Протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории Республики Марий Эл составляет 4,7 тыс. км, в том числе федеральных - 0,2 тыс. км и территориальных - 4,5 тыс. км.
Из общей протяженности автомобильных дорог 3,3 тыс. км имеют твердое покрытие.
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием равна 143 км на 1 тыс. кв. м территории республики. Коэффициент плотности автодорог общего пользования с твердым покрытием (коэффициент Энгеля) составляет 26.
Годовая потребность финансовых средств для обеспечения поступательного функционирования дорожной отрасли составляет более 3,0 млрд. рублей. Лимиты финансирования в 2007 году составляют 723,8 млн. рублей, что в 4,2 раза ниже потребности.
В связи с отменой Федерального закона "О дорожных фондах в Российской Федерации" объем финансирования дорожного хозяйства за период с 2000 по 2004 год по стране и Республике Марий Эл сократился в 2 раза.
Обеспеченность населенных пунктов республики дорогами с твердым покрытием составляет 55 процентов. Не имеют подъездных дорог 625 населенных пунктов. Потребность в строительстве дорог с твердым покрытием составляет 1296 км. Тем не менее в последние годы значительно снизились темпы строительства автомобильных дорог: в 1990 году построено в Республике Марий Эл 241 км дорог, а в 2006 году - 6,7 км.
Вследствие недостаточности финансирования в предшествующие годы накопленный "недоремонт" уже составляет более 2000 км, сметной стоимостью более 6 млрд. рублей.
Из 228 мостов 23 моста имеют недостаточные габариты, 12 мостов имеют срок службы, равный или превышающий 25 лет.
Уменьшение финансирования дорожного хозяйства без учета действующих нормативов на содержание и ремонт автомобильных дорог приведет к несоответствию к 2010 году свыше 80 процентов автомобильных дорог нормативным транспортно-эксплуатационным показателям, что неизбежно повлечет рост расходов на их ремонт и содержание.
В настоящее время автомобильные дороги Республики Марий Эл и улично-дорожная сеть муниципальных образований практически не строятся, так как республиканский бюджет Республики Марий Эл и бюджеты муниципальных образований не имеют на это достаточных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 года N 209 "О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации" установлены новые принципы классификации российских автомобильных дорог. Межпоселковые дороги относятся к собственности муниципальных образований и предназначены для решения вопросов местного значения. Тротуары всегда относились к собственности поселений. Поэтому решение вопросов по строительству межпоселковых дорог и тротуаров напрямую связано с бюджетной обеспеченностью муниципальных образований и поселений.
Республиканской целевой программой "Модернизация и развитие сети автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл на 2005 - 2010 годы", утвержденной Законом Республики Марий Эл от 9 ноября 2005 года N 38-З, планируется оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Марий Эл в части приведения в нормативное состояние улично-дорожной сети городов и населенных пунктов.
Республикой заключено 2 соглашения по содержанию дорог на границах с соседними регионами:
а) с Нижегородской областью - по строительству автомобильной дороги до пос. Васильсурск;
б) с Кировской областью - по строительству автомобильной дороги Татарэнер - Шаваржаково.
Необходимо отметить, что состояние дорожного хозяйства непосредственно влияет на безопасность дорожного движения.
С целью изменения сложившейся ситуации в рамках реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" в Республике Марий Эл в 2006 году разработана и принята республиканская целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Марий Эл в 2006 - 2012 годах". Общий объем финансирования данной программы составляет 1,399 млрд. рублей, в том числе 1,346 млрд. рублей из консолидированного бюджета Республики Марий Эл и 53 млн. рублей - средства федерального бюджета.
В рамках этой программы на мероприятия по приведению в нормативное состояние улично-дорожной сети в период 2007 - 2012 годов планируется направить 502 млн. рублей.
Перспективы развития дорожной сети в Республике Марий Эл связаны с:
сохранением существующей сети автомобильных дорог;
повышением технического уровня существующей сети автомобильных дорог, где главным является ликвидация участков, лишенных покрытия, изменение плана и профиля и расширение проезжей части на особо опасных и загруженных участках автомобильных дорог с целью обеспечения безопасного пропуска автомобильного транспорта, строительство объездных автомобильных дорог населенных пунктов;
завершением формирования сети основных автомобильных дорог общего пользования, строительством дорог, дополняющих сложившуюся структуру дорожной сети, с целью ликвидации перепробега и обеспечения связи между районными центрами по кратчайшим маршрутам;
созданием сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности, обеспечивающей связь всех населенных пунктов с центрами сельских администраций и хозяйств, а также опорной сетью дорог.
На этапе прогнозируемого экономического роста в регионе необходимо приведение основных федеральных и межрегиональных автомобильных дорог, входящих в состав российских и международных транспортных коридоров, в соответствие с расчетной интенсивностью движения и требованиями СНиПА.