Хлеб и хлебобулочные изделия являются продуктами первой необходимости и повседневного спроса. В связи с тем, что хлебопечение является социально значимой отраслью экономики Республики Марий Эл, хлеб и хлебобулочные изделия занимают важное место в продовольственной корзине жителей республики, особенно у населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.
Особую роль малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения в современных условиях определяют следующие факторы:
малое и среднее предпринимательство создает конкуренцию на рынке хлебопечения, заполняет рыночные ниши, не занятые крупным бизнесом;
малое и среднее предпринимательство на рынке хлебопечения имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствуя снижению уровня безработицы и социальной напряженности;
развитие малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения способствует росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
На 1 января 2010 г. на территории Республики Марий Эл в сфере хлебопечения (с хозяйственным видом экономической деятельности "производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения") осуществляют деятельность 47 субъектов малого и среднего предпринимательства.
(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 15.04.2011 N 108)
Среднесписочная численность работников (без учета внешних совместителей) малых и средних предприятий, действующих в сфере хлебопечения, в 2009 году составила 1 600 человек.
(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 15.04.2011 N 108)
Среднемесячная заработная плата работников малых и средних предприятий, действующих в сфере хлебопечения, в 2009 году составила 8 629 рублей (рост по сравнению с 2008 годом - 22,3 процента).
(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 15.04.2011 N 108)
Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий малых и средних предприятий, действующих в сфере хлебопечения, в 2009 году составил 26,5 тыс. тонн.
(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 15.04.2011 N 108)
В 2009 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 741 821 тыс. рублей (рост по сравнению с 2008 годом - 10,5 процента).
(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 15.04.2011 N 108)
Развитие конкуренции является одним из важнейших направлений развития экономики на уровне Российской Федерации.
Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл является приоритетной задачей социально-экономического развития республики, определенной в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 года N 214 "Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл". Вопросам развития конкуренции на продовольственном рынке посвящена республиканская программа "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Республики Марий Эл в 2009 - 2010 годах", утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 февраля 2008 года N 50 "О республиканской программе "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Республики Марий Эл в 2009 - 2010 годах".
Вместе с тем для успешного развития конкуренции необходимо учитывать особенности отдельных отраслей, а именно: специфику спроса на продукцию этих отраслей, значимость продукции для удовлетворения важнейших потребностей населения, характер размещения предприятий отрасли, влияние на занятость, особенности обеспечения ресурсами и др. В связи с этим наибольшее значение имеют отрасли по производству продовольствия, а в продовольственном комплексе особое место занимает хлебопечение.
Несмотря на то, что в Республике Марий Эл принимаются меры для создания условий формирования конкурентной среды, конкуренция на рынке хлебопечения еще не приобрела созидательного характера, недостаточно развита конкуренция малого и среднего предпринимательства в сфере хлебопечения.
Наиболее существенными проблемами развития малых и средних предприятий, действующих в сфере хлебопечения, являются:
недостаток финансовых средств;
недостаток квалифицированных кадров;
изношенность оборудования;
высокие процентные ставки за пользование кредитными ресурсами и высокий размер лизинговых платежей по договорам лизинга;
слаборазвитая инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере хлебопечения.
Указанные выше проблемы в некоторой степени снижают рентабельность производства хлеба и хлебобулочных изделий малыми и средними предприятиями.
Перечень основных проблем субъектов малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения в Республике Марий Эл приведен в приложении N 1 к Программе.
Основными причинами относительно медленного развития конкуренции на рынке хлебопечения являются:
затрудненный доступ производителей хлеба и хлебобулочных изделий к рынкам финансовых, трудовых, материально-технических и информационных ресурсов;