ПЕРМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 19 апреля 2005 года N 57

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ Г. ПЕРМИ НА 2005-2007 ГГ."

(в редакции решений Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 114, от 27.03.2007 N 60)

В соответствии с Уставом города Перми, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы 01.10.2002 N 106 (в редакции 28.12.2004), Положением о порядке разработки и реализации городских целевых программ, утвержденным решением Пермской городской Думы 21.10.2003 N 127, Пермская городская Дума решила:

1. Утвердить городскую целевую программу "Социальная поддержка населения г. Перми на 2005-2007 гг." согласно приложению.

2. Контроль исполнения решения возложить на комиссию Пермской городской Думы по социальной политике (Буторин А.С.).

Глава города
А.Л.КАМЕНЕВ





Приложение
к решению
Пермской городской Думы
от 19.04.2005 N 57



 ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ Г. ПЕРМИ НА 2005-2007 ГГ."

(в редакции решений Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 114, от 27.03.2007 N 60)

1.1. Регистрационный номер

9                                        

1.2. Полное наименование

программы                  

Городская целевая программа

"Социальная поддержка населения г. Перми

на 2005-2007 гг."                        

1.3. Условное (краткое)

наименование программы     

Социальная поддержка                     

1.4. Основание разработки

программы                  

Распоряжение Главы города от 02.12.2004

N 390-р                                  

1.5. Инициатор постановки

проблемы                   

Комитет социальной защиты населения

администрации г. Перми                   

1.6. Основные разработчики

программы                  

Комитет социальной защиты населения

администрации г. Перми, 614000, г. Пермь,

ул. Сибирская, 15, председатель комитета

социальной защиты населения администрации

города Перми Кандакова О.Г.,

тел./факс 12-88-86                       

1.7. Муниципальный заказчик

Администрация г. Перми в лице заместителя

Главы города - начальника департамента

общественных отношений Шулькина И.Г.,

г. Пермь, ул. Ленина, 23,

тел. 12-45-07, факс 34-94-91             

1.8. Руководитель программы

Председатель комитета социальной защиты

населения администрации города Перми

Кандакова О.Г., тел. 12-88-86            

1.9. Координатор программы

Председатель комитета социальной защиты

населения администрации города Перми

Кандакова О.Г., тел. 12-88-86            


      2. Основные понятия и термины


Качество жизни населения - комплексная характеристика удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, сложившихся условий жизнедеятельности и свободного развития отдельного человека и общества в целом.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде.

Социальная интеграция - социальная адаптация человека в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той среды, в которую он интегрируется.

Адресность социальной помощи - компенсация социальных рисков конкретной семьи и активизация ее внутреннего ресурса.

Прожиточный минимум (далее - ПМ) - стоимостная оценка потребительской корзины, устанавливаемая губернатором Пермской области.

Экстремальная ситуация - утрата крова или приведение жилья в аварийное, ветхое состояние в результате обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), потеря близких несовершеннолетними и другими социально незащищенными лицами, необходимость в срочном лечении при угрозе жизни и других чрезвычайных случаях, иная ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность семьи.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом и болезнью, безработица, одиночество и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Несовершеннолетние дети - в соответствии с Конвенцией о правах ребенка 1989 г. и законодательством Российской Федерации лица, не достигшие возраста 18 лет (совершеннолетия).

Дети, находящиеся в социально опасном положении - несовершеннолетние, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья или не отвечающей требованиям к их воспитанию, содержанию, или совершающие правонарушения, антиобщественные действия.

Семья (домохозяйство) - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства, родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и(или) содержанию и(или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль поведения которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и(или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и(или) места пребывания.

Пожилые люди (граждане старшего поколения, престарелые) - женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет.

Муниципальная надбавка - нефиксированная доплата к пенсии отдельным категориям пенсионеров, размер которой определяется исходя из устанавливаемого Главой города предельного размера суммы пенсии.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Комплексная реабилитация инвалидов - комплекс профессиональных, медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление и(или) поддержание необходимых навыков и потребностей инвалидов, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.


3. Основные положения программы


3.1. Характеристика проблемы

Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции повышения реальных доходов горожан, уровень бедности населения г. Перми продолжает оставаться довольно значительным. По данным социологического опроса, среди клиентов соцзащиты доля людей, которые едва "сводят концы с концами" возросла за прошедший год с 31,6 до 55,1%, а имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума - с 77 до 81,3%.

Как и в прошлые годы, в зону бедности попали не только социально незащищенные слои (пенсионеры, безработные, многодетные, неполные и молодежные семьи), но и семьи работающих (работников бюджетной сферы и частных предприятий).

Характерной особенностью зоны бедности по-прежнему остается низкая мобильность: большое количество получателей социальной помощи в городе составляют не самодостаточные малоимущие граждане с выработанной годами иждивенческой позицией. Некоторые трудоспособные граждане (10,8%) являются клиентами социальной защиты на протяжении 10 и более лет, ничего не предпринимая для самостоятельного выхода из бедности. Хотя доля лиц, считающих, что не стоит пытаться решать проблему бедности самостоятельно, снизилась почти вдвое.

В этих условиях усилия органов социальной защиты должны быть направлены на повышение адресности и эффективности социальных пособий и других форм помощи малоимущим гражданам, внедрение таких технологий, которые позволяют использовать потенциал личности (семей) для вывода ее из бедности.

Продолжающееся в условиях рыночных преобразований падение уровня жизни части горожан, расслоение общества на бедных и богатых, обусловило обострение ряда острых социальных проблем, затрагивающих различные стороны жизнедеятельности семей, среди которых:

- высокий уровень разводов и рост количества неполных семей;

- нарастание проблем насилия в семье, жестокого обращения с женщинами и детьми, социального сиротства;

- тенденции увеличения числа детей и подростков с отклоняющимся поведением (уход из школы, наркомания, правонарушения).

Так, коэффициент разводимости (число разводов на 1000 жителей) за 2003 год увеличился на 10,7%; практически каждый второй ребенок в г. Перми был рожден вне брака; число родителей (лиц, их замещающих), привлеченных к административной ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей, возросло на 12%; число детей, самовольно покинувших семью и объявленных в розыск, - на 29,8%.

Обострение этих проблем требует расширенного предоставления услуг через комплексные центры социального обслуживания семьям с детьми и, в первую очередь, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, выделения средств на работу с семьями, в том числе профилактическую, через городские целевые программы.

Современная демографическая ситуация в г. Перми характеризуется устойчивой тенденцией - динамичным увеличением численности пожилых людей и доли их в общей численности населения города:

01.07.2003

01.01.2004

01.07.2004

Число пенсионеров по

старости, тыс. чел.

 199,3

 201,2

 203,0

Их доля в общей

численности

населения Перми, %  

 19,7

 20,0

 20,2


Уже сегодня доля пожилых людей в численности населения превышает 20 процентов. Высокая доля пожилых людей в структуре населения г. Перми в долгосрочной перспективе сохранится.

Старение населения происходит на фоне снижения длительности жизни, причем за счет высокой смертности лиц трудоспособного возраста.

Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. Среди пожилых людей только 22 процента практически здоровых.

Снижается ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей.

Все это приводит к существенному увеличению коэффициента демографической нагрузки на общество (возрастают социальные и экономические издержки для семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками), снижению надежности семьи в качестве источника поддержки пожилых людей, росту числа одиноких пожилых людей и пожилых супружеских пар с низкой способностью к самообслуживанию, нуждающихся в уходе. Отсюда - необходимость заблаговременной адаптации и серьезных структурных перестроек социальных служб и бюджетных ресурсов, а именно:

- внедрение новых форм социального обслуживания с учетом масштабов и темпов старения населения, приближения уровня социального обслуживания пожилых к их потребностям;

- поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;

- улучшение социально-экономического положения граждан старшего поколения, поддержание их трудовой активности, реализации остаточного трудового потенциала;

- реставрация, перестройка и улучшение жилья, с целью его адаптации к физическим возможностям престарелых в плане доступа и пользования, с тем, чтобы они продолжали жить в своих жилищах возможно дольше.

В 2004 году сохранилась тенденция роста такой социозащитной категории, как инвалиды, что в значительной степени определяется ростом травматизма (дорожно-транспортного и производственного) и заболеваемости сердечно-сосудистыми и онкологическими болезнями.

01.07.2003

01.01.2004

01.07.2004

Число инвалидов,

состоящих на учете в

органах СЗН, тыс.

чел.                

 85,8

 85,7

 87,6


Эта тенденция, скорее всего, сохранится в ближайшие годы. В г. Перми часть инвалидов II-III групп в трудоспособном возрасте может быть выведена на самообеспечение после прохождения ими соответствующей реабилитации и создания соответствующих их возможностям условий жизнедеятельности. Одним из основных направлений социальной политики должна стать реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.

Увеличение численности нуждающихся в социальной поддержке определяет необходимость создания системы социальной защиты, ориентированной не столько на оказание материальной помощи, сколько обеспечивающей интеграцию этих категорий в общество путем развития и использования потенциала личности (семьи), вывода их на самообеспечение.

Нерешение перечисленных проблем влечет за собой повышение демографической нагрузки на общество, снижение безопасности личности, увеличение разрыва между интересами и потребностями субъектов общественной жизни и возможностями для их реализации, т.е. в конечном счете, снижается качество жизни горожан. В результате возрастает социальная напряженность в обществе, снижается стабильность, а значит, падает инвестиционная привлекательность города. Более того, сегодня, когда принято столь непопулярное среди населения решение, как "монетизация" льгот, программа может стать своего рода "буфером" между властью и населением, позволяющим сгладить негативные последствия принятого решения.

Как уже указывалось ранее, в последние годы отмечается рост численности граждан, нуждающихся в социальной защите, в связи с чем возрастает потребность в социальных услугах по медико-социальной, профессиональной и психологической реабилитации. Однако ограниченность бюджетных средств не позволяет идти по экстенсивному пути развития, а требует эффективного использования имеющихся ресурсов, для чего необходимы:

- разработка и внедрение новых форм, методов и технологий работы с социозащитными категориями;

- повышение эффективности оказываемых услуг через снижение трудозатрат на дублируемую деятельность схожими органами различных ведомств;

- обеспечение более полной и точной информацией (имеющейся у различных ведомств), необходимой для эффективной дифференцированной помощи;

- проведение работы по формулировке проблем клиентов и подборе для них пакета социальных услуг, включая пособия и меры по стимулированию ответственности за свое положение и рост доходов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»