ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2008 года N 44/5-ЗС
ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008 - 2010 ГОДЫ
(в редакции постановлений ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/61-ЗС, от 17.06.2009 N 13/16-ЗС, от 16.12.2009 N 17/18-ЗС, от 26.05.2010 N 21/17-ЗС, от 22.09.2010 N 24/18-ЗС, от 20.10.2010 N 25/37-ЗС, от 15.12.2010 N 28/8-ЗС)
Рассмотрев представленный Губернатором Иркутской области проект областной государственной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области" на 2008 - 2010 годы, руководствуясь статьей 26 Устава Иркутской области, Законодательное собрание постановляет:
1. Утвердить областную государственную целевую программу "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области" на 2008 - 2010 годы (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Законодательного собрания Иркутской области от 21 декабря 2005 года N 17/22-ЗС "Об областной государственной целевой программе "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области" на 2006 - 2010 гг.".
Председатель
Законодательного собрания
В.К.КРУГЛОВ
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008 - 2010 ГОДЫ
(в редакции постановлений ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/61-ЗС, от 17.06.2009 N 13/16-ЗС, от 16.12.2009 N 17/18-ЗС, от 26.05.2010 N 21/17-ЗС, от 22.09.2010 N 24/18-ЗС, от 20.10.2010 N 25/37-ЗС, от 15.12.2010 N 28/8-ЗС)
┌═════════════════════┬═══════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │"Поддержка и развитие малого и среднего│
│программы │предпринимательства в Иркутской области" на 2008 -│
│ │2010 годы (далее - Программа) │
├═════════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════┤
│Наименование, дата │Распоряжение администрации Иркутской области от 10│
│и номер правового │июня 2008 года N 164-ра "О разработке проекта│
│акта о разработке │областной государственной целевой программы│
│Программы │"Поддержка и развитие малого и среднего│
│ │предпринимательства в Иркутской области" на 2008 -│
│ │2010 годы" │
│(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 17.06.2009 N 13/16-ЗС) │
├═════════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════┤
│Наименование, дата и │ │
│номер нормативного │ │
│акта об утверждении │ │
│программы │ │
├═════════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный │Администрация Иркутской области │
│заказчик программы │ │
├═════════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════┤
│Ответственный │Министерство экономического развития, труда, науки │
│исполнитель программы│и высшей школы Иркутской области │
│(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/61-ЗС) │
├═════════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════┤
│Основной разработчик │Департамент предпринимательства, инноваций, науки и│
│программы │высшей школы Иркутской области │
├═════════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════┤
│Основные цели │1. Повышение конкурентоспособности│
│программы │предпринимательской среды в Иркутской области. │
│ │2. Увеличение вклада СМСП в валовом региональном│
│ │продукте. │
│ │3. Минимизация социально-экономических рисков,│
│ │связанных с диспропорциями развития муниципальных│
│ │образований Иркутской области и с реструктуризацией│
│ │крупных предприятий. │
│ │4. Консолидация усилий органов государственной│
│ │власти Иркутской области, общественных объединений│
│ │предпринимателей, организаций, образующих│
│ │инфраструктуру поддержки СМСП │
├═════════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════┤
│Основные задачи │1. Структурные изменения в предпринимательской│
│программы │среде. │
│ │2. Упрощение территориального и ценового доступа│
│ │действующих или потенциальных СМСП к консалтинговым│
│ │и/или образовательным услугам. │
│ │3. Формирование позитивного мнения у населения о│
│ │предпринимательской деятельности. │
│ │4. Снижение социальной напряженности через│
│ │вовлечение социально незащищенной части населения в│
│ │предпринимательскую деятельность и создание новых│
│ │рабочих мест │
├═════════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки и этапы │2008 - 2010 годы без подразделения на этапы │
│реализации программы │ │
├═════════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════┤
│Перечень основных │1. Нормативно-правовое и организационное│
│мероприятий │обеспечение. │
│ │2. Формирование и развитие организаций, образующих│
│ │инфраструктуру поддержки СМСП. │
│ │3. Финансовая поддержка СМСП и организаций,│
│ │образующих инфраструктуру поддержки СМСП. │
│ │4. Информационная поддержка СМСП и организаций,│
│ │образующих инфраструктуру поддержки СМСП. │
│ │5. Поддержка СМСП и организаций, образующих│
│ │инфраструктуру поддержки СМСП, в области│
│ │подготовки, переподготовки и повышения квалификации│
│ │кадров. │
│ │6. Поддержка СМСП в области инноваций,│
│ │промышленного производства и ремесленничества. │
│ │7. Поддержка СМСП, осуществляющих│
│ │внешнеэкономическую деятельность. │
│ │8. Пропаганда и популяризация предпринимательской│
│ │деятельности. │
│ │9. Сокращение административных барьеров. │
│ │10. Поддержка муниципальных программ развития СМСП │
├═════════════════════┼═══════════┬═════════┬═════════┬═════════┬═════════┤
│Объемы финансирования│Источники: │2008 год │2009 год │2010 год │ Итого: │
│(с расшифровкой по ├═══════════┼═════════┼═════════┼═════════┼═════════┤
│годам) │средства │ 671│ 39612│ 53226,05│ 93509,05│
│ │областного │тыс. руб.│тыс. руб.│тыс. руб.│тыс. руб.│
│ │бюджета │ │ │ │ │
│(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 26.05.2010 N 21/17-ЗС, от│
│20.10.2010 N 25/37-ЗС) │
├═════════════════════┼═══════════┴═════════┴═════════┴═════════┴═════════┤
│Ожидаемые конечные │1. Увеличение вклада СМСП в валовой региональный│
│результаты реализации│продукт на 30 процентов к 2011 году. │
│программы │2. Увеличение доли занятых СМСП в общем количестве│
│ │занятых в экономике на 25 процентов к 2011 году. │
│ │3. Изменение структуры предпринимательской среды. │
│ │4. Увеличение налоговых поступлений в областной│
│ │бюджет до 30 процентов к 2011 году │
│(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 26.05.2010 N 21/17-ЗС) │
├═════════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════┤
│Система организации и│Координацию и организацию исполнения мероприятий│
│контроля за │Программы осуществляет Министерство экономического│
│исполнением программы│развития, труда, науки и высшей школы Иркутской│
│ │области. │
│ │(в ред. постановления ЗС Иркутской области от│
│ │22.11.2008 N 3/61-ЗС) │
│ │Контроль за исполнением Программы осуществляется│
│ │уполномоченными органами государственной власти│
│ │Иркутской области в пределах их компетенции в│
│ │установленном порядке. │
│ │Финансовый контроль за целевым использованием│
│ │бюджетных средств осуществляется в соответствии с│
│ │бюджетным законодательством │
└═════════════════════┴═══════════════════════════════════════════════════…
Основанием для разработки областной государственной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области" на 2008 - 2010 годы (далее - Программа) является Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2008 года.
Программа как инструмент государственной поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства (далее - СМСП) объединяет в себе положительные результаты реализации предыдущих программ, изучения мирового опыта и опыта других субъектов Российской Федерации. Основные направления Программы разрабатывались с учетом изменившихся правовых и экономических условий, в которых осуществляется деятельность СМСП, а также нового уровня требований к инфраструктурному обеспечению поддержки СМСП.
В Программе сформулирован комплекс логически связанных основных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства и принципиальные способы действий, посредством которых предполагается достигнуть желаемых результатов.
Сложившаяся структура малых предприятий по видам деятельности в Иркутской области близка к структуре малых предприятий в Российской Федерации. В структуре малых предприятий Российской Федерации (малых предприятий в Иркутской области):
торговые малые предприятия занимают 45% (42,23%);
промышленные малые предприятия - 12% (10,84%);
строительные организации - 11,3% (11,17%);
малые предприятия транспорта и связи - 4,9% (5,96%).
В отраслевой структуре малого предпринимательства наиболее экономически привлекательной остается сфера торговли. В ней осуществляют свою деятельность 42,23% (2006 год - 47,54%) от общего количества субъектов малого предпринимательства.
Создание условий для оптимизации отраслевой структуры малого предпринимательства посредством расширения сфер деятельности и экономического укрепления малых предприятий - первоочередная задача органов государственной власти Иркутской области и местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.
Несмотря на позитивную динамику развития предпринимательства в Иркутской области и решение ряда задач, поставленных и реализованных в рамках предыдущих программ, полученный эффект не позволяет характеризовать его как максимально достижимый или конечный.
Согласно данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения "Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России", существует ряд проблем в развитии СМСП, которые в том числе сдерживают образование новых СМСП:
1) недостаток финансовых ресурсов и ограниченный доступ к ним. При оценке своего текущего финансового состояния 60% предпринимателей, осуществляющих деятельность в Иркутской области, отметили, что нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах либо для поддержания своего бизнеса, либо для его развития. Только 37% опрошенных оценили финансовое состояние своего бизнеса как устойчивое и отметили, что имеют ресурсы для поддержания и развития своего бизнеса;
2) ограниченный доступ к объектам инфраструктуры, в том числе инженерной. 87% респондентов считают, что достаточно сложно или практически невозможно получить производственные площади, офисные или торговые помещения в собственность либо в аренду;
3) низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях;
4) недостаточная информационная и консультационная поддержка субъектов малого предпринимательства на разных уровнях государственного и муниципального управления, а также низкая информационная активность, инертность и неосведомленность предпринимателей;
5) недостаточная поддержка продвижения местной продукции на рынки Российской Федерации и иностранных государств;
6) недостаточный уровень поддержки СМСП на местном уровне;
7) наличие административных барьеров.
Требуется совершенствование и развитие системы поддержки предпринимательства в Иркутской области с учетом форм и направлений поддержки предпринимательства, определенной Федеральным законом от 27 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Необходимость разработки Программы и решения задач по развитию предпринимательства именно программно-целевым методом обусловлена рядом объективных факторов:
1) масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
2) потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей;
3) имеющимся положительным опытом реализации предыдущих программ по поддержке и развитию малого предпринимательства в Иркутской области.
Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблем.
Несмотря на улучшающиеся показатели развития малого предпринимательства в Иркутской области, могут возникнуть определенные трудности, в частности из-за:
Возможные риски | Способы минимизации |
Изменения федерального и областного законодательства в части вопросов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства | Мониторинг планируемых изменений и минимизация последствий в период подготовки проектов правовых актов |
Потеря актуальности мероприятий | Анализ эффективности мероприятий Программы. Перераспределение средств внутри разделов Программы |
Неверие со стороны предпринимателей в полезность и доступность мероприятий Программы | Повышение открытости за счет постоянного информирования СМСП об осуществляемых предприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации. Пропаганда успешных проектов и начинаний |
Об актуальности проблемы поддержки развития предпринимательства свидетельствует ряд положений выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина "О стратегии развития России до 2020 года" на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации 8 февраля 2008 года. Предусмотренный настоящей Программой комплекс мероприятий направлен на решение не только организационных, информационных и координационных задач, но и технологических, инновационных, инвестиционных, обеспечивающих рост конкурентоспособности производимых СМСП товаров, работ, услуг.