ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2001 года N 36/1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА
Рассмотрев областную целевую Программу повышения уровня жизни населения Астраханской области до 2005, представленную Главой Администрации Астраханской области, областное Представительное Собрание постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу повышения уровня жизни населения Астраханской области до 2005 года (прилагается).
2. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на постоянную комиссию по социальной политике (Асфандияров).
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областного
Представительного Собрания
П.П.Анисимов
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 Г.
Данная программа подготовлена на основании Распоряжения Главы Администрации Астраханской области от 3 мая 2000 года N 446-р "О подготовке программы повышения уровня жизни населения Астраханской области на период до 2005 г." с учетом одобренной концепции программы повышения уровня жизни населения Астраханской области, а также Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2000 года N 1072-р. Основной целью при разработке мероприятий программы являлось обеспечение реального повышения уровня жизни населения области на основе развития экономической активности трудоспособного населения, а также совершенствования форм и методов социальной поддержки социально незащищенных категорий граждан.
Программа разработана на основании комплексного подхода и содержит мероприятия по всем важнейшим направлениям повышения уровня жизни населения. К подготовке программы был привлечен широкий круг специалистов Администрации области, а также крупных социально значимых предприятий и организаций.
Программа повышения уровня жизни населения на период до 2005 года содержит описание необходимых механизмов ее реализации, расчеты объемов необходимого финансирования (в ценах 2000 г.), а также социально-экономической эффективности ее реализации.
Результаты экономического развития области за 1997-1999 гг., переход экономики области в стадию устойчивого роста, рост доходов бюджета позволяют перейти к решению основной задачи - повышению уровня и качества жизни населения области. Более того, промедление с решением данного вопроса может привести к снижению темпов экономического роста, так как рост объемов промышленного и сельскохозяйственного производства напрямую связан с платежеспособным потребительским спросом населения. Важную роль в процессе становления рыночных отношений играет отношение населения к политике государства. Достижение положительной динамики в этом вопросе невозможно без реального повышения уровня жизни людей.
В настоящее время в области существует ряд серьезных проблем, связанных с уровнем жизни населения. Так, с 1990 г. население области потеряло (в реальном исчислении) 45.2% денежных доходов, в том числе 49.2% заработной платы и 48.7% пенсий. Резко возросла поляризация населения по доходам: численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила на конец 1999 г. 42.9%, децильный коэффициент дифференциации населения (коэффициент фондов) - 7.14. Покупательная способность доходов бедного населения (с доходами ниже 900 рублей) составила в 1999 г. всего 0.7 набора прожиточного минимума (53% от средней покупательной способности), пенсионеров - 0.74% прожиточного минимума (58% от средней покупательной способности).
Увеличению расслоения населения способствуют крайне резкие перепады заработной платы по отраслям экономики. Так, заработная плата работников топливной промышленности в 1999 г. составляла в среднем 5335 руб. в месяц, в то время как в сельском хозяйстве - всего 500 руб., то есть более чем в 10 раз меньше.
При этом в ряде отраслей (в основном имеющих и без того низкий уровень оплаты труда) наблюдаются существенные задержки заработной платы. Так, в сельском хозяйстве задолженность по заработной плате на конец 1999 года составила 2.3 месячных фонда заработной платы предприятий, имеющих задолженность, в жилищно-коммунальном хозяйстве - 3.7.
Отдельной проблемой остается значительная роль теневой экономики в формировании доходов населения. При этом с одной стороны, происходит увеличение доходов населения, занятого в теневой экономике, а с другой - эти доходы выпадают из легального оборота, не только снижая налоговую базу бюджета, но и лишая их получателей права на получение ряда социальных благ (бесплатной медицинской помощи, пенсионного обеспечения и т.д.).
Происходящие в экономике изменения существенно затронули сферу занятости населения. Произошел переход от ситуации дефицита рабочей силы к ее излишку. С 1991 года в области наблюдается ежегодное сокращение численности занятого населения. Стабилизация промышленности в конце 1997 и начале 1998 годов не оказала ожидаемого влияния на снижение численности занятых в экономике области. Снижение численности наблюдалось во всех отраслях материального производства. С середины 1998 года начался процесс незначительного снижения численности занятых в непроизводственной сфере. По сравнению с 1991 г. численность населения, занятого в экономике области, уменьшилась на 91.2 тыс. человек (на 18.6%).
Важным потребителем рабочей силы стал частный сектор, доля которого в общей численности занятых увеличилась с 18.1% до 42.9% (или с 11.6% до 30.2% к общей численности трудоспособного населения).
Ситуация несколько улучшилась в 1999 году: произошло сокращение более чем на 20 процентов размеров высвобождения работников с предприятий и организаций области, в результате чего впервые за последние годы на предприятиях и в организациях области численность принятых более чем на тысячу человек превысила численность выбывших. Как и прежде, основная доля выбывших с предприятий и организаций увольнялась по собственному желанию (75.4% к общему выбытию).
Несмотря на снижение доли высвобожденных в связи с сокращением численности персонала в 1999 году до 6.1% против 9.6% в 1998 году к общему числу выбывших, остается высоким высвобождение в торговле и общественном питании - 9.1%. промышленности - 10.3%, строительстве - 5.9%, финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение - 20.2%, жилищно-коммунальном хозяйстве - 3%, органах управления - 16.1%.
Структура поступления трудовых ресурсов на контролируемый рынок труда отражает социальные процессы, происходящие в регионе. Начиная с 1992 года быстрыми темпами росло число безработных. Данная тенденция сохранилась до 1997 года, на 01.01.97 года в органах службы занятости было зарегистрировано безработными 24.1 тыс. человек. В течение двух последних лет численность официально зарегистрированных безработных снижалась и составила на 01.01.99 года 18.9 тыс. человек, на 01.01.2000 года - 10.5 тыс. человек, однако снижение это кажущееся. Проводимые обследования по проблемам занятости показывают, что в службу занятости обращаются менее половины лиц, ищущих работу. Это связано, в первую очередь, с величиной пособия по безработице, условиями постановки на учет безработных и порядка их регистрации.
1997-1999 годы характеризуются ростом численности населения в трудоспособном возрасте (в данную группу постепенно входят лица 80-x годов, когда рождаемость была достаточно высокой), что еще больше обостряет проблему занятости.
В целях решения вопросов содействия занятости молодежи осуществляется сотрудничество департамента ФГСЗН со всеми службами Администрации области и особенно с департаментом общего и профессионального образования Администрации области.
Реализация мероприятий по сотрудничеству позволит организовать временную занятость молодежи и подростков. Эффективной формой работы в этом направлении остается проведение ярмарок вакансий, в процессе подготовки которых, значительно расширены сферы взаимодействия департамента ФГСЗН и органов местного самоуправления по решению вопросов трудоустройства несовершеннолетних граждан и молодежи.
Все эти проблемы требуют формирования ясной и четкой государственной политики в области уровня жизни населения, адаптированной к реалиям текущего момента. Необходимо не только принятие мер по стимулированию экономического развития области, но и пересмотр существующей системы социальной политики. Для достижения этих целей была разработана концепция повышения уровня жизни населения области.
Изменение кризисной ситуации, в которой оказалось население России в период реформ, требует принятия концепции государственной политики в области уровня жизни населения в условиях перехода к рынку.
Базовыми предпосылками такой концепции являются следующие:
- принимая во внимание прошлое, настоящее и стратегические целевые установки, в России должна формироваться социальная рыночная экономика. Это означает свободу и суверенитет личности и семьи, активность и ответственность индивида за свои действия в сфере труда, потребления, образования и репродуктивного поведения. В свою очередь государство обеспечивает политические, правовые и экономические условия для реализации личности, не допуская развития патернализма, характерного для плановой экономики;
- функции государства должны быть направлены на обеспечение минимальных социальных гарантий, поддержку активных слоев населения, установление правового пространства в обществе, заботу об охране окружающей среды;
- в основе социальной политики должно лежать оптимальное сочетание минимальных гарантий и социального страхования, обеспечивающего недопущение ухудшения положения личности в основных сферах жизнедеятельности в связи с безработицей, болезнью, старостью, необходимостью повышать квалификацию.
Интегральный механизм реализации социальной политики должен учитывать специфику переходного периода и включать элементы государственных гарантий, социальной поддержки и либерализма. Роль социальной страховки для всех членов общества выполняет определенный круг благ, которые предоставляются как государственная гарантия. Такие гарантии (прежде всего минимальная заработная плата и пенсия, охрана здоровья, образование) призваны обеспечить минимальные условия жизнедеятельности всем членам общества, создать им равные стартовые возможности. Тот, кто по не зависящим от него причинам лишен их, нуждается в социальной защите (например, больные, инвалиды, глубокие старики).
Следующим уровнем должны стать механизмы социальной поддержки. От государственных гарантий они должны отличаться заявительным принципом предоставления, участием людей в достижении поставленных целей за счет использования собственных ресурсов и возможностей. Заинтересованы в государственной поддержке те группы населения, которым нужна некоторая опора для продвижения к более высокому уровню реализации (например, начинающие предприниматели, фермеры, т.е. в основном будущий средний класс). Для ее получения граждане должны рационализировать свои интересы, предпринимая значительные усилия для поиска путей и средств решения своих проблем. Иными словами, программы социальной поддержки призваны дать импульс социальной динамике, помочь тем, кто на деле стремится преодолеть трудности, но не находит для этого необходимых сил и ресурсов.
Наверху предлагаемой системы находятся либеральные конструкции, гарантирующие свободу реализации интересов тех, кто уже не нуждается ни в чем, кроме этой свободы и защиты ее от криминальных посягательств и бюрократизма. Представители этой части населения лучше адаптировались к чисто либеральным конструкциям и им нужны лишь условия реализации своих способностей.
Такая интегральная система призвана содействовать решению ключевых задач социальной политики переходного периода: обеспечить бескризисную адаптацию тех слоев и групп населения, которые находятся в наиболее острой ситуации, стимулировать социальную структуризацию и социальную динамику, не разрушая интеграционные связи общества.
Реализация предлагаемой концепции повышения уровня жизни населения должна осуществляться в рамках методологического единства между федеральной и региональной составляющими новой социальной стратегии и деталей ее реализации. Вместе с тем, в условиях усиления территориального аспекта управления социально-экономическим развитием, с учетом повседневных функций региона по обустройству территории и улучшению "человеческого капитала", представляется необходимым появление региональных инициатив социальной направленности, выражаемых в форме целевых программ повышения уровня жизни населения. Это тем более важно, что позволяет увязать общефедеральную социальную политику с уровнем развития экономики региона, региональными условиями и возможностями.
Основной целью программы является восстановление дореформенного уровня реальных доходов населения и создание предпосылок для их дальнейшего роста.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечение роста покупательной способности заработной платы;
- создание действенной системы разрешения споров и обеспечения гарантий соблюдения прав работников в области условий и оплаты труда;
- развитие системы социального партнерства;
- создание дополнительных рабочих мест;
- оказание действенной социальной поддержки экономически активному населению, временно оказавшемуся за чертой бедности;
- осуществление мероприятий по социальной защите групп нетрудоспособного населения, которые не могут самостоятельно обеспечить условия своего существования;
- направление инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфраструктуры;
- формирование в обществе положительного отношения к реформам, понимания сути государственной социальной политики и готовности самостоятельно улучшать условия своей жизни.
Прогнозирование социально экономического развития области на период 2000-2005 годов показало, что решение этих задач является принципиально возможным. В частности, реальным представляется достижение в 2005 году уровня реальных денежных доходов, соответствующего уровню 1990 года. Для этого в предстоящие 5 лет следует увеличить объем денежных доходов населения в 3.6 раза и довести его до 47070 млн. рублей в действующих ценах.
В структуре денежных доходов доля оплаты труда должна возрасти с 37.7% в 1999 году до 52.1% в 2005 году. Одновременно доля прочих доходов, где скрывается в настоящее время основная доля неучтенных доходов, должна снизиться с 20.0% до 9.5%. Темпы роста денежных доходов и относительно невысокая инфляция позволят сократить численность населения с доходами ниже прожиточного минимума с 42.9 % в 1999 году до 11.6% в 2005 году.
Фонд оплаты труда должен вырасти за период 2000-2005 гг. в целом по области в 4.9 раза, в том числе в производственной сфере - в 4.8 раза, в непроизводственной - в 5 раз, в отраслях бюджетной сферы - в 5.2 раза. Рост среднеобластной заработной платы должен составить по годам: 2000 год - 154.8%, 2001 год - 128.4%, 2002 год - 135.5%, 2003 год - 125.5%, 2004 год - 120.7%, 2005 год - 119.4%. Наибольший рост заработной платы должен произойти в химической (в 5.9 раза), машиностроительной (в 5.3 раза), топливной промышленности (в 5.6 раза), в сельском хозяйстве (в 5.1 раза).
Реальная заработная плата в целом по области в 2005 году должна составить 125% к уровню 1990 года (уровень 1990 года будет достигнут в 2004 году). Из производственных отраслей экономики области в настоящее время только в топливной промышленности реальная зарплата составила 126.4% к уровню 1990 года. Остальные отрасли должны достигнуть уровня 1990 года: в целом промышленность - в 2000 году, электроэнергетика - в 2001 году, промышленность стройматериалов - в 2003 году, машиностроение и пищевая промышленность - в 2004 году, химическая - в 2005 году, связь - в 2002 году, строительство - в 2002 году, транспорт - в 2004 году. Реальная заработная плата в сельском хозяйстве, деревообрабатывающей и легкой промышленности в 2005 году должна составить соответственно 50%, 47% и 72% к уровню 1990 года.
Для выполнения прогнозных показателей по уровню жизни населения необходимо обеспечение соответствующих темпов развития экономики области.
Рисунок 1. Основные показатели социально-экономического развития области в 2000-2005 гг. (в % к 1999 году).
При прогнозируемых темпах роста промышленного производства реальная заработная плата в промышленности в 2005 году должна увеличиться к уровню 1990 года более чем в 2 раза. Это произойдет в основном за счет топливной отрасли (в 3.6 раза), электроэнергетики (150%), машиностроения и металлообработки (119%), промышленности строительных материалов (145%), пищевой (119%). Вместе с тем в ряде отраслей промышленности (несмотря на значительный рост объемов производства) она не достигнет дореформенного уровня (лесная и деревообрабатывающая, легкая). Удельный вес фонда заработной платы (с начислениями) в себестоимости продукции останется достаточно низким (17%). Одним из путей увеличения его до 28% в структуре себестоимости является проведение грамотной реструктуризации предприятий, направленной на оптимизацию издержек производства и выпуск рентабельной продукции.
Как было сказано выше, повышение уровня жизни населения требует решения ряда задач. Центральное место среди них занимает задача повышения реальных денежных доходов населения. При этом основное внимание должно уделяться вопросу повышения заработной платы, так как именно она является источником дохода большей части населения. К сожалению, в последнее время роль заработной платы как источника денежных поступлений заметно ослабла. В настоящее время рабочая сила стала одним из самых дешевых товаров, а заработная плата утратила стимулирующую роль в повышении производительности труда и росте объемов производства. Установленный в Российской Федерации минимальный размер оплаты труда не обеспечивает даже простого воспроизводства рабочей силы.
Исходя из целей настоящей программы - восстановления дореформенного уровня реальных доходов населения, - разработан прогноз социально-экономического развития области до 2005 года, в котором определены необходимые ориентиры и темпы развития экономики, обеспечивающие достижение поставленной цели.
Выполнение прогнозных показателей развития экономики области обеспечит рост денежных доходов населения в 3.6 раза и выход реальных денежных доходов на дореформенный уровень. При этом рост заработной платы должен составить от 5.2 раза (в бюджетной сфере) до 6.2 раза (в промышленности), доля оплаты труда в денежных доходах населения вырастет с 37.7% до 52.1%.
Реальная заработная плата в целом по области в 2005 году должна составить 125% к уровню 1990 года (уровень 1990 года будет достигнут в 2004 году). Из производственных отраслей экономики области в настоящее время только в топливной промышленности реальная зарплата составила 126.4% к уровню 1990 года. Остальные отрасли должны достигнуть уровня 1990 года: в целом промышленность - в 2000 году, электроэнергетика - в 2001 году, промышленность стройматериалов - в 2003 году, машиностроение и пищевая промышленность - в 2004 году, химическая - в 2005 году, связь - в 2002 году, строительство - в 2002 году, транспорт - в 2004 году. Реальная заработная плата в сельском хозяйстве, деревообрабатывающей и легкой промышленности в 2005 году должна составить соответственно 50%, 47% и 72% к уровню 1990 года, в отраслях бюджетной сферы - 91.2%.