ПЕРМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 22 апреля 2003 года N 35

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГОРОДСКИХ МИКРОРАЙОНОВ" НА 2003-2005 ГГ.

(в редакции решения Пермской городской Думы от 20.04.2004 N 49)

Заслушав предложения администрации города об утверждении Программы "Развитие городских микрорайонов" на 2003-2005 гг, Пермская городская Дума решила:

(абз. в ред. решения Пермской гор. Думы от 20.01.2004 N 5)

1. Утвердить Программу "Развитие городских микрорайонов" на 2003-2005 гг. согласно приложению.

2. Утвердить на 2003 год бюджетное финансирование Программы "Развитие городских микрорайонов" на 2003-2005 гг. в сумме 12000,0 тыс. руб.

3. Контроль исполнения решения возложить на комиссию Пермской городской Думы по местному самоуправлению (Саулин В.А.).

Глава города
А.Л.КАМЕНЕВ






Приложение
к решению
Пермской городской Думы
от 22.04.2003 N 35

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ГОРОДСКИХ МИКРОРАЙОНОВ"

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



1.1. Регистрационный

номер программы

1.2. Полное             Городская целевая программа "Развитие

наименование программы  городских микрорайонов"

1.3. Краткое название   ГЦП "Городские микрорайоны"

(в ред. решения Пермской гор. Думы от 20.01.2004 N 5)

1.4. Цель программы     Решение наиболее острых проблем окраинных

                        территорий через проекты развития

                        городского пространства

1.5. Муниципальный      Администрация города Перми в лице Главы

заказчик программы      города А.Л.Каменева и Пермская городская

                        Дума в лице председателя Пермской

                        городской Думы В.А.Сухих

1.6. Руководитель       Первый заместитель Главы города

программы               В.И.Цыганков

1.7. Исполнители        - Отраслевые комитеты и управления

                          администрации г. Перми

                        - районные администрации г. Перми,

                        - Пермская городская Дума

1.8. Сроки реализации   2003-2005 гг.

программы

1.9. Финансирование     Предполагаемые    ежегодные    объемы

программы               финансирования за счет средств

                        городского бюджета составляют:

                        12000,0 тыс. руб.

                        Объемы финансирования на последующие

                        годы уточняются и утверждаются

                        ежегодно.


2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ


Интересы населения (избирателей) - набор вопросов, связанных с повседневными нуждами и заботами горожан, направленными на удовлетворения материальных и культурных потребностей, выражаемый в количестве и качестве потребляемых благ и услуг. По сути дела является аналогом понятия "качество жизни населения".

Качество жизни населения - комплексная характеристика удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, сложившихся условий жизнедеятельности и свободного развития отдельного человека и общества в целом.

Императивный мандат - правило, согласно которому депутат представительного органа власти связан наказами избирателей и во всей своей деятельности ответственен перед ними.

Проект развития - разработанный план действий с финансовым обоснованием необходимых затрат.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Введение


Городская целевая программа "Развитие городских микрорайонов" разработана согласно решению Пермской городской Думы от 21.09.1999 N 102 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации городских целевых программ".

Программа направлена на комплексное решение наиболее острых проблем окраинных территорий города с целью повышения качества жизни населения.

Программа носит среднесрочный характер и рассчитана на период 2003-2005 годы.

Важными условиями реализации программы являются обеспечение информационного сопровождения, гласности проводимых программных мероприятий, участие в реализации программы органов территориального самоуправления и инициативных групп граждан, контроль со стороны депутатского корпуса в пределах сферы полномочий.

3.2. Характеристика проблемы


Состояние социально-экономической сферы современного города определяется теми моделями развития, которые реализовывались в нем в исторически недавнем прошлом. Особенности развития города задавала специфика базового производства, вокруг которого он разворачивался. Все городские инфраструктуры, обеспечивающие жизнь людей в рамках этой модели развития, обязательно привязывались к развитию базового производства. Производственная идеология была определяющей также в образовательном и культурном отношениях, оказываясь, таким образом, абсолютным центром социальной сферы.

В рамках индустриальной модели развития механизмы, обеспечивающие поддержание и развитие социальной сферы, обеспечивались базовым производством и государственным участием. Сегодня централизованное государственное участие резко ослабло, а предприятия резко сбрасывают свой "социально-бытовой сектор" как несоответствующий основному характеру их деятельности в условиях открытого рынка. Городские власти не имеют ни средств, необходимых для его поддержания, ни управленческих технологий, соответствующих сегодняшним реалиям. Кроме того, город как "зеркало" отражает общеэкономическое состояние России.

Отсюда множество проблем - от динамики и структуры населения до развития городских коммунальных служб, благоустройства и озеленения, т.е. предметов ведения местного самоуправления. Наиболее значимые общегородские проблемы решаются через отраслевые или комплексные городские целевые программы.

Социально-экономической ситуации в разрезе районов (и микрорайонов) присущи те же проблемы, что и городу в целом. Однако исторически сложившиеся особенности территориально-отраслевой структуры города, специфика их социально экономического развития обусловили территориальную дифференциацию интенсивности проявления этих проблем. Отсюда, проблемы не приоритетные для города в целом, а, следовательно, в условиях бюджетного дефицита решаемые далеко не в первую очередь, для отдельных районов (или микрорайонов) выходят на первый план. Зачастую они в значительной степени обусловлены окраинным положением данных территорий. Раньше их решение было возможным за счет средств внебюджетных районных фондов, которые были ликвидированы в связи с изменением налогового законодательства.

Свидетельством же наличия таких проблем служат как данные социально-экономического мониторинга, так и жалобы, предложения и обращения населения в различные инстанции и в первую очередь к депутатам, поскольку именно они представляют интересы своих избирателей, находятся ближе к последним, несут ответственность за свою деятельность перед представляемыми ими гражданами.

Наивысшей формой ответственности является отзыв соответствующего выборного лица (в соответствии с п. "и" ст. 3 Закона Пермской области от 22.12.1995 N 362-60 "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Пермской области"). В течение длительного времени в отечественной юридической литературе право отзыва депутатов избирателями связывалось исключительно с императивным мандатом, предполагающим строгое следование наказам избирателей. Однако, как представляется, право отзыва выборного должностного лица вытекает из существа представительства. Ведь представляемый всегда вправе сменить своего представителя, если последний не оправдал доверия. При этом не так уж важно, получил ли представитель какие-либо специальные наказы от избирателей, или граждане передали ему те или иные полномочия, выразив свою волю в самой общей форме. Таким образом, если выборное лицо после избрания поступает вопреки тому, что провозглашалось в ходе предвыборной программы, то доверие избирателей, скорее всего, будет утрачено, что отрицательно скажется как на авторитете власти, государства, так и на стабильности местного самоуправления. Участие же депутатов в решении локальных социальных проблем тех окраинных территорий, которые входят в их избирательные округа, повышает эффективность деятельности местного самоуправления.

представители,

     ┌═════════════‰ методические документы                             ┌══════════════‰
     │  Городская  ├══════════════════‰                                 │  Пермская    │
     │администрация│                  │                                 │городская Дума│
     └═══┬══════┬══…                  │                                 └┬═════════════…
┌════════…      │                     │                                  │
│отчет об       │     финансовые      │                   представители  │
│использовании  │      средства       │            ┌═════════════════════…
│финансовых     │                     │            │
│средств и      │                     │            │
└═══════‰       \/                    \/           \/
     ┌══┴══════════‰  представители,┌════════════════‰
     │             │    финансовые  │                │  представители,
     │  Районная   │     средства   │  Инициативная  │  дополнительные
     │администрация├═══════════════>│группа во главе │финансовые средства
     │             │<═══════════════┤с депутатом (при│                    ┌══════════════‰
     └═════════════…    отчет об    │администрации   │<═══════════════════┤Общественность│

                     эффективности  │    района      ├═══════════════════>│              │
                        проекта     │                │отчет о выполнении  └══════════════…

                                    └═══┬════════════…     проекта
                                        │
                                        │проект, финансирование,
                                        │контроль деятельности

                                        \/

                              ┌═════════════════════‰
                              │ Исполнитель проекта │
                              │(победитель конкурса)│
                              └═════════════════════…


Рис. 1. Схема организационной структуры

Таким образом, имеются проблемы, которые не носят общегородского характера, но, тем не менее, вызывают недовольство населения, т.к. отрицательно сказываются на качестве его жизни. В силу локальности, на них не всегда распространяется действие городских целевых программ. Решение этих проблем возможно через небольшие проекты развития городского пространства посредством объединения усилий органов местного самоуправления, районных администраций, органов территориального общественного самоуправления (ОТОС), общественных организаций, жителей города, коммерческих организаций и предпринимателей при участии и контроле депутатского корпуса. В проекты должны включаться только мероприятия, не вошедшие в другие городские целевые программы.

Залогом эффективной координации локальных проблем по программе является ее квалифицированный менеджмент, поэтому целесообразно наличие специальной структуры (рис. 1). Это могут быть, например, инициативные группы, создаваемые в пределах одного или нескольких окраинных микрорайонов из представителей районных администраций, структурных подразделений городской администрации, бизнеса и общественности при администрации района. Во главе группы должен стоять депутат как выборное лицо, призванное представлять интересы избирателей.

3.3. Основные цели и задачи программы


Основной целью программы является повышение качества жизни населения путем решения наиболее острых проблем городских микрорайонов. Задачи программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем:

(абз. в ред. решения Пермской гор. Думы от 20.01.2004 N 5)

- основываясь на результатах комплексного анализа внутренних закономерностей, стартовых условий и исходных предпосылок, внешних факторов, влияющих на социально-экономическое развитие территорий, разработать проекты, направленные на решение локальных проблем;

- сформировать механизм непосредственной реализации проектов и контроля этого процесса со стороны депутатов и жителей города;

- осуществить реализацию проектов, направленных на решение выявленных проблем.

3.4. Направления реализации программы


Реализация программы предусматривается по следующим направлениям:

1. Организационное и методическое обеспечение программы.

2. Разработка и реализация проектов.

3. Информационная поддержка проектов.

По первому направлению необходимо:

разработать нормативные документы, определяющие порядок:

- распределения финансовых средств, направляемых на разработку и реализацию проектов из городского бюджета,

- привлечения средств из внебюджетных источников,

- формирования инициативных групп во главе с депутатами для определения наиболее актуальных проблем окраинных территорий в разрезе районов г. Перми,

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»