РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2004 года N 32
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЛИКВИДАЦИЯ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА 2004-2006 ГОДЫ"
(в редакции решения Пермской городской Думы от 18.10.2005 N 174)
В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Перми, а также реализации прав граждан на жилище Пермская городская Дума решила:
1. Утвердить городскую целевую программу "Ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2006 годы", согласно приложению.
2. Контроль исполнения решения возложить на комиссию Пермской городской Думы по городскому хозяйству и муниципальной собственности (Тебелев М.В.).
Глава города
А.Л.КАМЕНЕВ
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЛИКВИДАЦИИ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА 2004-2006 ГОДЫ"
Регистрационный номер 22
Наименование программы Городская целевая программа "Ликвидации
ветхого и аварийного жилищного фонда"
Цели программы Основной целью программы является
обеспечение безопасных условий проживания
горожан в муниципальном жилищном фонде.
Муниципальный заказчик программы Администрация города Перми
ул. Ленина, 23, г. Пермь, 614000, Россия
Глава города Перми
Каменев Аркадий Леонидович,
телефон: 34-33-02, факс: 12-47-02.
Координатор программы Департамент планирования и развития
территории города Перми
Руководитель программы Заместитель Главы города Перми, начальник
департамента планирования и развития
территории города Перми Головин А.В.
телефон: 34-02-89
Головной разработчик Департамент планирования и развития
территории города Перми,
ул. Ленина, 23, г. Пермь, 614000, Россия
Исполнители программы Департамент планирования и развития
территории города Перми, администрации
районов.
Участники программы Организации, определяемые на конкурсной
основе.
Характеристика проблемы По состоянию на 01.01.2003 года
муниципальный ветхий жилищный фонд города
Перми составлял 579 строений, в которых
проживает 10470 человек, в том числе 122
строения являются аварийными, в которых
проживает 2805 человек. Снижение объемов
строительства муниципального и
государственного жилья привело к отставанию
процесса ликвидации ветхого жилья от темпов
обветшания жилых домов. Так только за 2 года
с 2000г. по 2002 г. ветхий муниципальный
жилищный фонд увеличился на 44912,7 кв. м,
что составило 25% к показателям 2000 г.
В последние годы острота проблемы
усиливается в связи с ростом доли аварийного
жилья, которое реально угрожает жизни и
здоровью людей.
Сроки реализации программы 2004-2006 гг.
Объемы Предполагаемая потребность в финансовых
финансирования по источникам средствах на реализацию программы
и срокам составляет 600 млн. рублей.
В том числе:
средства бюджета города 150 млн. руб.
2004 г. - 50 млн. руб.
2005 г. - 70 млн. руб.
2006 г. - 30 млн. руб.
средства областного бюджета 150 млн. руб.
2004 г. - 50 млн. руб.
2005 г. - 70 млн. руб .
2006 г. - 30 млн. руб.
средства федерального бюджета 60 млн. руб.
2004 г. - 20 млн. руб.
2005 г. - 28 млн. руб.
2006 г. - 12 млн. руб.
внебюджетные источники 240 млн. руб.
2004 г. - 80 млн. руб.
2005 г. - 112 млн. руб.
2006 г. - 48 млн. руб.
Ветхое жилое здание (помещение) - жилое здание (помещение) с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик, установленных нормативными документами для действующих нагрузок и условий эксплуатации.
Аварийное жилое здание (помещение) - жилое здание (помещение), состояние которого угрожает безопасности проживания.
Договор найма - соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило в виде отдельной квартиры, в пределах нормы жилой площади, либо сохраняет право проживания по договору найма нанимателя в жилом помещении независимо от его площади, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и коммунальные услуги.
Благоустроенное жилое помещение - электрифицированное помещение, находящееся в зданиях капитального типа, построенных из дерева, кирпича, шлакоблочных, крупнопанельных, керамзитобетонных плит, оборудованных центральным отоплением, канализацией, газом, холодным и горячим водоснабжением.
Программа "Ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2006 годы" (далее именуется программа) разработана на основании Жилищного кодекса РСФСР и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и, рассчитана на 3 года.
По состоянию на 01.01.2003 года муниципальный ветхий жилищный фонд города Перми составлял 579 строений с общей жилой площадью 148680,7 кв. м, в которых проживает 10470 человек, в том числе 122 строения являются аварийными с общей площадью 34979,3 кв. м, в данных помещениях проживает 2805 человек.
Основными причинами возникновения ветхого и аварийного жилищного фонда в городе являются:
- естественное старение зданий;
- экстремальные условия формирования жилищного фонда в годы индустриализации, военного и послевоенного периода;
- ежегодное бюджетное недофинансирование капитального ремонта и текущего содержания жилья.
Вместе с тем следует отметить, что проблема ветхого жилищного фонда - это не новая проблема для города. Расселение семей, проживающих в ветхом фонде, всегда находилось в поле зрения органов местной власти, однако в настоящее время эта проблема встала наиболее остро. Снижение объемов строительства муниципального и государственного жилья привело к отставанию процесса ликвидации ветхого фонда от темпов обветшания жилищного фонда в целом. Так в 2000 году ветхий жилищный фонд составлял 173704,2 кв. м, в 2001 - 204043,4 кв. м, а в 2002 - 218616,9 кв. м.
Ликвидация ветхого жилищного фонда в городе прошла несколько этапов. Первый этап, начиная с середины шестидесятых и до конца восьмидесятых годов, имел своей целью ликвидацию бараков и жилья, рассчитанного на временное проживание граждан. Расселение семей, проживающих в ветхом жилье, производилось в основном за счет строительства государственного жилья. Большой процент среди ветхого жилищного фонда занимал ведомственный фонд. Ежегодно по линии министерств и ведомств планировались средства для строительства жилья, за счет которого производилось расселение ветхого жилищного фонда.
Второй этап ликвидации ветхого жилищного фонда, начавшийся в 90-х годах, характеризовался поквартирным отселением жителей из помещений, признанных непригодными для постоянного проживания в силу физического износа. Такой подход в первую очередь был вызван крайне ограниченным количеством муниципального жилья, вводимого в эксплуатацию. Расселение семей из ветхого фонда производилось только в крайнем случае. Однако такой подход привел к существованию полупустых зданий, способствуя ускоренному ветшанию и созданию неудовлетворительных условий проживания для граждан.
Следует отметить, что данный период характеризуется также массовой приватизацией государственного промышленного сектора. В ходе приватизации ветхий фонд, ранее находившийся в ведении предприятий, был передан в муниципальную собственность.
К концу 90-х годов проблема ликвидации ветхого жилищного фонда становится наиболее острой, темпы обветшания фонда намного превышают темпы его ликвидации, проживание в зданиях зачастую становится опасным для жизни и здоровья граждан, увеличивается число исков, поданных жильцами в суды города. Так, если в 2001 году к администрации города было предъявлено 21 исковое требование о предоставлении жилья, в 2002 - 34, то за 9 мес. 2003 г. число таких заявлений составило 48.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда в масштабах города, в целом необходимо 2871 млн. рублей, в том числе для переселения из аварийного жилищного фонда - 606,7 млн. руб.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик города, сдерживает развитие городской инфраструктуры.
Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Программа предусматривает частичное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов. За 3 года на решение данной проблемы планируется привлечь 600 млн. руб., в том числе 150 млн. рублей за счет бюджета города, 150 млн. руб. за счет средств областного бюджета, 60 млн. руб. за счет федерального бюджета и 240 млн. руб. за счет внебюджетных источников.
Основной целью программы является обеспечение безопасных условий проживания граждан в муниципальном жилищном фонде.