Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КОММУНАЛЬНОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ С 2004 ПО 2006 ГОД" (с изменениями на: 24.05.2006)

VI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ


Для стабилизации отрасли, повышения экономической рентабельности, привлечения инвестиций в отрасль коммунальной теплоэнергетики необходимо сделать взаимозависимыми критерии надежности энергоснабжения и критерии экономической выгоды. В данном разделе Программы представлен ряд схем финансового обеспечения, которые направлены на достижение максимального социально-экономического эффекта по реализации мероприятий в среднесрочной перспективе.

Схемы финансового обеспечения Программы включают следующее:

1. Субвенции и субсидии областного бюджета.

Применение данной схемы основано на необходимости стабилизации социально-экономической обстановки.

В числе коммунальных теплоисточников, подлежащих реконструкции, находятся такие объекты, доминирующей оценкой кризисного состояния которых является социальный фактор и аварийное состояние. Непринятие срочных мер по нормализации состояния объекта может привести к чрезвычайной ситуации. При обследовании таких систем теплоснабжения были выбраны оптимальные мероприятия, реализация которых будет способствовать предотвращению чрезвычайной ситуации или выводу из кризисного состояния.

2. Бюджетные ссуды на возмездной основе.

Бюджетные ссуды на возмездной основе предоставляются в установленном порядке муниципальным образованиям на реализацию мероприятий Программы.

Бюджетная ссуда на мероприятия Программы имеет строго целевое назначение и может быть выдана после заключения Комитета по жилищной политике администрации области на соответствие целей Программы.

В случае использования средств бюджетной ссуды не по целевому назначению указанные средства бесспорно подлежат изъятию в областной бюджет в порядке, определяемом бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Бюджетные кредиты на возмездной и возвратной основе.

Бюджетные кредиты на возмездной и возвратной основе предоставляются бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий Программы.

Бюджетный кредит на мероприятия Программы имеет строго целевое назначение и может быть выдан после заключения Комитета по жилищной политике администрации области на соответствие целей Программы.

4. Привлечение внебюджетных финансовых средств на реализацию мероприятий Программы в рамках сумм "общая потребность на реализацию мероприятий".

Для реализации мероприятий Программы муниципальными образованиями в рамках общей потребности привлекаются финансовые ресурсы местных бюджетов, инвестиции банков, предприятий. Средства областного бюджета могут быть направлены на погашение процентов по кредитам и займам и выполнение мероприятий на объектах социальной сферы, где сложилась критическая ситуация с теплоснабжением и отсутствует возможность получения экономического эффекта. Объем работ и финансирование определяются по конкретному объекту:

возможностью привлечения целевых инвестиций, лизинговых или других схем финансирования, позволяющих снизить инвестиционную составляющую областного бюджета;

наличием ТЭО и проектно-сметной документации;

сроками окупаемости капитальных затрат;

утвержденными в областном бюджете целевыми расходами с учетом долевого участия средств муниципальных образований и предприятий.

Результатом привлечения инвестиций является реализация полного объема мероприятий Программы за короткий период, нормализация социально-экономического состояния и стабилизация работы коммунальной теплоэнергетики.

Одним из возможных вариантов привлечения инвестиций является схема, когда организация-инвестор предоставляет услуги за свой счет, выполняя все необходимые действия для приобретения приборов, оборудования, дальнейшей их установки и ввода в эксплуатацию по договору возмездного оказания услуг.

При формировании тарифной политики должна быть определена возможность фиксации тарифа на тепловую энергию на уровне, соответствующем началу мероприятий по модернизации. Полученная разница между фактической себестоимостью после проведения энергосберегающих мероприятий (модернизации) и тарифом до проведения указанных мероприятий может быть направлена на возмещение затрат и дальнейшее стимулирование исполнителей мероприятий.

В соответствии с представленными выше схемами осуществляется финансирование мероприятий по реконструкции и модернизации систем теплоснабжения населенных пунктов. Общие суммы затрат по каждому включенному в Программу объекту, обоснованные энергообследованиями, технико-экономическими обоснованиями и технико-экономическими расчетами, представлены в приложении N 1, табл. 2. Кроме затрат на проведение технических мероприятий для достижения наибольшего эффекта в Программе предусмотрены мероприятия, связанные с реализацией единой кадровой и ценовой политики в коммунальной теплоэнергетике области.

Финансирование Программы должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить плавный переход от привычной системы получения безвозмездных, безвозвратных бюджетных ссуд и субсидий муниципальными образованиями к системе, в которой муниципальные теплоэнергетические предприятия примут на себя основную долю затрат за счет привлечения кредитных ресурсов или участия в лизинговых операциях на поставку оборудования, а бюджетные средства будут использованы для погашения процентных ставок по кредитам, частично начиная с 2004 года и в полном объеме - с 2006 года.

Финансово-экономическое обеспечение Программы представлено в табл. N 6. Данная таблица содержит перечень программных мероприятий технического и организационно-методического плана и необходимый объем финансирования с разбивкой по годам.

Общие затраты на выполнение всех мероприятий, предусмотренных Программой, на период с 2004 по 2006 годы составят 1185,8 млн. рублей, в т.ч. по годам: 2004 - 390,0 млн. рублей, 2005 - 390,4 млн. рублей, 2006 - 405,4 млн. рублей.

Концепция развития и реформирования коммунальной теплоэнергетики (одобренная постановлением губернатора области от 14.11.2000 N 365-пг) предусматривает проведение мероприятий с учетом существующего в Иркутской области научно-технического и производственного потенциала и предполагает, что период стабилизации положения в коммунальной теплоэнергетике Иркутской области может занять от 8 до 10 лет. При этом ежегодный объем финансирования должен составлять от 350 до 430 млн. рублей (в ценах на 01.07.2003).

Суммарная экономия средств, ожидаемая после реализации мероприятий по модернизации систем теплоснабжения городов и населенных пунктов, составит 270,5 млн. рублей (см. приложение N 1, табл. 2).