СОВЕТ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

от 23 декабря 2009 года N 22/11

О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ПОЛИГОНА ПРОМЫШЛЕННЫХ И ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В РАЙОНЕ П. НОВЫЕ ЧЕРКАССЫ В ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД 2010 - 2015 ГОДОВ"


В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 24 статьи 4 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в целях снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека, сохранения и дальнейшего уменьшения объемов образования отходов, определения первоочередных задач, механизмов их реализации, направленных на совершенствование городской системы управления отходами, ориентированной на ресурсосбережение, Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан решил:

1. Утвердить городскую целевую программу "Развитие полигона промышленных и твердых бытовых отходов в районе п. Новые Черкассы в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период 2010 - 2015 годов" (приложение N 1).

2. Территориальному финансовому управлению Министерства финансов Республики Башкортостан на территории города Уфы Республики Башкортостан предусмотреть в бюджете городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2010 год и на период по 2015 год включительно средства на реализацию городской целевой программы "Развитие полигона промышленных и твердых бытовых отходов в районе п. Новые Черкассы в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период 2010 - 2015 годов".

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по городскому хозяйству, застройке, земельным и имущественным отношениям (Носков А.В.).

Председатель
Совета городского
округа город Уфа
Республики Башкортостан
И.НИГМАТУЛЛИН





Приложение N 1
к решению Совета
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
от 23 декабря 2009 года N 22/11



 ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПОЛИГОНА ПРОМЫШЛЕННЫХ И ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В РАЙОНЕ П. НОВЫЕ ЧЕРКАССЫ В ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД 2010 - 2015 ГОДОВ"

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



┌════════════════┬════════════════════════════════════════════════════════‰
│1.  Наименование│"Развитие  полигона  промышленных  и   твердых   бытовых│
│Программы       │отходов в районе п. Новые Черкассы  в  Орджоникидзевском│
│                │районе   городского   округа   город   Уфа    Республики│
│                │Башкортостан на период 2010 - 2015 годов"               │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│2. Основание для│- Федеральный закон от 24 июня 1998  года  N  89-ФЗ  "Об│
│разработки      │отходах производства и потребления";                    │
│Программы       │- Закон Республики Башкортостан от 30 декабря 1998  года│
│                │N 195-з "Об отходах производства и потребления";        │
│                │-  Республиканская   целевая   программа   "Экология   и│
│                │природные ресурсы Республики Башкортостан на  период  до│
│                │2015 года";                                             │
│                │- Постановление Правительства Республики Башкортостан от│
│                │22  мая  2009  года  N  185  "О  реализации  мероприятий│
│                │Республиканской целевой программы "Экология и  природные│
│                │ресурсы Республики Башкортостан на период до 2015 года" │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│3.      Заказчик│- Администрация городского округа город  Уфа  Республики│
│Программы       │Башкортостан;                                           │
│                │- Управление коммунального хозяйства  и  благоустройства│
│                │Администрации городского  округа  город  Уфа  Республики│
│                │Башкортостан                                            │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│4.   Разработчик│ООО НПФ "Уральские промышленные технологии"             │
│Программы       │                                                        │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│5. Цели и задачи│-  определение  первоочередных  задач,   механизмов   их│
│Программы       │реализации, направленных на совершенствование  городской│
│                │системы   управления   отходами,   ориентированной    на│
│                │ресурсосбережение;                                      │
│                │- сокращение объемов образования отходов;               │
│                │-  предотвращение  образования  отходов  (принцип  "ноль│
│                │отходов");                                              │
│                │- снижение негативного воздействия отходов на окружающую│
│                │среду и здоровье человека;                              │
│                │- совершенствование нормативной правовой базы в  области│
│                │обращения с отходами;                                   │
│                │- разработка муниципальной стратегии и плана действий по│
│                │управлению отходами на всех этапах обращения  с  ними  с│
│                │учетом современного состояния развития городского округа│
│                │город Уфа Республики Башкортостан;                      │
│                │-  создание  благоприятных   условий   для   привлечения│
│                │инвестиций в сферу обращения с отходами;                │
│                │- создание и развитие сети  предприятий,  осуществляющих│
│                │сбор, переработку и обезвреживание отходов;             │
│                │- разработка и внедрение новых технологий;              │
│                │- оптимизация мест  размещения  отходов  производства  и│
│                │потребления;                                            │
│                │-   расширение   международного    и    межрегионального│
│                │партнерства  в  области  охраны   окружающей   среды   и│
│                │ресурсосбережения;                                      │
│                │-  формирование   общественного   сознания,   реализация│
│                │образовательных  программ  среди  населения  в   области│
│                │ресурсосбережения, охраны окружающей среды              │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│6. Сроки и этапы│Программа принята на срок 2010 - 2015 годы, в т.ч.:     │
│реализации      │I этап - 2010 - 2012 годы;                              │
│Программы       │II этап - 2013 год;                                     │
│                │III этап - 2014 - 2015 годы                             │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│7.    Финансовое│Общий объем финансирования  Программы  составляет  350,0│
│обеспечение     │млн. рублей, в т.ч.:                                    │
│Программы       ├════════════════════════════════════════════════════════┤
│                │           Этапы                 Стоимость этапов,      │
│                │                                    млн. рублей         │
│                ├════════════════════════════════════════════════════════┤
│                │I этап                                 176,45           │
│                ├════════════════════════════════════════════════════════┤
│                │II этап                                133,55           │
│                ├════════════════════════════════════════════════════════┤
│                │III этап                                40,00           │
│                ├════════════════════════════════════════════════════════┤
│                │Всего                                  350,0            │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│8.     Ожидаемый│- ликвидация несанкционированного размещения  отходов  и│
│эффект        от│санитарное благополучие населения;                      │
│реализации      │- уменьшение объемов захоронения отходов производства  и│
│Программы       │потребления на полигоне ТБО;                            │
│                │-   снижение   объемов    захораниваемых    твердых    и│
│                │крупногабаритных   отходов   за   счет   извлечения    и│
│                │переработки вторичных ресурсов;                         │
│                │- обеспечение гарантированного приема на полигон твердых│
│                │бытовых отходов;                                        │
│                │-    уменьшение    негативного    воздействия    отходов│
│                │производства и потребления на окружающую среду;         │
│                │- оптимизация объема отходов, подлежащих захоронению    │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│9.       Система│Текущее управление реализацией Программы  осуществляется│
│организации     │Управлением коммунального  хозяйства  и  благоустройства│
│управления     и│Администрации городского  округа  город  Уфа  Республики│
│контроля      за│Башкортостан.                                           │
│реализацией     │Контроль   за    реализацией    мероприятий    Программы│
│Программы       │осуществляет  постоянная  комиссия   Совета   городского│
│                │округа город Уфа Республики Башкортостан  по  городскому│
│                │хозяйству,   застройке,   земельным   и    имущественным│
│                │отношениям.                                             │
│                │Заказчик Программы один раз  в  полугодие  до  15  числа│
│                │месяца, следующего за  отчетным,  представляет  отчет  о│
│                │ходе реализации Программы в постоянную  комиссию  Совета│
│                │городского округа город Уфа Республики  Башкортостан  по│
│                │городскому    хозяйству,    застройке,    земельным    и│
│                │имущественным   отношениям   и   Управление    экономики│
│                │Администрации городского  округа  город  Уфа  Республики│
│                │Башкортостан                                            │
└════════════════┴════════════════════════════════════════════════════════…

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ


 1. Введение

Республика Башкортостан является одним из наиболее промышленно развитых регионов Российской Федерации. Природные богатства предопределили развитие на ее территории горнодобывающей, перерабатывающей, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической отраслей промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта, позволили развить сельское хозяйство.

В Республике Башкортостан функционирует более шести с половиной тысяч промышленных предприятий. При этом концентрация промышленного производства существенно превышает общероссийские показатели, особенно в части предприятий нефтепереработки, химии и нефтехимии, что обусловило не только рост экономической мощи республики, но и привело к созданию целого ряда серьезных экологических проблем, в том числе и в области обращения с отходами производства и потребления.

Уфа - столица Республики Башкортостан, на территории которой находятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти Республики. Уфа является политическим, промышленным, финансовым, научным и культурным центром Республики Башкортостан, в котором проживает более 25% населения республики.

Основными причинами обострения экологических проблем в области обращения с отходами являются:

- высокий уровень износа на предприятиях технологического оборудования;

- использование многоотходных технологий;

- низкие темпы внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Ежегодно в Уфе образуется более 0,45 млн. т промышленных отходов, около 1,2 млн. т твердых бытовых отходов.

Средний уровень использования отходов в качестве вторичных ресурсов на протяжении ряда лет составляет около 15% от общего годового объема их образования. В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, полимерные и древесные отходы. Слабо вовлекаются в хозяйственное использование отходы потребления.

Существующая в настоящее время в городе Уфе система обращения с отходами основана преимущественно на захоронении их на полигоне твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в пос. Н. Черкассы и на свалках промышленных предприятий.

В городе Уфе крайне медленными темпами внедряется система раздельного сбора отходов, особенно компонентов ТБО. Из-за отсутствия раздельного сбора отходов вместе с пищевыми отходами, бумагой, полимерной и другой тарой выбрасываются банки с остатками красок, ядохимикатов, лаков, разбитые ртутьсодержащие приборы и лампы, лекарства и прочее. Токсичные компоненты отходов в виде фильтрата представляют потенциальную угрозу окружающей среде.

Особую проблему представляют промышленные отходы. Совокупность опасных свойств, характерных для промышленных отходов (токсичность, пожаро- и взрывоопасность и др.), создает особый риск для здоровья населения и окружающей среды. Нежелание (или отсутствие возможностей) предприятий вкладывать финансовые средства в создание замкнутых технологических циклов, в которых отходы, образующиеся в одном технологическом цикле, являются сырьем для другого, приводит к увеличению объемов размещения отходов на свалках (полигонах) ТБО. Несовершенство системы учета образования и "движения" отходов приводит к несанкционированному размещению токсичных промышленных отходов на берегах рек, водоемов, в пригородных лесах и т.д.

Низкий уровень экологической культуры населения способствует захламлению территорий в местах массового отдыха горожан, вокруг садовых и дачных участков, вдоль автомобильных и железных дорог и т.д.

Помимо экологических аспектов, проблема отходов имеет и экономическую сторону. Отходы, как промышленные, так и бытовые, являются источниками вторичного сырья, переработка которых может дать существенную экономию природных ресурсов.

Создание и развитие производств (установок) по сбору, переработке и обезвреживанию отходов помогут решить и социальную проблему, обеспечив создание новых рабочих мест для жителей столицы.


2. Характеристика проблемы

В сфере обращения с отходами необходима разработка экологически ориентированных методов управления с одновременным решением экономических задач. Анализ воздействия отходов на окружающую среду, применение ресурсосберегающих технологий, нормативное правовое регулирование в сфере обращения с отходами - основы эффективной системы управления отходами, ориентированной на решение комплекса экологических и санитарно-гигиенических задач, сокращение объемов образования отходов, возвращение их в экономический цикл в качестве вторичных материальных ресурсов и уменьшение объемов их размещения на свалках (полигонах) ТБО.

Система управления отходами представляет собой совокупность принципов, методов, средств и форм управления потоками отходов в целях повышения эффективности их удаления, обезвреживания и переработки с одновременным снижением затрат.

Успешное решение проблемы регулирования возрастающего потока отходов возможно только на основе разработки и реализации единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Для успешного решения проблемы отходов необходимо создать конкурентную среду, стимулирующую участие субъектов малого предпринимательства в этой сфере, при необходимости ввести тендерные условия при заключении контрактов на проведение работ по сбору, транспортировке, переработке и захоронению отходов. Цепочка в области обращения с отходами должна быть замкнута таким образом, чтобы в городе была организована инфраструктура по переработке вторичных ресурсов, извлеченных из отходов, то есть приоритет в сфере обращения с отходами должен отдаваться переработке отходов в противовес их захоронению на свалках (полигонах) ТБО. При этом приоритетным направлением является реализация мер, направленных на предотвращение (или снижение) объемов образующихся отходов.

Для обеспечения экологически безопасного обращения с отходами на территории г. Уфы необходимо вести работу по следующим направлениям:

- модернизация производств, внедрение малоотходных технологий;

- развитие и совершенствование системы рециклинга отходов;

- уменьшение объемов размещаемых на полигоне ТБО промышленных и бытовых отходов, минимизация количества объектов размещения отходов, предупреждение их рассеивания или потерь в процессе перегрузки, транспортировки и промежуточного складирования;

- восстановление земель, загрязненных отходами (санация территорий, подвергшихся негативному воздействию отходов);

- создание и развитие сети пунктов раздельного сбора и переработки вторичного сырья;

- внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий переработки отходов;

- повышение эффективности и результативности контроля за возникновением несанкционированных свалок и их ликвидацией;

- развитие автоматизированной системы учета отходов;

- повышение роли органов местного самоуправления в осуществлении полномочий в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»