За последние 5 лет в Астраханской области заметно сократилось количество дошкольных образовательных учреждений и охват детей дошкольным образованием:
1995 год - 431 детский сад, в них 38796 детей;
1999-2000 учебный год - 359 детских садов, в них 29084 ребенка.
Охват детей:
1991 г. - 60.1%
1995 г. - 45.5%
1999 г. - 44%, причем в г. Астрахани - 58% детей посещают детские сады, в сельских районах - только 33%, при среднем по России - 50%.
Причинами этого является и снижение жизненного уровня семей, и рост безработицы, как следствие - невозможность оплаты услуг детского дошкольного учреждения, снижение процента охвата детей дошкольным воспитанием.
Эти негативные факторы в свою очередь приводят к разрушению общей системы образования, включающей в себя систему дошкольных учреждений, прерывает преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Только систематическая и целенаправленная работа в детских садах обеспечивает полноценную подготовку детей к школе, их эмоционально-личностное развитие, укрепление здоровья.
Питание в детских садах составляет существенную часть жизнеобеспечения детей. Полноценное и сбалансированное питание, предусмотренное выполнением натуральных норм, является основой физического развития детей. Но прогрессирующий рост цен на энергоносители, транспорт, продукты питания увеличивает затраты на содержание детей в ДОУ, что ведет к сокращению режима пребывания детей в учреждениях, а иногда и к их закрытию.
Родительская плата составляет 20% от текущих расходов, что в Астраханской области составляет от 180 до 70 рублей в месяц (в различных районах). Данные суммы не покрывают расходов на организацию нормативного питания дошкольников (при 12 часовом прибытии детей в детском саду с 4-х разовым питанием). В 1999 году потребность составляла примерно 18 рублей на 1 ребенка в день, а по факту сложилась 8-10 рублей.
Кроме того, часть детей входит в категорию льготников, освобожденных частично или полностью от оплаты за детский сад. Это дети-инвалиды, дети, имеющие нарушения в психофизическом развитии, из социально неблагополучных, многодетных семей. Расходы на их содержание лежат на местных бюджетах. Однако местные бюджеты не выполняют свои обязанности по дотированию этих льгот, что в свою очередь увеличивает плату родителей, не имеющих льгот.
Учитывая, что многие районы области являются дотационными, муниципальные бюджеты не в состоянии в полном объеме финансировать детские сады и, в частности, выполнение натуральных норм питания детей. Проект дотации питания детей в дошкольных учреждениях поможет решить эту проблему и обеспечить укрепление здоровья детей, что закреплено законодательно (Федеральный закон "Об образовании").
Дотации из областного бюджета на питание детей в детских садах не должны привести к повышению родительской платы за содержание ребенка, а призваны обеспечить доступность услуг дошкольных образовательных учреждений для всех слоев населения. Кроме того, участие в торгах по государственным закупкам продовольствия для учреждений дошкольного образования позволят поддержать местных товаропроизводителей и предпринимателей.
Ответственный исполнитель: Департамент общего и профессионального образования Администрации области, финансовое управление Администрации области.
Срок реализации: ежегодно.