Недействующий

 
КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2016 года N 104


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 04.09.2013 N 367 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА" НА 2014 - 2018 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 28.11.2023 N 784.
____________________________________________________________________


Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.09.2013 N 367 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014 - 2018 годы" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.03.2014 N 133, от 16.07.2014 N 278, от 16.09.2014 N 365, от 30.12.2014 N 562, от 21.04.2015 N 110, от 22.06.2015 N 195, от 09.09.2015 N 291, от 04.12.2015 N 397, от 09.02.2016 N 44) следующие изменения:

1.1. В заголовке, пункте 1 цифры "2014 - 2018" заменить цифрами "2014 - 2025".

1.2. Государственную программу Кемеровской области "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014 - 2018 годы, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по вопросам образования, культуры и спорта) Е.А.Пахомову.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, но не ранее вступления в силу соответствующих изменений в Закон Кемеровской области от 08.12.2015 N 113-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год".

Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ






Приложение
к постановлению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 29 марта 2016 года N 104

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА" НА 2014 - 2025 ГОДЫ


 Паспорт государственной программы Кемеровской области "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014 - 2025 годы

Наименование государственной программы

Государственная программа Кемеровской области "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014 - 2025 годы (далее - Государственная программа)

Директор Государственной программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области (по вопросам образования, культуры и спорта) Е.А.Пахомова

Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы

Департамент образования и науки Кемеровской области

Исполнители Государственной программы

Департамент образования и науки Кемеровской области;
Государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области;
департамент культуры и национальной политики Кемеровской области;
главное финансовое управление Кемеровской области
департамент строительства Кемеровской области

Наименование подпрограмм Государственной программы

Подпрограмма 1 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей";
подпрограмма 2 "Развитие профессионального образования";
подпрограмма 3 "Социальные гарантии в системе образования";
подпрограмма 4 "Реализация государственной политики";
подпрограмма 5 "Финансовое обеспечение мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы

Цели Государственной программы

Обеспечение доступности качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам инновационного социально ориентированного развития Кемеровской области

Задачи Государственной программы

Модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования как институтов социального развития, направленная на достижение современного качества учебных результатов, создание равных возможностей для получения современного качественного образования;
совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей и молодежи, обеспечение условий для их личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации;
создание необходимых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
сохранение и развитие сложившейся в Кемеровской области системы социальной поддержки субъектов образовательного процесса;
совершенствование условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
эффективная реализация государственной образовательной политики;
создание в Кемеровской области новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения

Срок реализации Государственной программы

2014 - 2025 годы

Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации

Всего на 2014 - 2025 годы - 225058050,82 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 29968889,51 тыс. рублей;
2015 год - 29201302,5 тыс. рублей;
2016 год - 28422304,27 тыс. рублей;
2017 год - 37190508,77 тыс. рублей;
2018 год - 39124161,77 тыс. рублей;
2019 год - 10552397,0 тыс. рублей;
2020 год - 6840410,0 тыс. рублей;
2021 год - 9995318,0 тыс. рублей;
2022 год - 9394972,0 тыс. рублей;
2023 год - 8670753,0 тыс. рублей;
2024 год - 8257014,0 тыс. рублей;
2025 год - 7440020,0 тыс. рублей,
из них:
средства областного бюджета - 220525088,52 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 28758456,1 тыс. рублей;
2015 год - 28113852,3 тыс. рублей;
2016 год - 27698054,72 тыс. рублей;
2017 год - 36476172,7 тыс. рублей;
2018 год - 38406408,7 тыс. рублей;
2019 год - 10542944,0 тыс. рублей;
2020 год - 6827600,0 тыс. рублей;
2021 год - 9982800,0 тыс. рублей;
2022 год - 9382400,0 тыс. рублей;
2023 год - 8658000,0 тыс. рублей;
2024 год - 8247200,0 тыс. рублей;
2025 год - 7431200,0 тыс. рублей;
иные не запрещенные законодательством источники:
средства федерального бюджета -
3195856,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 866080,9 тыс. рублей;
2015 год - 845220 тыс. рублей;
2016 год - 507110,4 тыс. рублей;
2017 год - 488722,8 тыс. рублей;
2018 год - 488722,8 тыс. рублей;
2019 год - 0 тыс. рублей;
2020 год - 0 тыс. рублей;
2021 год - 0 тыс. рублей;
2022 год - 0 тыс. рублей;
2023 год - 0 тыс. рублей;
2024 год - 0 тыс. рублей;
2025 год - 0 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 1251409,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 304352,51 тыс. рублей;
2015 год - 196534,2 тыс. рублей;
2016 год - 217139,15 тыс. рублей;
2017 год - 225613,27 тыс. рублей;
2018 год - 229030,27 тыс. рублей;
2019 год - 9453,0 тыс. рублей;
2020 год - 12810,0 тыс. рублей;
2021 год - 12518,0 тыс. рублей;
2022 год - 12572,0 тыс. рублей;
2023 год - 12753,0 тыс. рублей;
2024 год - 9814,0 тыс. рублей;
2025 год - 8820,0 тыс. рублей;
средства юридических и физических лиц - 85696 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 40000 тыс. рублей;
2015 год - 45696 тыс. рублей;
2016 год - 0 тыс. рублей;
2017 год - 0 тыс. рублей;
2018 год - 0 тыс. рублей;
2019 год - 0 тыс. рублей;
2020 год - 0 тыс. рублей;
2021 год - 0 тыс. рублей;
2022 год - 0 тыс. рублей;
2023 год - 0 тыс. рублей;
2024 год - 0 тыс. рублей;
2025 год - 0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

Создание равных возможностей для получения современного качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам инновационного социально ориентированного развития Кемеровской области:
обеспечение равных стартовых возможностей воспитанникам дошкольных образовательных организаций для последующего обучения;
обеспечение стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет к 2016 году;
создание условий для получения качественного общего образования каждым ребенком с ограниченными возможностями здоровья по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержка в профессиональной ориентации;
расширение возможностей дополнительного образования;
рост удовлетворенности населения качеством образовательных услуг;
обеспечение в образовательных организациях условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
привлечение в отрасль высококвалифицированных кадров, а также молодых специалистов;
формирование прочных социальных гарантий в сфере образования Кемеровской области;
модернизация системы профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных кадров по приоритетным направлениям экономики области и эффективное взаимодействие с рынком труда;
ликвидация третьей смены обучения в общеобразовательных организациях, переход 1 - 4-х, 10 - 11-х (12-х) классов в общеобразовательных организациях на обучение в одну смену, удержание существующего односменного режима обучения в общеобразовательных организациях


 1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем


Стратегической целью государственной политики в сфере социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу является повышение конкурентоспособности региона и рост благосостояния жителей Кузбасса. Достижение этой цели во многом зависит от эффективности системы образования, ее интеграции с наукой и производством, обеспеченности экономики высокопрофессиональными кадрами, активного привлечения молодежи в сферу наукоемких технологий и инноваций. Ключевая роль системы образования - обеспечить качественное выполнение кадрового заказа экономики и социальной сферы, актуальных и перспективных потребностей рынка труда.

Анализ результатов реализации образовательной политики в регионе за последние годы позволяет зафиксировать ряд позитивных базовых достижений и наметить ключевые проблемы, которые должны стать предметом работы отрасли на ближайшую перспективу.

Так, на протяжении ряда лет сохраняется положительная динамика качества образовательных услуг. По результатам проведения единого государственного экзамена средний балл выпускников Кемеровской области по ряду предметов превышает среднероссийский показатель. Увеличивается число выпускников, получивших 90 и более баллов.

Сформирована система выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. Развивается олимпиадное и конкурсное движение, увеличилось число школьников, получивших государственную поддержку за достижения в учебе, творчестве и спорте.

Сохранено видовое многообразие организаций дополнительного образования детей: центры, дворцы, дома, станции, школы.

Созданы условия для получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. С 2008 года функционирует областной центр дистанционного образования детей-инвалидов. В регионе созданы условия для дистанционного обучения всем детям с ограниченными возможностями здоровья, способным осваивать образовательные программы с помощью компьютеров. Продолжается реализация мероприятий по созданию безбарьерной среды обучения, формированию моделей инклюзивного образования.

Создана эффективная система организации отдыха и оздоровления детей и подростков. Обеспечены летним отдыхом дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья. Различными формами отдыха и оздоровления ежегодно охвачено около 200 тысяч детей.

Значительно укреплена материально-техническая база образовательных организаций Кемеровской области. В результате реализации приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", мероприятий комплекса мер по модернизации общего образования существенно обновлена инфраструктура образования. 100 процентов образовательных организаций общего образования имеют широкополосный высокоскоростной доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Существенно улучшилось обеспечение современным информационно-технологическим оборудованием.

Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, в системе образования Кемеровской области существуют вопросы, требующие дальнейшего рассмотрения и определяющие приоритетные направления развития.

Сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении всей жизни каждого человека для полноценной реализации его социального, культурного, экономического потенциала и в конечном итоге - социально-экономического развития региона.

В условиях роста численности детского населения проблемой, требующей решения, становится дефицит мест в дошкольных образовательных организациях. Сегодня обеспечение доступности дошкольного образования является приоритетным направлением в образовательной политике, продолжается реализация мероприятий, направленных на развитие сети дошкольных организаций и вариативных форм дошкольного образования.

С ноября 2008 года в Кемеровской области реализуется проект по созданию семейных групп, являющихся структурными подразделениями муниципальных дошкольных образовательных организаций.

С 2006 по 2012 гг. было построено и реконструировано 166 детских садов на 27 804 места. В 2013 году в Кемеровской области введено 11 762 дополнительных места для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Из них: 6 639 мест - в действующих детских садах, 220 мест - в дошкольных группах, открытых в общеобразовательных организациях, 1 168 мест - во вновь построенных детских садах, 2205 мест - в детских садах, введенных после реконструкции и капитального ремонта, 1530 мест - в семейных дошкольных группах. В целом по состоянию на 01.01.2014 разными формами дошкольного образования охвачено 98,6 процента детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Еще один важный вопрос, требующий решения, - обеспечение односменного режима обучения в школах. В соответствии с требованиями к современной инфраструктуре общеобразовательная организация должна обеспечить обучение по программам общего образования, дополнительного образования в течение полного дня.

В Кемеровской области по состоянию на 01.09.2015 функционирует 680 общеобразовательных организаций разных типов, в которых обучаются 285943 школьника. В две смены обучение организовано в 205 образовательных организациях (27% от их общего количества). Всего во вторую смену в 2015/2016 учебном году обучаются 51 888 школьников (18% от общего количества обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Кемеровской области). Третьей смены в школах, расположенных на территории Кемеровской области, нет.

При этом многие школьные здания не соответствуют новым требованиям. Необходимо выполнить реконструкцию и капитальный ремонт зданий 18 школ (2,6% от общего числа школ) с износом более 70%, зданий 39 школ (5,7% от общего числа школ) с износом от 50 до 70%.

Для обеспечения доступа этих детей к качественному образованию потребуется создание соответствующего числа дополнительных мест, а также новых мест для планомерного перевода к 2025 году 100% школьников на односменное обучение. Это может быть достигнуто путем реализации направления программных мероприятий по введению новых мест в общеобразовательных организациях Кемеровской области, в том числе путем строительства объектов инфраструктуры общего образования.

Другим системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях, формирование компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике и одновременно выравнивание образовательных возможностей населения независимо от места жительства и социального положения, сокращение разрыва в качестве образовательных результатов между образовательными организациями.

Основным механизмом обновления содержания образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов. В 2012/2013 учебном году в Кемеровской области продолжался массовый переход на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (далее - ФГОС НОО). Доля школьников, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО, составила 54,32 процента от обучающихся начальной школы. Кроме этого, 7 школ стали пилотными для апробации федеральных государственных образовательных стандартов основной ступени общего образования (далее - ФГОС ООО). Таким образом, охват учащихся процессом обучения в соответствии с новыми стандартами составил 24,58 процента в общей численности.

В 2013/2014 учебном году количество школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего и основного общего образования, составило 38,7 процента от общей численности.

С 1 сентября 2014 года вся начальная школа обучается по ФГОС НОО. Кроме того, увеличилось число пилотных школ, реализующих ФГОС ООО (в 5 - 7-х классах), в отдельных образовательных организациях реализуется стандарт среднего общего образования (10 - 11-е классы).

Параллельно следует проводить работу по поиску новых средств и форм организации образовательного процесса на базе инновационных площадок.

В соответствии с современными требованиями к учебному процессу продолжается развитие инфраструктуры и материально-технической базы образовательных организаций в целях создания современных условий обучения. Наряду с созданием базовых условий обучения формируется единая высокотехнологичная информационная среда посредством наличия доступа образовательных организаций Кемеровской области к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", внедрения нового поколения учебных материалов и образовательных электронных ресурсов, введения современных электронных систем управления образовательными организациями, детям с ограниченными возможностями здоровья создаются условия для освоения образовательных программ в дистанционной форме.

Достижение нового качества образования предполагает обновление состава и компетенций педагогических кадров. Для этого необходим комплекс мероприятий, включающий повышение среднего уровня заработной платы педагогических работников, так как уровень привлекательности заработной платы является важным фактором педагогической профессии, введение стандартов профессиональной деятельности для педагогов и руководителей образовательных организаций и основанных на них систем оплаты труда и аттестации, формирование новых моделей педагогической карьеры и сопровождения профессионального развития. Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют также и большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации. Сегодня в Кемеровской области создана многоуровневая регионально-муниципальная методическая служба, обеспечивающая непрерывное профессиональное развитие педагогов.

Для решения задач по привлечению молодых учителей в образовательные организации в регионе реализуется система социальной поддержки.

Важным условием повышения человеческого капитала региона остается выявление и поддержка одаренных детей, детей с высокой мотивацией к обучению. Создание условий для их развития и самореализации предполагает совершенствование методической и материально-технической базы образовательных организаций, повышение квалификации педагогических работников в сфере педагогики и психологии одаренности, развитие и совершенствование интеллектуальных конкурсов, адресную индивидуальную поддержку талантливых детей и молодежи, работу с одаренными детьми из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание на базе образовательных организаций консультативных центров для родителей в целях оказания им методической помощи в воспитании, поддержку мероприятий по вовлечению талантливых детей и молодежи в научную и инновационную деятельность.

Профессиональное образование в Кемеровской области представлено 72 образовательными организациями среднего профессионального образования. Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляют 38 образовательных организаций.

Модернизация профессионального образования в целях обеспечения подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда, в том числе для новых видов экономической деятельности - нефтехимии, добычи метана, туризма, является важнейшим направлением развития системы образования региона в долгосрочной перспективе. В рамках этой задачи необходимо пересмотреть структуру программ профессионального образования для достижения их гибкости и эффективности, модернизировать его содержание и технологии в целях обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения, сформировать дифференцированную сеть организаций профессионального образования, создать систему непрерывного образования, позволяющую выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций.

Сегодня в Кузбассе внедряется система формирования регионального заказа на подготовку квалифицированных кадров, обеспечивающая координацию деятельности образовательных организаций и их социальных партнеров, органов государственной власти, учреждений службы занятости по планированию и организации подготовки квалифицированных кадров с учетом запросов рынка труда и потребностей экономики муниципальных образований. Вместе с тем созданный механизм пока не стал эффективным инструментом устранения диспропорций в развитии рынков труда и образовательных услуг, в связи с чем на первый план выдвигается задача его совершенствования.

В организациях профессионального образования созданы отделы маркетинга рынка труда и содействия трудоустройству выпускников. В то же время подсистемы профессионального образования пока еще в большей степени ориентированы на запросы граждан, чем на удовлетворение потребностей экономики. С учетом этого государственный (региональный) заказ должен быть направлен на сглаживание возникающих диспропорций.

В соответствии с приоритетными направлениями развития системы образования региона формулируются цели и задачи Государственной программы, эффективность реализации которой определяется основными показателями (индикаторами):

показатель "Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования)" характеризует обеспечение законодательно закрепленных гарантий доступности дошкольного образования. Обеспеченность детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в дошкольных образовательных организациях к 2016 году должна составлять 100 процентов;

показатель "Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена" характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам, позволяет оценить эффективность предусмотренных Государственной программой мер, направленных на снижение дифференциации в качестве образовательных результатов между школами при неснижении уровня среднего результата единого государственного экзамена в лучших школах;

показатель "Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения соответствующего года" характеризует востребованность выпускаемых специалистов экономикой, опосредованно свидетельствует о признании качества подготовки работодателем и актуальности направления (специальности) подготовки, соответствии структур подготовки кадров потребностям рынка труда.


2. Описание цели и задач Государственной программы


Целью Государственной программы является обеспечение доступности качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам инновационного социально ориентированного развития Кемеровской области.

Задачи Государственной программы:

1. Модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования как институтов социального развития, направленная на достижение современного качества учебных результатов, создание равных возможностей для получения современного качественного образования. Задача предусматривает:

расширение возможностей предоставления услуг общего, дошкольного и дополнительного образования детей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»