ПЕРМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 19 апреля 2005 года N 56

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ПЕРМИ НА 2005-2007 ГОДЫ"

(в редакции решений Пермской городской Думы от 28.06.2005 N 104, от 30.05.2006 N 113, от 29.08.2006 N 189, от 30.01.2007 N 10, от 26.06.2007 N 155)


В соответствии с Уставом города Перми, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы 01.10.2002 N 106 (в редакции 28.12.2004), и Положением о порядке разработки и реализации городских целевых программ, утвержденным решением Пермской городской Думы 21.10.2003 N 127, Пермская городская Дума решила:

1. Утвердить городскую целевую программу "Охрана здоровья жителей города Перми на 2005-2007 годы" согласно приложению.

2. Контроль исполнения решения возложить на комиссию Пермской городской Думы по социальной политике (Буторин А.С.).

Глава города
А.Л.КАМЕНЕВ

     




Приложение
к решению
Пермской городской Думы
от 19.04.2005 N 56



 ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ПЕРМИ НА 2005-2007 ГОДЫ"

(в редакции решений Пермской городской Думы от 28.06.2005 N 104, от 30.05.2006 N 113, от 29.08.2006 N 189, от 30.01.2007 N 10, от 26.06.2007 N 155)


      1. Паспорт программы

┌═══════════════════════════════════┬════════════════════════════════════════‰
│1.1. Регистрационный номер         │8                                       │
├═══════════════════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│1.2. Полное наименование программы │Городская целевая программа "Охрана     │
│                                   │здоровья жителей  города Перми на период│
│                                   │2005-2006 годы"                         │
├═══════════════════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│1.3. Условное (краткое)            │ГЦП "Охрана здоровья жителей города     │
│наименование                       │Перми"                                  │
├═══════════════════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│1.4. Основание разработки          │Распоряжение Главы города от 02.12.2004 │
│программы                          │N 391-р                                 │
├═══════════════════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│1.5. Инициатор постановки проблемы │Муниципальное управление здравоохранения│
│                                   │администрации города Перми              │
├═══════════════════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│1.6. Муниципальный заказчик        │Администрация города Перми              │
│                                   │в лице заместителя                      │
│                                   │главы администрации города              │
│                                   │Шулькина Ильи Григорьевича,             │
│                                   │г. Пермь, ул. Ленина, 23,               │
│                                   │тел. 212-45-07,                         │
│                                   │факс 234-94-91                          │
│(п. 1.6 в ред. решения Пермской городской Думы от 29.08.2006 N 189)         │
├═══════════════════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│1.7. Руководитель и координатор    │Начальник муниципального                │
│программы:                         │управления здравоохранения              │
│                                   │администрации города Перми              │
│                                   │Ронзин Андрей Владимирович,             │
│                                   │тел. 212-65-63                          │
│(п. 1.7 в ред. решения Пермской городской Думы от 29.08.2006 N 189)         │
├═══════════════════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│1.8. Головной разработчик          │Муниципальное управление здравоохранения│
│                                   │администрации города Перми,             │
│                                   │г. Пермь, ул. Сибирская, 15,            │
│                                   │начальник управления                    │
│                                   │Черевиков О.Ю., тел. 12-65-63           │
└═══════════════════════════════════┴════════════════════════════════════════…


2. Основные понятия и термины


Неонатальная помощь - изыскание оптимальных методов диагностики и лечения болезней у детей первых 4 недель жизни.

Стационарозамещающие формы работы - формы и методы оказания медицинской помощи вне круглосуточного пребывания пациента в стационаре.

Малоинвазивная хирургия - перечень хирургических вмешательств, диагностических и лечебных, при которых пациенту наносится небольшое физиологическое повреждение тканей, не оказывающее существенного воздействия на функционирование организма человека.

Эндоскопические методы - современные методы диагностики и лечения на основе оптических технологий.

Диагностические мероприятия - комплекс мероприятий, направленных на установление (узнавание) болезни.

Лечебные мероприятия - один или несколько воздействующих факторов на организм человека с целью излечения от заболевания.

Городские консультативные центры - медицинские учреждения, занимающиеся диагностикой и лечением заболеваний по узким специальностям (торакальный, сосудистый, кардиологический, урологический, нейрохирургический, неонатальный, планирования семьи и репродукции).

Медико-экономический стандарт - комплекс утвержденных диагностических, лечебных и профилактических мероприятий по одной нозологической единице заболевания в рамках медицинской услуги лечебного учреждения.

Нозологические единицы заболевания - определенное заболевание на основе установленной причины, особенностей развития, типичных внешних проявлений и характерного поражения органов и тканей.


3. Основные положения программы


3.1. Характеристика проблемы

Город Пермь является крупным промышленным центром, имеющим неблагоприятную экологическую обстановку и высокий уровень заболеваемости населения. Причины большинства регистрируемых заболеваний являются социально значимыми.

В настоящее время состояние здоровья населения города Перми остается неблагополучным. Анализ функционирования системы здравоохранения города позволяет сделать вывод о том, что среди неблагоприятных тенденций в здравоохранении следует выделить недостаточный уровень финансирования, ухудшение материально-технической базы, кадровые проблемы и связанное с этим снижение доступности медицинской помощи широким слоям населения, рост неудовлетворенности населения качеством и количеством оказываемых медицинских услуг. Оценивая состояние здоровья населения, следует обратить внимание на то, что сложившиеся неблагоприятные тенденции обусловлены не только современными социально-экономическими условиями, резким ухудшением качества жизни значительной части населения, недостаточным уровнем финансирования системы здравоохранения, но и традиционным для России пренебрежением общества и каждого гражданина к ценности долгой и здоровой жизни. Наблюдается недостаточное воспитание жизнесохранительного поведения среди детей и молодежи. Темпы нарастания негативных явлений в состоянии здоровья населения очень высоки, поэтому необходимы экстренные комплексные меры социально-экономического, санитарно-гигиенического, лечебно-профилактического характера, а также объединение усилий всех служб и ведомств, чья деятельность оказывает влияние на здоровье населения города.

Демографическая ситуация в Перми характеризуется снижением численности населения и рождаемости за последнее десятилетие почти в 2 раза, что сопоставимо с ситуацией в большинстве крупных городов Российской Федерации и Приволжского федерального округа. За последнее десятилетие (1993-2004 гг.) численность населения г. Перми ежегодно сокращалась в среднем на 5 тысяч человек (0,5%), и в 2004 году она достигла 1 млн. 3 тыс. человек.

Главным фактором сокращения численности населения города является естественная убыль: смертность населения превышает рождаемость.

В настоящее время Пермь не уступает по своим демографическим показателям России в целом: в 2003 г. рождаемость - 11,4 на 1000 человек, смертность - 15,5 на 1000 человек (в Российской Федерации по данным за 2002 год: рождаемость - 9,8, смертность - 16,3).

Интегральный показатель деятельности всех служб, младенческая смертность, за последнее десятилетие имеет четкую тенденцию снижения, начиная с 1993 года, достигнув уровня 8,4-8,6 на 1000 родившихся на протяжении 3 последних лет.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни для жителей Пермской области в 2002 году - 62,9 года, в том числе мужчин - 56,8 года, женщин - 70,2 года.

Положительным фактором и одним из существенных ресурсов социально-экономического развития города является рост доли трудоспособного населения (по данным 2001 года на 100 человек в трудоспособном возрасте приходилось 58 в нетрудоспособном, по России - 67), но отмечается высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте, прежде всего от травм и отравлений.

Таблица 1


Динамика показателей смертности населения г. Перми в 1999-2003 гг. (на 1000 человек)

1999

2000

2001

2002

2003

Смертность общая        

15,5

14,3

15,4

15,0

15,5

в том числе

трудоспособного возраста


 6,1


 6,7


 6,7


 6,9


 7,6


В структуре общей смертности населения на 1-м месте - болезни органов кровообращения - 55,8%, на 2-м - травмы и отравления - 15,65%, на 3-м - новообразования - 12,9%.

В структуре смертности лиц трудоспособного возраста занимают: 1-е место - болезни органов кровообращения - 35,1%, 2-е место - травмы и отравления - 34%, 3-е место - новообразования - 10,0%.

Возрастная структура населения в городе имеет регрессивный тип, дети в возрасте до 18 лет включительно составляют только 20,0%.

Заболеваемость по городу Перми за последние 5 лет выросла с 1455,2 на 1000 человек в 1999 году до 1565,6 в 2003 году (на 7,5%), в том числе показатель первичной заболеваемости увеличился на 1,4%.

Таблица 2


Структура общей заболеваемости населения г. Перми (показатель на 1000 человек)

┌═══════════════════════════════════════════┬═══════════════════════════════════════════‰
│              2003-2004 гг.                │                 1999 г.                   │
├═══════════════════════════════════════════┼═══════════════════════════════════════════┤
│1-е место - болезни органов дыхания (388,1)│1-е место - болезни органов дыхания (402,0)│
│2-е место - болезни сердечно-сосудистой    │2-е место - болезни сердечно-сосудистой    │
│системы (202,8)                            │системы (167,2)                            │
│3-е место - травмы, отравления (140,0)     │3-е место - травмы, отравления (122,5)     │
│4-е место - болезни  органов пищеварения   │4-е место - болезни глаз (115,6)           │
│(117,9)                                    │                                           │
│5-е место - болезни глаз (117,3)           │5-е место - болезни органов пищеварения    │
│                                           │(105,3)                                    │
│6-е место - болезни костно-мышечной        │6-е место - болезни костно-мышечной        │
│системы (107,0)                            │системы (93,0)                             │
└═══════════════════════════════════════════┴═══════════════════════════════════════════…


Рост зарегистрированных болезней системы кровообращения опережает показатели заболеваемости по РФ.

В настоящее время среди болезней сердечно-сосудистой системы наиболее напряженной сложилась эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом заболеваемости артериальной гипертонией (АГ), являющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и смертности населения от них, но и самым распространенным заболеванием. Борьба с артериальной гипертонией является проблемой, эффективно решить которую можно только на государственном уровне. Ведущая роль в профилактике и диагностике на ранней стадии артериальной гипертонии и в лечении неосложненных форм отводится участковым врачам-терапевтам, врачам общей практики (ВОП) амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) здравоохранения. Из-за недостаточного финансирования АПУ и кардиологическая служба недостаточно оснащены современным диагностическим оборудованием, ультразвуковой аппаратурой. Отсутствует системный подход в организации и проведении профилактических мероприятий, более 80,0% больных артериальной гипертонией не выявляются. Сложившаяся эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом сердечно-сосудистых заболеваний, представляет прямую угрозу здоровью населения, а наносимые ими потери приводят к значительному экономическому ущербу. Мировой опыт показывает, что проблема людских и материальных потерь разрешима, и основную роль в этом играет профилактическая деятельность. Профилактические мероприятия, направленные на снижение риска возникновения артериальной гипертонии, вызываемой питанием с избыточным количеством насыщенного жира, поваренной соли, курением, злоупотреблением алкоголем, сидячим образом жизни, повышением холестерина в крови, сахарным диабетом, являются залогом успешной работы. Проблема борьбы с артериальной гипертонией требует комплексного подхода, решить ее можно путем целенаправленных скоординированных действий службы здравоохранения, органов исполнительной и законодательной власти местного самоуправления в рамках целевой программы.

Состояние здоровья подростков определяет сегодня основные тенденции развития здоровья населения страны, ее трудовой и оборонный потенциал на ближайшую перспективу. Современные особенности социально-экономического процесса оказывают негативное влияние на здоровье подростка. Ежегодно происходит прогрессирующее ухудшение состояния здоровья детей подросткового возраста, в том числе юношей допризывного и призывного возраста. Только 8-10,0% юношей признаются годными к военной службе по группе А (годен без ограничений). Еще около 35,0% годны с незначительными ограничениями, но нуждаются в обязательном лечении и, что самое главное, оздоровлении перед призывом. Данные итогов призыва показывают, что 35-40,0% - это юноши временно негодные к военной службе и нуждающиеся в обязательном порядке в дообследовании, лечении и реабилитации. При этом проведенное оздоровление юношей допризывного возраста, как показывает опыт практической работы (отделение восстановительного лечения на базе муниципального учреждения здравоохранения "Городская детская больница N 24" Кировского района города Перми), дает возможность значительно увеличить численность юношей, годных к военной службе: (группа А) на 14,0% и годных с незначительными ограничениями (группа В) до 55-60,0%. Реализация оздоровительных мероприятий на базах отделений восстановительного лечения в каждом районе города позволит, не нарушая учебного процесса, оздоравливать на базе школьных и межшкольных, вновь созданных отделений восстановительного лечения 90-95,0% юношей допризывного и призывного возраста, и готовить их к службе в вооруженных силах.

Высокий уровень стоматологических заболеваний среди детского населения города Перми обусловлен недостаточным уровнем проведения эффективной профилактической работы. В ней практически не принимают участия сотрудники детских дошкольных и образовательных учреждений. На низком уровне находится санитарно-просветительская работа по предупреждению стоматологических заболеваний у детей и подростков. Недостаточное внимание уделяется обеспечению нормированного приема эндогенных препаратов фтора в организованных детских коллективах. Внедрение программы позволит уменьшить интенсивность заболеваний кариесом и болезнями пародонта у детей и подростков.

В городе Перми, как и в целом по России, сложилась острая ситуация по проблеме выхаживания новорожденных детей и, особенно, глубоко недоношенных детей. Сложившаяся социально-экономическая ситуация может привести к еще большему количеству детей, нуждающихся в проведении интенсивных мероприятий и восстановительного лечения. Показатели здоровья беременных женщин, рост недонашиваемости, уменьшение числа физиологических родов, наличие летальности среди недоношенных новорожденных - все это требует оказания медицинской помощи с применением новых современных технологий. Одной из самых важных современных технологий является формирование здорового образа жизни у детей и подростков, бережное отношение к своему здоровью. Реализацией этого направления является внедрение новых современных, здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Систематические обучающие программы для детей, подростков, родителей, педагогов - залог успешности реализации одного из основных лозунгов "Все лучшее - детям".

Ухудшение состояния здоровья населения города требует совершенствования сети и структуры лечебно-профилактической помощи населению.

Медицинскую помощь население города получает в 46 муниципальных медицинских учреждениях, в 6 медицинских учреждениях города ведомственного подчинения, в лечебно-профилактических учреждениях областного подчинения, в медицинских учреждениях РФ, куда направляются больные пациенты города, согласно выделенным квотам.

Обеспеченность круглосуточными койками на 31.12.2004 по городу составила 83,9 на 10 тыс. населения (по Российской Федерации в 2002 году - 101,2; по Приволжскому федеральному округу в 2002 году - 100,3; по Уральскому федеральному округу в 2002 году - 100,3).

Уровень обеспеченности врачами по городу составляет 46,8 на 10 тыс. населения, что несколько выше среднего показателя по Пермской области (42,0), при показателе по РФ - 42,5; по Приволжскому федеральному округу - 27,9 в 2002 г.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»