ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 октября 2012 года N 501-Пр

О СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", а также в целях формирования государственной политики, проводимой в интересах детей в Астраханской области:

1. Утвердить прилагаемую стратегию действий в интересах детей в Астраханской области на 2012 - 2017 годы (далее - стратегия).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Астраханской области руководствоваться положениями стратегии при осуществлении деятельности, направленной на поддержку и защиту прав и законных интересов детей.

3. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.

Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН


Утверждена
Распоряжением Правительства
Астраханской области
от 15 октября 2012 года N 501-Пр

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ


 I. Введение

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная поддержка семьи, материнства и детства. Российская Федерация, подписав Конвенцию о правах ребенка и международные акты в сфере обеспечения прав детей, выразила приверженность к участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия). В целях повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области в сфере защиты прав и законных интересов детей, руководствуясь основными положениями Национальной стратегии, разработана стратегия действий в интересах детей в Астраханской области на 2012 - 2017 годы (далее - стратегия).

Главной целью стратегии является определение основных направлений и задач государственной политики, проводимой в интересах детей в Астраханской области, и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права, федеральном законодательстве и законодательстве Астраханской области.

Стратегия разработана на период 2012 - 2017 годов и призвана обеспечить достижение существующих международных и российских стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства на территории Астраханской области.

Реализацию стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

- семейная политика детствосбережения;

- доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

- здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

- равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

- создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;

- дети - участники реализации стратегии.

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики Астраханской области является обеспечение благополучного и защищенного детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, Программе социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы, плане мероприятий по реализации в Астраханской области в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", утвержденном Распоряжением Правительства Астраханской области от 26.05.2010 N 207-Пр.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ, комплексных целевых программ Астраханской области.

С целью улучшения социально-экономического положения семей с детьми, проживающих на территории Астраханской области, постоянно совершенствуется механизм обеспечения государственных гарантий данной категории населения. Действующее законодательство Астраханской области предусматривает предоставление мер социальной поддержки за счет средств бюджета Астраханской области, в том числе:

- Закон Астраханской области от 10.04.2012 N 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области", регулирующий меры социальной поддержки многодетных семей с детьми в виде предоставления регионального семейного капитала при рождении третьего и последующих детей; субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; выделения земельных участков; первоочередного приема детей в дошкольные образовательные учреждения; бесплатного посещения государственных музеев, находящихся в ведении Астраханской области, областных государственных учреждений культуры и выставок, проводимых органами исполнительной власти Астраханской области или государственными учреждениями; бесплатного проездного билета установленного образца детям для проезда в общественном пассажирском транспорте; бесплатного обеспечения лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей, для детей в возрасте до шести лет, находящихся на амбулаторном лечении; выплаты ежегодной денежной компенсации в размере 1000 рублей на каждого из детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, на приобретение комплекта детской (подростковой) одежды для посещения школьных занятий и школьных письменных принадлежностей;

- Постановление Правительства Астраханской области от 04.05.2006 N 141-П "О Порядке обеспечения полноценным бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет", определяющее процедуру обеспечения полноценным бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Астраханской области, через специальные пункты питания и организации торговли по заключению врачей;

- Постановление Правительства Астраханской области от 07.07.2009 N 352-П "Об отраслевой целевой программе "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2010 - 2012 годы", согласно которому обеспечиваются эффективный отдых, оздоровление и занятость детей и молодежи Астраханской области;

- Постановление Правительства Астраханской области от 26.02.2010 N 64-П "Об оказании государственной поддержки молодым семьям в решении жилищных проблем", определяющее порядок оказания государственной поддержки молодым семьям в решении жилищных проблем за счет средств бюджета Астраханской области;

- Постановление Правительства Астраханской области от 27.07.2010 N 324-П "Об отраслевой долгосрочной целевой программе "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011 - 2015 годы", предусматривающее меры по совершенствованию организации школьного питания, созданию условий для стопроцентного охвата горячим питанием обучающихся во всех общеобразовательных учреждениях муниципальных образований Астраханской области;

- Постановление Правительства Астраханской области от 29.08.2011 N 326-П "Об отраслевой долгосрочной целевой программе "Социальная защита населения Астраханской области на 2012 - 2016 годы", предусматривающее реализацию мероприятий по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям, в том числе в виде комплектов для новорожденных, материальной помощи при рождении двоен и троен, а также малоимущим семьям, имеющим 3 и более детей, на развитие подсобного хозяйства.

В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 29.09.2009 N 516-П "О проведении эксперимента по социальному обслуживанию многодетных семей на территории Астраханской области" с 2010 года на территории Астраханской области проводится эксперимент, целью которого является социальное обслуживание на дому многодетных семей, воспитывающих семь и более несовершеннолетних детей (многодетных семей, воспитывающих шесть и более детей, если детей воспитывает один родитель). За период участия в эксперименте в данных семьях в три раза увеличился среднедушевой доход, улучшились условия проживания, качество жизни и охраны здоровья детей.

Таким образом, улучшение социально-экономического положения семей с детьми, проживающих на территории Астраханской области, с использованием программно-целевого метода обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является действенным инструментом реализации мер по улучшению положения семей с детьми.

С 2009 года Астраханская область принимает активное участие в конкурсах социальных проектов и региональных программ, объявленных Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При сотрудничестве с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Астраханской области реализуются комплексные долгосрочные целевые программы: "Раннее вмешательство" на 2010 - 2012 годы, утверждена Постановлением Правительства Астраханской области от 29.04.2010 N 187-П; "Семья" на 2011 - 2013 годы, утверждена Постановлением Правительства Астраханской области от 13.05.2011 N 131-П, и социальные проекты в сфере профилактики социального сиротства, семейного и детского неблагополучия и противодействия жестокому обращению в отношении детей.

Исполнение программных мероприятий, предусмотренных указанными выше комплексными долгосрочными целевыми программами, позволило создать службы сопровождения неблагополучных и замещающих семей, открыть отделения социальной реабилитации для различных категорий населения, усовершенствовать формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, оснастить учреждения социального обслуживания новым техническим оборудованием и автотранспортом, разработать и апробировать реабилитационно-коррекционные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Астраханская область является участником широкомасштабной общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. С 01.11.2010 на базе служб экстренной социально-психологической помощи был подключен детский телефон доверия с единым общероссийским номером.

В целях обеспечения защиты прав, свобод и интересов детей в Астраханской области в соответствии с Законом Астраханской области от 02.03.2010 N 4/2010-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Астраханской области" учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Астраханской области.

Последовательная политика органов государственной власти Астраханской области, направленная на усиление мер государственной поддержки семей и детей, позволила достичь значительных показателей в сфере улучшения их положения. В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и требуют дополнительных мер.

Низкими темпами сокращается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, особую озабоченность вызывает суицидальное поведение детей и покушение на суицид со стороны детей.

В Астраханской области реализуется комплексный план мероприятий, направленных на снижение смертности детей от внешних причин на 2011 - 2013 годы, утвержденный заместителем председателя Правительства Астраханской области по социальной политике Г.А. Зотеевой, которым предусмотрено в том числе проведение ряда профилактических мероприятий по снижению смертности детей от самоубийств.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего Российской Федерации и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества и каждого гражданина принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

Несмотря на комплекс проводимых на территории Астраханской области мероприятий, количество семей, входящих в группу социального риска, нуждающихся в оказании срочной помощи в кризисных ситуациях, а также экстренной психологической помощи, остается высоким (по итогам первого полугодия 2012 года органами социальной защиты населения Астраханской области выявлено и поставлено на учет 2596 семей, в которых воспитывается 5749 детей).

Решение первоочередных проблем детей в Астраханской области осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти Астраханской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, общественных объединений, институтов гражданского общества.

 1. Основные проблемы в сфере детства

Основными проблемами в сфере детства являются:

- недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей;

- недостаточная укомплектованность необходимым медицинским оборудованием учреждений здравоохранения, снижающая эффективность и качество оказания медицинской помощи;

- отсутствие возможности обеспечения доступности дошкольного образования для детей в Астраханской области;

- отсутствие вариативности используемых образовательных программ в системе дошкольного образования, их направленности на различные потребности семьи, снижающее возможность успешного формирования ключевых компетентностей у детей;

- отсутствие эффективной системы управления организацией школьного питания в общеобразовательных учреждениях и формирования культуры питания обучающихся;

- высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;

- наличие семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;

- социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);

- нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

- отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно;

- отсутствие возможности трудоустройства детей в Астраханской области;

- отсутствие действенных механизмов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и формирования здорового образа жизни детей.

 2. Ключевые принципы стратегии

Реализация основополагающего права ребенка жить и воспитываться в семье, предусматривающего создание условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - принятие мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.

Формирование системы, обеспечивающей реагирование на нарушение прав ребенка без какой-либо дискриминации и включающей диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

Формирование достойной жизненной перспективы для ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Принятие мер, направленных на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

Создание благоприятных условий, способствующих повышению доступности и качества услуг дополнительного образования детей в учреждениях физкультурно-спортивной направленности, спортивно-досуговых услуг для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями и ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни.

Внедрение эффективных технологий помощи, ориентированных на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка, реализуемых при участии органов государственной власти Астраханской области.

Разработка и внедрение форм работы с детьми, относящимися к уязвимым категориям, позволяющих преодолевать их социальную исключенность и способствующих реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Обеспечение условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.

Принятие мер, направленных на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей, привлечение общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.

Расширение возможности доступа к культурным ценностям, предусматривающей сохранение и развитие сети учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми, создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, развитие новых форм работы учреждений культуры и искусства с детьми и семьями с детьми.

 II. Семейная политика детствосбережения

  1. Краткий анализ ситуации

Современная демографическая ситуация в Астраханской области сформировалась под влиянием политических, социально-экономических процессов в Российской Федерации, а также демографических процессов, происходящих в предыдущие десятилетия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»