Динамика удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Республике Башкортостан и г. Уфа в 2005 - 2009 гг., т/га
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Республика Башкортостан | 0,072 | 0,078 | 0,075 | 0,079 | - |
г. Уфа | 3,79 | 4,902 | 4,605 | 5,573 | 4,489 |
Превышение выбросов загрязняющих веществ в г. Уфе над среднереспубликанским уровнем | 3,72 - min | 4,82 | 4,53 | 5,49 - max | - |
В 2005 г. по количеству удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух г. Уфа занимала 17-е место среди городов республики, в 2006 г. - 19-е, в 2007 и 2008 гг. - 20-е, опережая только г. Стерлитамак.
Основной вклад в выбросы от стационарных источников вносят предприятия нефтеперерабатывающей промышленности (77,9%) и электроэнергетики (13,3%). Доля автотранспорта в суммарном объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в г. Уфе в среднем выросла до 55,6% при плотности автотранспорта 250 ед. на тыс. чел.
Образование отходов на территории г. Уфы. Ежегодно в Уфе образуется более 0,45 млн. т промышленных отходов, около 1,2 млн. т твердых бытовых отходов (ТБО) с устойчивой тенденцией к росту. Ежегодный прирост образования ТБО в г. Уфе осуществляется темпами, почти совпадающими с динамикой объемов производства (в среднем - 2,58% за 2005 - 2008 гг.).
Существующая в г. Уфе система обращения с отходами основана преимущественно на захоронении их на свалках (полигонах) ТБО в районе п. Н. Черкассы (территория 105 га, под отходами - 50 га, рекультивировано - около 45 га). Для состава отходов характерно снижение доли строительных отходов на 6,4% (2006 - 2009 гг.) и увеличение доли пищевых отходов на 8,8% (2006 - 2009 гг.).
В целях совершенствования городской системы управления отходами, ориентированной на ресурсосбережение, решением Совета г. Уфы N 22/11 от 23.12.2009 утверждена городская целевая программа "Развитие полигона промышленных и ТБО в районе п. Нов. Черкассы в Орджоникидзевском районе г. Уфы на период 2010 - 2015 годов".
Энергетическое загрязнение на территории г. Уфы. Энергетическое загрязнение - характерная черта современных мегаполисов, в которых сосредоточены базовые (передающие) станции сотовой, телефонной и др. связи, электростанции, линии электропередач, источники шума: промышленные предприятия, автотранспорт (автодороги, перекрестки, остановки) и др. Тем не менее, объективный и систематический мониторинг энергетического загрязнения на территории городского округа город Уфа РБ с целью уточнения рыночной стоимости земли и жилищного фонда не проводится.
Для обеспечения сохранности здоровья населения города в условиях энергетического загрязнения необходима разработка и реализации программы "Снижение энергетического загрязнения г. Уфы", включающая:
- оценку условий проживания в жилых зданиях и помещениях;
- планирование градостроительных мероприятий с учетом сохранения, оздоровления и совершенствования зеленых насаждений (в том числе установка шумозащитных экранов с учетом шумозащитных свойств рельефа местности и зеленых насаждений);
- разработка и внедрение системы мониторинга, картирования и жесткого контроля энергетического загрязнения территории г. Уфы.
Цели и задачи. Целью муниципальной политики в области охраны окружающей среды является содействие формированию экологического каркаса городского пространства, обеспечивающего снижение экологических рисков для населения города.
Реализация данной целевой установки может быть обеспечена в рамках следующих направлений и мероприятий:
1. Повышение качественных характеристик водных объектов на основе увеличения мощности и строительства новых очистных сооружений, в том числе по очистке ливневых стоков, широкого внедрения методов рационального водопользования, природоприближенной экореабилитации водных объектов.
2. Повышение качества атмосферного воздуха за счет уменьшения выбросов загрязняющих веществ путем:
- оптимизации транспортно-дорожной сети города;
- совершенствования методов очистки выбросов от всех видов источников, внедрения системы мониторинга и контроля качества атмосферного воздуха;
- использования экологически чистых видов топлива.
3. Развитие и благоустройство рекреационных зон на основе создания парковых зон, зон отдыха.
4. Снижение негативного влияния бытовых и промышленных отходов, в особенности, в части устранения рисков, связанных с отсутствием систем демеркуризации отходов на основе создания и совершенствования комплексной системы управления в сфере обращения с отходами, строительства мусороперерабатывающего завода.
5. Снижение энергетического загрязнения окружающей среды, обусловленное высоким сосредоточением и развитием средств связи, систем электроснабжения и транспортной инфраструктуры. Включает комплекс программных мероприятий по снижению уровня шумового и электромагнитного загрязнения в городе для обеспечения сохранности здоровья населения и комфортных условий проживания в жилых зданиях и помещениях.
6. Формирование экологического мировоззрения и культуры. Реализация вышеперечисленных задач и уровень их эффективности во многом определяются отношением населения города к проблемам ухудшения качества окружающей среды и ресурсосбережения. Одним из основных факторов, способствующих формированию экологического мировоззрения горожан на всех этапах развития личности и на всех уровнях управления, является:
- разработка экологического паспорта г. Уфы, позволяющего нивелировать труднодоступность и фрагментарный характер информации о состоянии окружающей среды в городе;
- интенсификация процесса переподготовки и повышения квалификации кадров в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- использование и благоустройство территории кладбищ в существующих границах, создание мемориальных зон на месте закрытых кладбищ, создание новых мест захоронений и строительство крематория;