РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2009 года N 22/11
О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ПОЛИГОНА ПРОМЫШЛЕННЫХ И ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В РАЙОНЕ П. НОВЫЕ ЧЕРКАССЫ В ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД 2010 - 2015 ГОДОВ"
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 24 статьи 4 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в целях снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека, сохранения и дальнейшего уменьшения объемов образования отходов, определения первоочередных задач, механизмов их реализации, направленных на совершенствование городской системы управления отходами, ориентированной на ресурсосбережение, Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан решил:
1. Утвердить городскую целевую программу "Развитие полигона промышленных и твердых бытовых отходов в районе п. Новые Черкассы в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период 2010 - 2015 годов" (приложение N 1).
2. Территориальному финансовому управлению Министерства финансов Республики Башкортостан на территории города Уфы Республики Башкортостан предусмотреть в бюджете городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2010 год и на период по 2015 год включительно средства на реализацию городской целевой программы "Развитие полигона промышленных и твердых бытовых отходов в районе п. Новые Черкассы в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период 2010 - 2015 годов".
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по городскому хозяйству, застройке, земельным и имущественным отношениям (Носков А.В.).
Председатель
Совета городского
округа город Уфа
Республики Башкортостан
И.НИГМАТУЛЛИН
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПОЛИГОНА ПРОМЫШЛЕННЫХ И ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В РАЙОНЕ П. НОВЫЕ ЧЕРКАССЫ В ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД 2010 - 2015 ГОДОВ"
┌════════════════┬════════════════════════════════════════════════════════‰
│1. Наименование│"Развитие полигона промышленных и твердых бытовых│
│Программы │отходов в районе п. Новые Черкассы в Орджоникидзевском│
│ │районе городского округа город Уфа Республики│
│ │Башкортостан на период 2010 - 2015 годов" │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│2. Основание для│- Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об│
│разработки │отходах производства и потребления"; │
│Программы │- Закон Республики Башкортостан от 30 декабря 1998 года│
│ │N 195-з "Об отходах производства и потребления"; │
│ │- Республиканская целевая программа "Экология и│
│ │природные ресурсы Республики Башкортостан на период до│
│ │2015 года"; │
│ │- Постановление Правительства Республики Башкортостан от│
│ │22 мая 2009 года N 185 "О реализации мероприятий│
│ │Республиканской целевой программы "Экология и природные│
│ │ресурсы Республики Башкортостан на период до 2015 года" │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│3. Заказчик│- Администрация городского округа город Уфа Республики│
│Программы │Башкортостан; │
│ │- Управление коммунального хозяйства и благоустройства│
│ │Администрации городского округа город Уфа Республики│
│ │Башкортостан │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│4. Разработчик│ООО НПФ "Уральские промышленные технологии" │
│Программы │ │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│5. Цели и задачи│- определение первоочередных задач, механизмов их│
│Программы │реализации, направленных на совершенствование городской│
│ │системы управления отходами, ориентированной на│
│ │ресурсосбережение; │
│ │- сокращение объемов образования отходов; │
│ │- предотвращение образования отходов (принцип "ноль│
│ │отходов"); │
│ │- снижение негативного воздействия отходов на окружающую│
│ │среду и здоровье человека; │
│ │- совершенствование нормативной правовой базы в области│
│ │обращения с отходами; │
│ │- разработка муниципальной стратегии и плана действий по│
│ │управлению отходами на всех этапах обращения с ними с│
│ │учетом современного состояния развития городского округа│
│ │город Уфа Республики Башкортостан; │
│ │- создание благоприятных условий для привлечения│
│ │инвестиций в сферу обращения с отходами; │
│ │- создание и развитие сети предприятий, осуществляющих│
│ │сбор, переработку и обезвреживание отходов; │
│ │- разработка и внедрение новых технологий; │
│ │- оптимизация мест размещения отходов производства и│
│ │потребления; │
│ │- расширение международного и межрегионального│
│ │партнерства в области охраны окружающей среды и│
│ │ресурсосбережения; │
│ │- формирование общественного сознания, реализация│
│ │образовательных программ среди населения в области│
│ │ресурсосбережения, охраны окружающей среды │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│6. Сроки и этапы│Программа принята на срок 2010 - 2015 годы, в т.ч.: │
│реализации │I этап - 2010 - 2012 годы; │
│Программы │II этап - 2013 год; │
│ │III этап - 2014 - 2015 годы │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│7. Финансовое│Общий объем финансирования Программы составляет 350,0│
│обеспечение │млн. рублей, в т.ч.: │
│Программы ├════════════════════════════════════════════════════════┤
│ │ Этапы Стоимость этапов, │
│ │ млн. рублей │
│ ├════════════════════════════════════════════════════════┤
│ │I этап 176,45 │
│ ├════════════════════════════════════════════════════════┤
│ │II этап 133,55 │
│ ├════════════════════════════════════════════════════════┤
│ │III этап 40,00 │
│ ├════════════════════════════════════════════════════════┤
│ │Всего 350,0 │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│8. Ожидаемый│- ликвидация несанкционированного размещения отходов и│
│эффект от│санитарное благополучие населения; │
│реализации │- уменьшение объемов захоронения отходов производства и│
│Программы │потребления на полигоне ТБО; │
│ │- снижение объемов захораниваемых твердых и│
│ │крупногабаритных отходов за счет извлечения и│
│ │переработки вторичных ресурсов; │
│ │- обеспечение гарантированного приема на полигон твердых│
│ │бытовых отходов; │
│ │- уменьшение негативного воздействия отходов│
│ │производства и потребления на окружающую среду; │
│ │- оптимизация объема отходов, подлежащих захоронению │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│9. Система│Текущее управление реализацией Программы осуществляется│
│организации │Управлением коммунального хозяйства и благоустройства│
│управления и│Администрации городского округа город Уфа Республики│
│контроля за│Башкортостан. │
│реализацией │Контроль за реализацией мероприятий Программы│
│Программы │осуществляет постоянная комиссия Совета городского│
│ │округа город Уфа Республики Башкортостан по городскому│
│ │хозяйству, застройке, земельным и имущественным│
│ │отношениям. │
│ │Заказчик Программы один раз в полугодие до 15 числа│
│ │месяца, следующего за отчетным, представляет отчет о│
│ │ходе реализации Программы в постоянную комиссию Совета│
│ │городского округа город Уфа Республики Башкортостан по│
│ │городскому хозяйству, застройке, земельным и│
│ │имущественным отношениям и Управление экономики│
│ │Администрации городского округа город Уфа Республики│
│ │Башкортостан │
└════════════════┴════════════════════════════════════════════════════════…
Республика Башкортостан является одним из наиболее промышленно развитых регионов Российской Федерации. Природные богатства предопределили развитие на ее территории горнодобывающей, перерабатывающей, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической отраслей промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта, позволили развить сельское хозяйство.
В Республике Башкортостан функционирует более шести с половиной тысяч промышленных предприятий. При этом концентрация промышленного производства существенно превышает общероссийские показатели, особенно в части предприятий нефтепереработки, химии и нефтехимии, что обусловило не только рост экономической мощи республики, но и привело к созданию целого ряда серьезных экологических проблем, в том числе и в области обращения с отходами производства и потребления.
Уфа - столица Республики Башкортостан, на территории которой находятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти Республики. Уфа является политическим, промышленным, финансовым, научным и культурным центром Республики Башкортостан, в котором проживает более 25% населения республики.
Основными причинами обострения экологических проблем в области обращения с отходами являются:
- высокий уровень износа на предприятиях технологического оборудования;
- использование многоотходных технологий;
- низкие темпы внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий.
Ежегодно в Уфе образуется более 0,45 млн. т промышленных отходов, около 1,2 млн. т твердых бытовых отходов.
Средний уровень использования отходов в качестве вторичных ресурсов на протяжении ряда лет составляет около 15% от общего годового объема их образования. В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, полимерные и древесные отходы. Слабо вовлекаются в хозяйственное использование отходы потребления.
Существующая в настоящее время в городе Уфе система обращения с отходами основана преимущественно на захоронении их на полигоне твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в пос. Н. Черкассы и на свалках промышленных предприятий.
В городе Уфе крайне медленными темпами внедряется система раздельного сбора отходов, особенно компонентов ТБО. Из-за отсутствия раздельного сбора отходов вместе с пищевыми отходами, бумагой, полимерной и другой тарой выбрасываются банки с остатками красок, ядохимикатов, лаков, разбитые ртутьсодержащие приборы и лампы, лекарства и прочее. Токсичные компоненты отходов в виде фильтрата представляют потенциальную угрозу окружающей среде.
Особую проблему представляют промышленные отходы. Совокупность опасных свойств, характерных для промышленных отходов (токсичность, пожаро- и взрывоопасность и др.), создает особый риск для здоровья населения и окружающей среды. Нежелание (или отсутствие возможностей) предприятий вкладывать финансовые средства в создание замкнутых технологических циклов, в которых отходы, образующиеся в одном технологическом цикле, являются сырьем для другого, приводит к увеличению объемов размещения отходов на свалках (полигонах) ТБО. Несовершенство системы учета образования и "движения" отходов приводит к несанкционированному размещению токсичных промышленных отходов на берегах рек, водоемов, в пригородных лесах и т.д.
Низкий уровень экологической культуры населения способствует захламлению территорий в местах массового отдыха горожан, вокруг садовых и дачных участков, вдоль автомобильных и железных дорог и т.д.
Помимо экологических аспектов, проблема отходов имеет и экономическую сторону. Отходы, как промышленные, так и бытовые, являются источниками вторичного сырья, переработка которых может дать существенную экономию природных ресурсов.
Создание и развитие производств (установок) по сбору, переработке и обезвреживанию отходов помогут решить и социальную проблему, обеспечив создание новых рабочих мест для жителей столицы.
В сфере обращения с отходами необходима разработка экологически ориентированных методов управления с одновременным решением экономических задач. Анализ воздействия отходов на окружающую среду, применение ресурсосберегающих технологий, нормативное правовое регулирование в сфере обращения с отходами - основы эффективной системы управления отходами, ориентированной на решение комплекса экологических и санитарно-гигиенических задач, сокращение объемов образования отходов, возвращение их в экономический цикл в качестве вторичных материальных ресурсов и уменьшение объемов их размещения на свалках (полигонах) ТБО.
Система управления отходами представляет собой совокупность принципов, методов, средств и форм управления потоками отходов в целях повышения эффективности их удаления, обезвреживания и переработки с одновременным снижением затрат.
Успешное решение проблемы регулирования возрастающего потока отходов возможно только на основе разработки и реализации единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Для успешного решения проблемы отходов необходимо создать конкурентную среду, стимулирующую участие субъектов малого предпринимательства в этой сфере, при необходимости ввести тендерные условия при заключении контрактов на проведение работ по сбору, транспортировке, переработке и захоронению отходов. Цепочка в области обращения с отходами должна быть замкнута таким образом, чтобы в городе была организована инфраструктура по переработке вторичных ресурсов, извлеченных из отходов, то есть приоритет в сфере обращения с отходами должен отдаваться переработке отходов в противовес их захоронению на свалках (полигонах) ТБО. При этом приоритетным направлением является реализация мер, направленных на предотвращение (или снижение) объемов образующихся отходов.
Для обеспечения экологически безопасного обращения с отходами на территории г. Уфы необходимо вести работу по следующим направлениям:
- модернизация производств, внедрение малоотходных технологий;
- развитие и совершенствование системы рециклинга отходов;
- уменьшение объемов размещаемых на полигоне ТБО промышленных и бытовых отходов, минимизация количества объектов размещения отходов, предупреждение их рассеивания или потерь в процессе перегрузки, транспортировки и промежуточного складирования;
- восстановление земель, загрязненных отходами (санация территорий, подвергшихся негативному воздействию отходов);
- создание и развитие сети пунктов раздельного сбора и переработки вторичного сырья;
- внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий переработки отходов;
- повышение эффективности и результативности контроля за возникновением несанкционированных свалок и их ликвидацией;
- развитие автоматизированной системы учета отходов;
- повышение роли органов местного самоуправления в осуществлении полномочий в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления;