Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 24.12.2015)

Таблица 4.2


       Динамика удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Республике Башкортостан и г. Уфа в 2005 - 2009 гг., т/га

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Республика Башкортостан

0,072

0,078

0,075

0,079

-

г. Уфа

3,79

4,902

4,605

5,573

4,489

Превышение выбросов загрязняющих веществ в г. Уфе над среднереспубликанским уровнем

3,72 - min

4,82

4,53

5,49 - max

-


В 2005 г. по количеству удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух г. Уфа занимала 17-е место среди городов республики, в 2006 г. - 19-е, в 2007 и 2008 гг. - 20-е, опережая только г. Стерлитамак.

Основной вклад в выбросы от стационарных источников вносят предприятия нефтеперерабатывающей промышленности (77,9%) и электроэнергетики (13,3%). Доля автотранспорта в суммарном объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в г. Уфе в среднем выросла до 55,6% при плотности автотранспорта 250 ед. на тыс. чел.

Образование отходов на территории г. Уфы. Ежегодно в Уфе образуется более 0,45 млн. т промышленных отходов, около 1,2 млн. т твердых бытовых отходов (ТБО) с устойчивой тенденцией к росту. Ежегодный прирост образования ТБО в г. Уфе осуществляется темпами, почти совпадающими с динамикой объемов производства (в среднем - 2,58% за 2005 - 2008 гг.).

Существующая в г. Уфе система обращения с отходами основана преимущественно на захоронении их на свалках (полигонах) ТБО в районе п. Н. Черкассы (территория 105 га, под отходами - 50 га, рекультивировано - около 45 га). Для состава отходов характерно снижение доли строительных отходов на 6,4% (2006 - 2009 гг.) и увеличение доли пищевых отходов на 8,8% (2006 - 2009 гг.).

В целях совершенствования городской системы управления отходами, ориентированной на ресурсосбережение, решением Совета г. Уфы N 22/11 от 23.12.2009 утверждена городская целевая программа "Развитие полигона промышленных и ТБО в районе п. Нов. Черкассы в Орджоникидзевском районе г. Уфы на период 2010 - 2015 годов".

Энергетическое загрязнение на территории г. Уфы. Энергетическое загрязнение - характерная черта современных мегаполисов, в которых сосредоточены базовые (передающие) станции сотовой, телефонной и др. связи, электростанции, линии электропередач, источники шума: промышленные предприятия, автотранспорт (автодороги, перекрестки, остановки) и др. Тем не менее, объективный и систематический мониторинг энергетического загрязнения на территории городского округа город Уфа РБ с целью уточнения рыночной стоимости земли и жилищного фонда не проводится.

Для обеспечения сохранности здоровья населения города в условиях энергетического загрязнения необходима разработка и реализации программы "Снижение энергетического загрязнения г. Уфы", включающая:

- оценку условий проживания в жилых зданиях и помещениях;

- планирование градостроительных мероприятий с учетом сохранения, оздоровления и совершенствования зеленых насаждений (в том числе установка шумозащитных экранов с учетом шумозащитных свойств рельефа местности и зеленых насаждений);

- разработка и внедрение системы мониторинга, картирования и жесткого контроля энергетического загрязнения территории г. Уфы.

Цели и задачи. Целью муниципальной политики в области охраны окружающей среды является содействие формированию экологического каркаса городского пространства, обеспечивающего снижение экологических рисков для населения города.

Реализация данной целевой установки может быть обеспечена в рамках следующих направлений и мероприятий:

1. Повышение качественных характеристик водных объектов на основе увеличения мощности и строительства новых очистных сооружений, в том числе по очистке ливневых стоков, широкого внедрения методов рационального водопользования, природоприближенной экореабилитации водных объектов.

2. Повышение качества атмосферного воздуха за счет уменьшения выбросов загрязняющих веществ путем:

- оптимизации транспортно-дорожной сети города;

- совершенствования методов очистки выбросов от всех видов источников, внедрения системы мониторинга и контроля качества атмосферного воздуха;

- использования экологически чистых видов топлива.

3. Развитие и благоустройство рекреационных зон на основе создания парковых зон, зон отдыха.

4. Снижение негативного влияния бытовых и промышленных отходов, в особенности, в части устранения рисков, связанных с отсутствием систем демеркуризации отходов на основе создания и совершенствования комплексной системы управления в сфере обращения с отходами, строительства мусороперерабатывающего завода.

5. Снижение энергетического загрязнения окружающей среды, обусловленное высоким сосредоточением и развитием средств связи, систем электроснабжения и транспортной инфраструктуры. Включает комплекс программных мероприятий по снижению уровня шумового и электромагнитного загрязнения в городе для обеспечения сохранности здоровья населения и комфортных условий проживания в жилых зданиях и помещениях.

6. Формирование экологического мировоззрения и культуры. Реализация вышеперечисленных задач и уровень их эффективности во многом определяются отношением населения города к проблемам ухудшения качества окружающей среды и ресурсосбережения. Одним из основных факторов, способствующих формированию экологического мировоззрения горожан на всех этапах развития личности и на всех уровнях управления, является:

- разработка экологического паспорта г. Уфы, позволяющего нивелировать труднодоступность и фрагментарный характер информации о состоянии окружающей среды в городе;

- интенсификация процесса переподготовки и повышения квалификации кадров в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- использование и благоустройство территории кладбищ в существующих границах, создание мемориальных зон на месте закрытых кладбищ, создание новых мест захоронений и строительство крематория;