____________________________________________________________________
Утратил силу на основании решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 23.03.2022 N 12/5.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 25 марта 2020 года)
(в ред. решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 25.03.2020 N 54/8)
В соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 4, 18 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, с учетом результатов публичных слушаний по корректировке Генерального плана города Уфы Республики Башкортостан Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан решил:
1. Утвердить корректировку Генерального плана города Уфы Республики Башкортостан (приложение N 1).
2. Опубликовать данное решение в газете "Вечерняя Уфа" и разместить информацию на официальном сайте Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в сети Интернет.
3. Опубликовать откорректированный Генеральный план города Уфы Республики Башкортостан в газете "Вечерняя Уфа" и разместить информацию на официальном сайте Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в сети Интернет.
4. Откорректированный Генеральный план города Уфы Республики Башкортостан в течение трех дней со дня его утверждения направить в высший исполнительный орган государственной власти Республики Башкортостан - Правительство Республики Башкортостан.
5. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную комиссию по городскому хозяйству, застройке, земельным и имущественным отношениям Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Абдрахимов Р.Р.).
Председатель
Совета городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
И.Г.НИГМАТУЛЛИН
Уфа - город с богатой историей и непростой судьбой. Заложенный в 1574 году, он уже в 1586 году получил статус города, в 1802 году стал центром обширной губернии, административной и экономической столицей степного Предуралья. На протяжении XIX и XX веков город бурно развивался, превратился в город-"миллионник", важнейший экономический центр России, столицу крупного субъекта Российской Федерации.
В наше сложное время остро стоит вопрос о путях дальнейшего развития города.
Должен ли измениться характер его развития, какие имеющиеся ресурсы должны быть востребованы и задействованы, какие территории следует вовлечь в процесс роста городских земель и с какой целью? В какой мере может быть использован накопленный городом промышленный, финансовый и интеллектуальный потенциал в условиях изменившейся экономической политики?
На многие из этих вопросов ответ должен дать генеральный план развития города.
В компетенцию генерального плана входят, прежде всего, вопросы территориального развития города, использования его земель, совершенствования его пространственно-планировочной структуры. Генеральный план является сводом документации градостроительного характера, отражающим комплекс сложных социально-экономических условий, затрагивающих все стороны внутригородского развития и судьбы горожан.
Развитие городов в последние 10 - 15 лет вошло в кризисную фазу, которая прямо связана с переживаемыми изменениями в стране. Кризисная ситуация выразилась в качественном изменении прогнозов развития города, в иной оценке перспектив пространственной структуры его роста, развития транспортной и инженерной инфраструктуры.
Градостроительные службы г. Уфы выбрали путь постоянного мониторинга стремительно меняющейся ситуации и по мере выявления "узких" мест старались оперативно реагировать на происходящие изменения разработкой соответствующей документации градостроительного и нормативного характера.
Этим объясняется динамика появления градостроительных документов, регулирующих развитие города, - ТЭО генерального плана (1987 г.), Схема генерального плана Большой Уфы (1993 г.), Генеральный план города (1995 г.), которые выполнялись Ленгипрогором, и серия документов проектного характера, разработанная в период 1998 - 2005 гг. ЗАО "Ленпромстройпроект". В число этих документов входят:
"Эколого-экономическое обоснование функционального зонирования территории" и "Оценка стоимости земли, расчет ставок земельных платежей по зонам градостроительной ценности", выполненные в 1998 году;
"Зональный регламент" и "Разбивка земель на зоны, массивы и кварталы" (1999 г.);
"Концепция повышения использования территории города за счет развития транспортной инфраструктуры" (2000 г.);
"Концепция инвестиционного развития северной промышленной зоны" (2001 г.);
"Концепция развития схемы теплоснабжения города на период до 2020 г." (2002 г.);
"Схема дренажно-ливневой канализации города Уфы на 2010 - 2020 гг." (2003 г.);
"Технико-экономические обоснования использования железной дороги для внутригородских перевозок в г. Уфе", Положение о резервировании территорий в городе для государственных и общественных нужд, Положение о порядке межевания территории (2004 г.).
Этими документами закладывалась база для регулирования градостроительной деятельности в городе. Помимо этого, ЗАО "Ленпромстройпроект" разработало документацию по проектам отдельных градостроительных узлов и районов города: Южный планировочный район, жилой район Затон, жилой район Кузнецовский Затон, проект Центральной торгово-пешеходной зоны ул. Социалистической.
Накопленный опыт позволил приступить к корректировке генерального плана города, разработанного в 1995 году.
Предшествующий генеральный план г. Уфы, выпущенный в 1995 году, суммировал знания по развитию города, накопленные в советский период. Он попытался ответить на вопросы, поставленные жизнью перед городом в период рыночных реформ за 1991 - 1994 гг.
В настоящее время развитие страны и в том числе г. Уфы ушло далеко вперед, поэтому прогнозы первой половины 1990-х годов нуждаются в серьезном пересмотре и переоценке. Анализ Генерального плана 1995 г. показывает, что отдельные его установки были выбраны правильно и могут быть приняты в качестве основы для нового генерального плана, а другие положения должны быть пересмотрены.
В число базовых положений, которые не приняты на перспективу, входят:
завышение прогнозной численности населения города, которая прогнозировалась на уровне 1150 - 1200 тыс. человек;
предложение по созданию "параллельного" города восточнее р. Уфы;
сохранение эксцентриситета центра города относительно остальной застройки;
сохранение структурной однородности городской застройки, характерной для советского периода;
недооценка развития сферы услуг и финансово-деловой активности в формировании городской среды, особенно формировании центра города.
Проектировщики предшествующего генерального плана проделали большую работу по выявлению узловых точек развития города и предложили мероприятия, направленные на совершенствование городской структуры. Однако не была проведена оценка реальных возможностей городского бюджета и степени развития строительного комплекса. Запланированные объемы капитальных вложений, строительно-реконструктивных работ превышали возможности города.
В результате реалистичность генерального плана г. Уфы была поставлена под сомнение и появилась настоятельная необходимость в корректировке его основных положений.
Ошибка в определении прогнозной численности населения повлекла за собой ориентацию на серьезное территориальное расширение города, выход за пределы водораздельного плато в сторону района Шакша - Юрмаш. Ориентация на нормативы и стандарты советского периода в оценке прогнозных параметров развития сферы услуг и коммерческо-деловой активности вызвала недооценку ресурсной базы для развития центральных функций и реконструкции городской среды.
Решение транспортной проблемы виделось как сочетание развития системы скоростных дорог и магистралей непрерывного движения с линией метрополитена, пронизывающих город в меридиональном направлении. Отсутствие необходимых капитальных вложений в строительство метрополитена заставляет сегодня искать альтернативные решения.
Провозглашенный в генеральном плане курс на развитие исторического центра города в значительной степени был обесценен слабой ресурсной базой для создания насыщенной городской среды, присущей центру миллионного города, Административно-управленческий ресурс, являвшийся в советской градостроительной традиции основным средством создания городских центров, не обеспечивал необходимого средового разнообразия и высокой функциональной плотности.
В сфере обслуживания следование принятым нормам советского периода приводило к ориентации на систему обслуживания по месту проживания, с более-менее равномерным покрытием территории города сетью объектов торговли и сферы услуг. В то же время возможность концентрации этих объектов в центре рассматривалась как избыточная, связанная с перерасходом ресурсов.
На период разработки генерального плана роль и значение объектов финансово-деловой сферы и ее удельный вес в структуре центра недооценивались, в практике функционального зонирования отсутствовало понятие финансово-делового центра как ведущей зоны, определяющей значение городского центра и его специфику.
Разработчики предыдущего генерального плана сформировали городской центр вдоль ул. Ленина, сконцентрировав учреждения республиканского уровня (административные, научные, культурно-познавательные) как имеющие наибольшее статусное положение. Объекты обслуживания были сгруппированы в транспортных узлах и на подступах к центру, финансово-деловой центр не выделялся как особая зона городского центра.
На уровне предыдущего генерального плана возникало понимание исчерпанности пути гипертрофированного наращивания промышленного потенциала. Территориальные особенности г. Уфы привели к тому, что в продолжении оси развития городской застройки в пределах Уфимского полуострова возник город промышленности, по площади сопоставимый с основным. Места проживания и места приложения труда получили сообщение по последовательно-линейному принципу, со все большим удалением промзон от территории жилой и общественной застройки.
Генеральный план 1995 г. давал оценку территориального роста промышленной зоны города как предельную и прогнозировал дальнейшее развитие промышленности города на тех же площадях за счет внедрения высоких технологий. В 2001 году ЗАО "Ленпромстройпроект" предложило концепцию разуплотнения Северной промышленной зоны, формирования внутренних "зеленых коридоров" и насыщение ее элементами научного и бытового сервиса, приблизив тем самым структуру промышленной зоны к структуре собственно города.
Резервом развития промышленного потенциала города остается перепрофилирование предприятий на выпуск наиболее конкурентоспособной продукции. Предлагается вынос части предприятий из жилых районов и зоны центра.
Корректировка генерального плана использует прошедшие проверку временем положения:
- развитие транспортных коммуникаций;
- курс на активную реабилитацию исторического центра;
- активная застройка Старой Уфы и Нижегородки;
- выход застройки за пределы Уфимского полуострова в районы Демы, Затона, Чесноковки, Нагаево и Шакши;