:
                         - животноводство;
                         - развитие племенного дела;
                         - совершенствование кормопроизводства;
                         - мероприятия по  развитию  ветеринарного
                         обслуживания животноводства.
                         3. Техническая политика.
                         4. Кадровое обеспечение АПК.
                         5. Информатизация АПК

 Объем финансирования    Всего по годам (млн. руб.):
                         2002 г. - 2480,27
                         в т.ч. обл. бюджет   -  323,6
                                соб. средства - 2156,67
                         2003 г. - 2618,92
                         в т.ч. обл. бюджет   -  367,21
                                соб. средства - 2251,71
                         2004 г. - 2821,19
                         в т.ч. обл. бюджет   -  480,43
                                соб. средства - 2340,76
                         2005 г. - 2961,69
                         в т.ч. обл. бюджет   -  537,03
                                соб. средства - 2424,66


 Важнейшие целевые       Увеличение к 2005 году,  по  сравнению  с
 показатели              2000    годом,    производства    валовой
                         продукции сельского хозяйства  на  6%,  в
                         т.ч.:
                         зерна - на 201,3 тыс. тонн;
                         молока - на 62,6 тыс. тонн;
                         мяса - на 11,0 тыс. тонн;
                         яиц - на 26,4 млн. шт.

 Ожидаемые конечные      Увеличение душевого потребления продуктов
 результаты              питания     за     счет      собственного
                         производства

 Система организации     Контроль за     реализацией     Программы
 контроля за исполнением осуществляется    Главным     управлением
 Программы               сельского хозяйства.  Контроль за целевым
                         расходованием      бюджетных      средств
                         осуществляется   главным   распорядителем
                         бюджетных  средств  -  ГФУ  администрации
                         области,  а  также  иными контролирующими
                         органами      в      соответствии       с
                         законодательством

ВВЕДЕНИЕ


Программа развития сельскохозяйственного производства области на 2002 - 2005 годы разработана с целью восстановления сельскохозяйственного производства, вывода всех его отраслей на рентабельное производство, обеспечения потребности области в продовольственном и сельскохозяйственном сырье, совершенствования экономических и земельных отношений.

Программа предусматривает формирование многоукладной экономики и рыночной инфраструктуры, восприимчивости агропромышленного производства к достижениям науки и техники, пересмотр инвестиционной и технической политики и структурную перестройку. Основные положения Программы направлены на обеспечение потребностей области в продовольственном и сельскохозяйственном сырье, повышение заинтересованности работников в конечных результатах труда и совершенствование экономических и земельных отношений.

Программа включает в себя следующие основные направления развития агропромышленного производства, для которых требуются финансовые вложения из областного бюджета (подпрограммы):

1. Растениеводство:

- плодородие почв;

- первичное семеноводство;

- страхование посевов.

2. Животноводство с ветеринарией:

- животноводство;

- развитие племенного дела;

- совершенствование кормопроизводства;

- мероприятия по развитию ветеринарного обслуживания животноводства.

3. Техническая политика.

4. Кадровое обеспечение АПК.

5. Информатизация АПК.

I. СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОБЛАСТИ


По климатическим условиям сельское хозяйство области расположено в зоне рискованного земледелия. Негативное влияние на плодородие земель и климатические условия оказало строительство каскада гидроэлектростанций на реке Ангара. В последние 9 - 10 лет территория области ежегодно подвергается засухе. Гибнет полностью от 50 до 150 тысяч га посевов сельскохозяйственных культур.

Не лучшим образом сказалось проведение аграрных реформ на экономике сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств. Продолжающийся диспаритет цен, ведущий к усилению экономической зависимости сельского хозяйства от организаций, производящих средства производства; прекращение льготного кредитования; уменьшение финансовой поддержки из федерального бюджета; отсутствие гарантированного рынка сбыта привело к тому, что практически приостановлено производственное строительство на селе, значительно сокращено приобретение сельскохозяйственной техники, поступление минеральных удобрений, средств защиты растений и животных уменьшено более чем в 10 раз. Результат этого - не полностью обрабатывается пашня, теряется ее продуктивность. В 2000 году только в сельскохозяйственных организациях не обрабатывалось 52,2 тыс. га (5,8% от наличия пашни). Сельхозтоваропроизводители вынуждены переходить на примитивные технологии как в растениеводстве, так и в животноводстве.

На 01.01.2001 у сельскохозяйственных товаропроизводителей всех категорий имелось крупного рогатого скота 283,0 тыс. голов, в т.ч. коров - 137,9 тыс. голов; свиней - 240,2 тыс. голов; овец - 56,6 тыс. голов; птицы в общественном секторе - 4193,0 тыс. голов, что значительно меньше, чем было на соответствующую дату 1990, 1995 гг. Продуктивность и урожайность ферм и полей не растет, а по ряду показателей снижается. И, как следствие, значительно уменьшилось производство и душевое потребление продовольствия населением. В 2000 году одним человеком потреблялось мяса - 48 кг, молока - 159, яиц - 180 штук, картофеля - 178 кг, овощей - 67 кг. Это намного меньше 1990 года: по молоку в 1,8 раза, мясу на 30 процентов, яиц на 35 процентов. Потребление овощей осталось на уровне 1991 года, картофеля увеличилось на 16 процентов. Несбалансированное питание является одним из факторов уменьшения продолжительности жизни как сельского, так и городского населения.

В 2000 году сельскохозяйственными организациями области получена прибыль 245,2 млн. рублей, 79 процентов хозяйств рентабельны. В то же время финансовое состояние сельскохозяйственных организаций остается сложным. На 01.10.2001 кредиторская задолженность составляет 2400,0 млн. рублей, то есть на уровне годовой выручки от реализации сельхозпродукции. Одной из серьезнейших проблем в сельском хозяйстве остается задолженность по платежам во внебюджетные фонды, которая составляет 1313 млн. рублей (55% кредиторской задолженности).

Самой низкой в народном хозяйстве области остается заработная плата работников сельского хозяйства. За 2000 год она в три раза ниже среднеобластной по народному хозяйству и составляет всего 1025 рублей.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


Основной целью Программы является: восстановление сельскохозяйственного производства, вывод всех его отраслей на рентабельное производство, обеспечения потребности области в продовольственном и сельскохозяйственном сырье, совершенствование экономических и земельных отношений.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Стабилизация и рост производства сельскохозяйственной продукции.

Сложное финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, недостаточное обеспечение собственными оборотными и денежными средствами, приводит к ухудшению финансовой ситуации и к сокращению сельхозпроизводства.

По сравнению с 1991 годом объем валовой продукции во всех категориях хозяйств уменьшился на 20%.

2. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

В 2000 году уровень рентабельности производства от результатов хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве области составил +10,0%, для расширенного производства в сельском хозяйстве уровень рентабельности должен быть не менее 65%.

3. Развитие предпринимательства и многоукладности экономики в аграрном секторе.

В ходе проведения аграрной реформы, в основном, многоукладная экономика в агропромышленном комплексе сложилась. В соответствии с законодательными актами большинство хозяйств определили свой организационно-правовой статус и порядок функционирования различных форм собственности и форм хозяйствования, могут самостоятельно определять структуру и объемы производства, распоряжаться произведенной продукцией.

4. Интеграция и кооперация агропромышленного производства.

В результате условий приватизации обслуживающих и перерабатывающих организаций сельхозтоваропроизводители оказались в тисках торговых и промышленных монополий. Особенно это сказалось на снижении закупочных цен на сельхозпродукцию. В связи с этим доля доходов сельхозпроизводителей в конечной цене реализации от переработки продукции сократилась в 1,5 - 2 раза.

В этих целях на базе крупных промышленных и перерабатывающих организаций создаются на условиях совместной деятельности с сельхозтоваропроизводителями объединения на принципах долевого участия в формировании доходов. Интенсификация этой работы - один из главных путей стабилизации состояния дел в АПК области.

5. Эффективная, адресная экономическая и финансовая государственная поддержка всех форм хозяйствования.

Продолжает сокращаться поддержка из областного бюджета. В 1991 году было выделено на сельское хозяйство 39% от расходной части бюджета, в 2000 году выделено около 5%. В то же время практически прекращено финансирование сельского хозяйства из федерального бюджета.

Учитывая негативные последствия кризиса для сельского хозяйства необходимо осуществление следующих мер:

- сохранить на 2002 - 2005 годы меры государственной поддержки сельского хозяйства за счет средств областного бюджета и сформировать эффективный механизм их использования сельхозтоваропроизводителями;

- ежегодно размещать государственный заказ на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции в региональный фонд зерна и продовольствия на конкурсной основе, предусмотрев для этих целей в областном бюджете средства на поставку продукции по заключенным договорам;

- выделение бюджетных кредитов под сезонные затраты сельским товаропроизводителям всех форм собственности;

- привлечение инвестиций под программы развития сельскохозяйственного производства;

- предусмотреть в резервном фонде средства для покрытия ущерба от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»