РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2010 года N 279
ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА БАРНАУЛА ЗА 2009 ГОД
Заслушав доклад председателя Счетной палаты города Барнаула Магель О.М. о работе Счетной палаты города Барнаула за 2009 год, в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Положения о Счетной палате города Барнаула, утвержденного решением городской Думы от 08.08.2008 N 795, руководствуясь статьей 62 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, городская Дума решила:
1. Отчет о работе Счетной палаты города Барнаула за 2009 год принять к сведению (приложение).
2. Пресс-центру администрации города (Губин М.К.) опубликовать настоящее решение в газете "Вечерний Барнаул".
3. Контроль за исполнением решения возложить на комитет по бюджету, налоговой и кредитной политике (Солодилов А.А.).
Глава города
В.Н.КОЛГАНОВ
ОТЧЕТ О РАБОТЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА БАРНАУЛА ЗА 2009 ГОД
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ), Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края с 16 октября 2008 года в городе начала работать Счетная палата города Барнаула (далее - Счетная палата), которая является постоянно действующим контрольным органом местного самоуправления, подотчетным и подконтрольным Барнаульской городской Думе (далее - городская Дума).
Структура Счетной палаты включает в себя председателя, 2 аудиторов, 4 инспекторов, главного специалиста - главного бухгалтера и ведущего специалиста по вопросам кадров и делопроизводства; всего штатная численность составляет 9 человек.
Основной состав - аудиторы и инспекторы приступили к работе с 1 января 2009 года.
Контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность осуществлялась с 1 января 2009 года в соответствии с планом работы, утвержденным решением городской Думы от 26.12.2008 N 46. При составлении плана работы были учтены предложения депутатов городской Думы, главы города Барнаула.
Годовой отчет о работе Счетной палаты подготовлен впервые, в соответствии со статьей 1 Положения о Счетной палате города Барнаула, утвержденного решением городской Думы от 08.08.2008 N 795 в рамках задач, определенных Положением о Счетной палате.
В отчетном году Счетной палатой проводились контрольные мероприятия, предусмотренные планом работы на 2009 год, аналитическая работа по планированию и исполнению бюджета города, управлению и распоряжению муниципальной собственностью, а также экспертная деятельность по подготовке заключений на проекты решений городской Думы по мере их поступления.
В 2009 году Счетной палатой проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города за 2008 год, 9 контрольных мероприятий, подготовлено 38 экспертных заключений на проекты решений городской Думы, 3 аналитические записки об исполнении бюджета города в 2009 году.
В ходе внешней проверки отчета об исполнении бюджета города за 2008 год проведена проверка бюджетной отчетности 26 главных администраторов средств бюджета города, в том числе 4 - с выходом на место. Отчет в целом признан Счетной палатой достоверным, но при этом установлены отдельные финансовые нарушения и недостатки.
Проведено 9 контрольных мероприятий, в ходе которых охвачено 24 объекта, составлено 18 актов проверок. Общий объем проверенных средств при проведении контрольных мероприятий (без внешней проверки отчета об исполнении бюджета города за 2008 год) в 2009 году составил 375838,8 тыс. рублей.
Результаты проведенных контрольных мероприятий свидетельствуют о том, что использование проверенных средств бюджета города и распоряжение муниципальной собственностью осуществлялось, в основном, правомерно и в соответствии с целевым назначением.
Вместе с тем, Счетной палатой в ходе проверок выявлены отдельные нарушения действующего законодательства и недостатки в работе органов местного самоуправления и проверяемых организаций на сумму 218740,2 тыс. рублей, в том числе основные из них:
нарушения и недостатки при управлении и распоряжении муниципальной собственностью (неполное или несвоевременное перечисление средств от управления и распоряжения муниципальной собственностью в бюджет города, несогласованность сделок, касающихся муниципальной собственности, с собственником) в сумме 4173,0 тыс. рублей;
нарушения при расходовании средств бюджета города (неподтвержденные, неправомерные расходы) в сумме 6035 тыс. рублей;
нецелевое использование бюджетных средств в сумме 630,6 тыс. рублей;
неэффективные расходы бюджета города в сумме 280,2 тыс. рублей;
неэффективные расходы муниципальных предприятий и хозяйственных обществ с долей муниципалитета в уставном капитале - 35,4 тыс. рублей;
расходование бюджетных средств с нарушением порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в сумме 61638,6 тыс. рублей;
нарушения действующего законодательства при осуществлении муниципальных закупок в сумме 57059,4 тыс. рублей;
нарушения правил бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности (несоответствие данных учета первичным документам, нарушения порядка учета основных средств, списания задолженности, несвоевременное отражение операций и прочее) в сумме 88888,0 тыс. рублей.
Счетной палатой в целях принятия надлежащих мер и устранения выявленных нарушений и недостатков руководителям проверенных организаций, а в отдельных случаях и руководителям вышестоящих отраслевых органов местного самоуправления, направлено 18 представлений и 1 предписание. Представления находятся на контроле Счетной палаты до устранения выявленных нарушений.
Информация о результатах проведенных контрольных мероприятий направлялись главе города и в городскую Думу, а также в отраслевые органы местного самоуправления, курирующие соответствующие направления. Копии актов проверок направлялись в прокуратуру города Барнаула.
В результате контрольных мероприятий, проведенных в 2009 году, в бюджет города возмещено 3434,9 тыс. рублей, из них нецелевое использование бюджетных средств - 630,6 тыс. рублей, излишне перечисленный налог на имущество юридических лиц - 2023,6 тыс. рублей, за незаконное использование муниципальной собственности - 780,7 тыс. рублей.
По результатам контрольных мероприятий Счетной палаты комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула и управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю проведены внеплановые проверки соблюдения законодательства о размещении муниципального заказа в органах местного самоуправления, по итогам которых вынесены предписания о недопущении выявленных нарушений в дальнейшем.
Кроме контрольно-ревизионной деятельности, носящей плановый характер, Счетной палатой в рамках предварительного контроля в течение 2009 года постоянно осуществлялась экспертно-аналитическая работа по проведению экспертизы проектов решений городской Думы в области бюджетной политики, планирования и исполнения бюджета города, управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Данная работа осуществлялась по мере фактического поступления проектов документов, количество и объем которых невозможно заранее спланировать.
За 2009 год проведена экспертиза и подготовлено 38 заключений на проекты решений городской Думы, в том числе:
на годовой отчет об исполнении бюджета города за 2008 год - 1 заключение;
по внесению изменений в бюджет города на 2009 год - 2 заключения;
на проект бюджета города на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов - 1 заключение;
на проекты решений, касающихся бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе Барнауле, - 3 заключения;
по вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью - 24 заключения;
по вопросам расходования бюджетных средств - 7 заключений.
Ряд нарушений был устранен по предложению Счетной палаты органами местного самоуправления уже в ходе подготовки проектов муниципальных правовых актов.
На стадии текущего контроля за исполнением бюджета города Счетной палатой подготовлено 3 аналитические записки об исполнении бюджета города: за 1 квартал, 6 и 9 месяцев 2009 года, с рекомендациями по улучшению бюджетного процесса, которые также направлены главе города и в городскую Думу.
Счетной палатой в 2009 году не проведены плановые контрольные мероприятия по соблюдению условий софинансирования и эффективности расходования средств на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в связи с реализацией Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в комитете жилищно-коммунального хозяйства и УК ООО "Свой дом" по следующим причинам.
Расходование средств, выделенных в рамках указанного выше закона в октябре 2009 года было проверено государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в ноябре - декабре 2009 года - ревизионной группой Барнаульского территориального отдела Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае.
С целью соблюдения принципа недопустимости проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же требований, предусмотренного пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Счетной палатой до окончания всех проверок контрольные мероприятия по исполнению требований Федерального закона N 185-ФЗ не проводились.
Результаты данных проверок были представлены комитетом жилищно-коммунального хозяйства в Счетную палату в январе 2010 года, которые обобщены и направлены Счетной палатой в виде информации в городскую Думу.
В рамках осуществления контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города, отчета о его исполнении Счетной палатой в 2009 году была проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города за 2008 год, осуществлялся текущий контроль за поквартальным исполнением бюджета города на 2009 год и подготовка экспертных заключений на проекты решений городской Думы о внесении изменений в бюджет города на 2009 год, проведена экспертиза проекта бюджета города на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
Наиболее объемным в отчетном периоде и обязательным мероприятием, согласно статье 264.4 Бюджетного кодекса РФ, была внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города за 2008 год, проведенная в январе - апреле 2009 года.
Заключение на отчет об исполнении бюджета города за 2008 год было подготовлено на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности 26 главных администраторов бюджетных средств.
Оценка достоверности отчетности об исполнении бюджета, представленной на экспертизу, проводилась методом сопоставления с данными, содержащимися в отчетности главных распорядителей бюджетных средств.
По результатам экспертизы отчет администрации города Барнаула признан достоверным, так как выявленные нарушения в ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности отдельными главными распорядителями бюджетных средств были несущественными по абсолютным значениям показателей по отношению к объему бюджета и не повлияли на итоговые значения его доходной, расходной частей и источников финансирования дефицита бюджета.
Бюджет города за 2008 год исполнен по доходам в объеме 7547372 тыс. рублей, или 96,6% от плана, по расходам - 7588074 тыс. рублей или 91,2% от плана, с дефицитом в размере 40702 тыс. рублей.
Низкие показатели исполнения бюджета города за 2008 год обусловлены, с одной стороны, недостаточным поступлением доходов в бюджет города и недоступностью кредитных ресурсов в связи со сложившейся в 2008 году экономической ситуацией, с другой стороны, неравномерностью исполнения расходной части бюджета города в течение года, приведшей к значительному увеличению потребности в финансировании расходов в 4 квартале 2008 года по сравнению с планируемой.
Счетной палатой в заключении на годовой отчет отмечалось, что в 2008 году продолжали иметь место недостатки в системе управления и распоряжения муниципальной собственностью: в прогнозном плане приватизации не указывались предполагаемые сроки приватизации, что привело к неравномерному планированию и поступлению указанных доходов.
В нарушение принципа единства кассы, установленного статьей 38.2 Бюджетного кодекса РФ и предусматривающего зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, плата за наем муниципальных жилых помещений зачислялась на расчетный счет комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, открытый в ООО КБ "Алтайкапиталбанк".
В результате в бюджет города в 2008 году недопоступило 1293,7 тыс. рублей (из 2426,4 тыс. рублей), данные средства были направлены комитетом жилищно-коммунального хозяйства на капитальный ремонт жилищного фонда, минуя единый счет бюджета города.
В нарушение ст. 162, 219 Бюджетного кодекса РФ, п. 11 решения городской Думы от 30.11.2007 N 663 "О бюджете города на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" главными распорядителями бюджетных средств было допущено неправомерное принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований в размере 10350,9 тыс. рублей, что повлекло за собой образование необоснованной кредиторской задолженности.
Необоснованное отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность составило 6580,5 тыс. рублей, что является нарушением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, и ведет к образованию дополнительной нагрузки на бюджет города.
Счетной палатой было установлено неправомерное предоставление субсидий негосударственным (частным) общеобразовательным учреждениям в размере 395,3 тыс. рублей: финансирование производилось по фактическим затратам без расчетов нормативного подушевого финансирования, требуемых в соответствии с постановлением главы города.
Проведенными проверками бюджетной отчетности 26 распорядителей и получателей бюджетных средств выявлены отдельные нарушения порядка ведения бюджетного учета, порядка списания просроченной задолженности, несоответствия отдельных форм бюджетной отчетности требованиям инструкции по их заполнению. Ряд нарушений был устранен в ходе проведения внешней проверки.
Подтверждая достоверность отчета об исполнении бюджета города за 2008 год в целом, Счетной палатой было предложено администрации города принять ряд соответствующих мер по устранению выявленных недостатков в планировании бюджета города и его исполнении.
Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике города, комитету по образованию города Барнаула, комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, управлению по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Ленинского района и комитету по транспорту, организации дорожного движения и связи были направлены представления об устранении выявленных нарушений.
По итогам заключения на годовой отчет администрацией города принято распоряжение от 25.05.2009 N 125 "О мерах по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой города Барнаула" с указанием нарушений, ответственных исполнителей и сроков выполнения мероприятий.
В соответствии с планом мероприятий закрыт расчетный счет комитета жилищно-коммунального хозяйства, плата за наем муниципального жилищного фонда зачисляется в доходы бюджета города. Постановлением администрации города утвержден норматив подушевого финансирования расходов на оплату коммунальных услуг в негосударственных учреждениях образования.
С целью недопущения принятия бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований принят приказ комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула "Об утверждении Порядка учета принятых бюджетных обязательств получателей средств бюджета города Барнаула".
Образовавшаяся в 2008 году необоснованная кредиторская задолженность в размере 10350,9 тыс. рублей была погашена в 2009 году путем оптимизации текущих расходов. Дебиторская задолженность, сложившаяся на 01.01.2009, учтена при осуществлении расчетов в 2009 году.
Устранены нарушения порядка ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности на сумму 28034,9 тыс. рублей.
Приведен в соответствие с бюджетным законодательством приказ комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города, бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета города (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города)".
Несмотря на большой объем проведенной администрацией города работы, отдельные замечания, отмеченные в заключении на отчет об исполнении бюджета города за 2008 год, не были устранены в 2009 году.