Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2013 года N 367


Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014 - 2025 годы

(с изменениями на 5 октября 2021 года)

(в ред. постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.03.2014 N 133, от 16.07.2014 N 278, от 16.09.2014 N 365, от 30.12.2014 N 562, от 21.04.2015 N 110, от 22.06.2015 N 195, от 09.09.2015 N 291, от 04.12.2015 N 397, от 10.02.2016 N 44, от 29.03.2016 N 104, от 21.06.2016 N 253, от 31.08.2016 N 342, от 28.12.2016 N 542, от 31.01.2017 N 35, от 17.03.2017 N 108, от 14.07.2017 N 366, от 11.08.2017 N 421, от 23.10.2017 N 559, от 22.12.2017 N 652, от 14.03.2018 N 81, от 04.05.2018 N 161, от 02.08.2018 N 325, от 07.09.2018 N 369, от 24.10.2018 N 444, от 17.12.2018 N 579, от 27.12.2018 N 641, от 30.01.2019 N 42, постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 27.06.2019 N 401, от 12.08.2019 N 474, от 30.09.2019 N 561, от 20.12.2019 N 729, от 27.02.2020 N 96, от 20.05.2020 N 302, от 29.10.2020 N 642, от 17.12.2020 N 760, от 24.03.2021 N 135, от 28.06.2021 N 370, от 05.10.2021 N 606)




В целях обеспечения доступности качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам инновационного социально ориентированного развития Кемеровской области, Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Кемеровской области - Кузбасса "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014 - 2025 годы.


(в ред. постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2014 N 365, от 09.09.2015 N 291, от 29.03.2016 N 104, постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 30.09.2019 N 561)


2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса (по вопросам образования и науки) Пахомову Е.А.


(п. 3 в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 24.03.2021 N 135)


4. Постановление вступает в силу с 01.01.2014.



Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ



Утверждена
постановлением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 4 сентября 2013 г. N 367



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА" НА 2014 - 2025 ГОДЫ

(в ред. постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.03.2016 N 104, от 21.06.2016 N 253, от 31.08.2016 N 342, от 28.12.2016 N 542, от 31.01.2017 N 35, от 17.03.2017 N 108, от 14.07.2017 N 366, от 11.08.2017 N 421, от 23.10.2017 N 559, от 22.12.2017 N 652, от 14.03.2018 N 81, от 04.05.2018 N 161, от 02.08.2018 N 325, от 07.09.2018 N 369, от 24.10.2018 N 444, от 17.12.2018 N 579, от 27.12.2018 N 641, от 30.01.2019 N 42, постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 27.06.2019 N 401, от 12.08.2019 N 474, от 30.09.2019 N 561, от 20.12.2019 N 729, от 27.02.2020 N 96, от 20.05.2020 N 302, от 29.10.2020 N 642, от 17.12.2020 N 760, от 24.03.2021 N 135, от 28.06.2021 N 370, от 05.10.2021 N 606)




Паспорт государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014 - 2025 годы


(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 28.06.2021 N 370)

Наименование государственной программы

Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014 - 2025 годы (далее - Государственная программа)

Директор Государственной программы

Заместитель председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса (по вопросам образования и науки)

Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы

Министерство образования Кузбасса

Исполнители Государственной программы

Министерство образования Кузбасса;

Министерство науки и высшего образования Кузбасса;

Министерство культуры и национальной политики Кузбасса;

Министерство финансов Кузбасса;

Министерство строительства Кузбасса;

Министерство труда и занятости населения Кузбасса;

Министерство здравоохранения Кузбасса;

Министерство физкультуры и спорта Кузбасса

(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 05.10.2021 N 606)

Наименование подпрограмм Государственной программы

Подпрограмма 1 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей";

подпрограмма 2 "Развитие профессионального образования";

подпрограмма 3 "Социальные гарантии в системе образования";

подпрограмма 4 "Реализация государственной политики";

подпрограмма 5 "Финансовое обеспечение мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";

подпрограмма 6 "Содействие в реализации социальных научных, образовательных, технологических проектов и программ"

Региональные проекты, реализуемые в рамках Государственной программы

Региональный проект "Содействие занятости";

региональный проект "Современная школа";

региональный проект "Успех каждого ребенка";

региональный проект "Патриотическое воспитание";

региональный проект "Цифровая образовательная среда";

региональный проект "Учитель будущего";

региональный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)";

региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей";

региональный проект "Кадры для цифровой экономики";

региональный проект "Развитие научной и научно-производственной кооперации";

региональный проект "Информационная инфраструктура"

Цель Государственной программы

Обеспечение доступности качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам инновационного социально ориентированного развития Кемеровской области - Кузбасса

Задачи Государственной программы

Модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования как институтов социального развития, направленная на достижение современного качества учебных результатов, создание равных возможностей для получения современного качественного образования;

совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей и молодежи, обеспечение условий для их личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации; создание необходимых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

сохранение и развитие сложившейся в Кемеровской области - Кузбассе системы социальной поддержки субъектов образовательного процесса; совершенствование условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

эффективная реализация государственной образовательной политики;

создание в Кемеровской области - Кузбассе новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения;

поддержка инновационных, научных, образовательных, социальных, технологических проектов и программ в Кемеровской области - Кузбассе

Срок реализации Государственной программы

2014 - 2025 годы

I этап - 2014 - 2018 годы

II этап - 2019 - 2020 годы

III этап - 2021 - 2025 годы

Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации

Всего на 2014 - 2025 годы -

342564750,22 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 29968889,51 тыс. рублей;

2015 год - 29201302,5 тыс. рублей;

2016 год - 30153668,5 тыс. рублей;

2017 год - 28707567,11 тыс. рублей;

2018 год - 32104203,7 тыс. рублей;

2019 год - 39587804,8 тыс. рублей;

2020 год - 43056587,4 тыс. рублей;

2021 год - 43590964,9 тыс. рублей;

2022 год - 33902301,6 тыс. рублей;

2023 год - 32291460,2 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей,

из них:

средства областного бюджета -

314113740,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 28758456,1 тыс. рублей;

2015 год - 28113852,3 тыс. рублей;

2016 год - 28586597,5 тыс. рублей;

2017 год - 27279308,2 тыс. рублей;

2018 год - 30926208,7 тыс. рублей;

2019 год - 36701218,7 тыс. рублей;

2020 год - 38982560,0 тыс. рублей;

2021 год - 36975358,8 тыс. рублей;

2022 год - 29070693,5 тыс. рублей;

2023 год - 28719486,7 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

иные не запрещенные законодательством источники:

средства федерального бюджета -

26893660,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 866080,9 тыс. рублей;

2015 год - 845220 тыс. рублей;

2016 год - 1354828,7 тыс. рублей;

2017 год - 1221350,6 тыс. рублей;

2018 год - 980918,4 тыс. рублей;

2019 год - 2662629,7 тыс. рублей;

2020 год - 4012444,1 тыс. рублей;

2021 год - 6592606,1 тыс. рублей;

2022 год - 4808608,1 тыс. рублей;

2023 год - 3548973,5 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

средства местных бюджетов -

1248087,02 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 304352,51 тыс. рублей;

2015 год - 196534,2 тыс. рублей;

2016 год - 196534,2 тыс. рублей;

2017 год - 206908,31 тыс. рублей;

2018 год - 177076,6 тыс. рублей;

2019 год - 47662,9 тыс. рублей;

2020 год - 50018,3 тыс. рублей;

2021 год - 23000,0 тыс. рублей;

2022 год - 23000,0 тыс. рублей;

2023 год - 23000,0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

средства юридических и физических лиц - 295226,9 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 40000,0 тыс. рублей;

2015 год - 45696,0 тыс. рублей;

2016 год - 1672,4 тыс. рублей;

2017 год - 0 тыс. рублей;

2018 год - 20000,0 тыс. рублей;

2019 год - 176293,5 тыс. рублей;

2020 год - 11565,0 тыс. рублей;

2021 год - 0 тыс. рублей;

2022 год - 0 тыс. рублей;

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей

(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 05.10.2021 N 606)

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

Создание равных возможностей для получения современного качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам инновационного социально ориентированного развития Кемеровской области - Кузбасса:

обеспечение равных стартовых возможностей воспитанникам дошкольных образовательных организаций для последующего обучения;

обеспечение стопроцентной доступности дошкольного образования;

создание условий для получения качественного общего образования каждым ребенком с ограниченными возможностями здоровья по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержка в профессиональной ориентации;

расширение возможностей дополнительного образования;

рост удовлетворенности населения качеством образовательных услуг;

обеспечение в образовательных организациях условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

привлечение в отрасль высококвалифицированных кадров, а также молодых специалистов;

формирование прочных социальных гарантий в сфере образования Кемеровской области - Кузбасса;

модернизация системы профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных кадров по приоритетным направлениям экономики области и эффективное взаимодействие с рынком труда;

по итогам реализации Государственной программы все обучающиеся в общеобразовательных организациях будут обучаться в одну смену, 100 процентов обучающихся перейдут из зданий с износом 50 процентов и выше в новые здания общеобразовательных организаций



1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем


Стратегической целью государственной политики в сфере социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу является повышение конкурентоспособности региона и рост благосостояния жителей Кузбасса. Достижение этой цели во многом зависит от эффективности системы образования, ее интеграции с наукой и производством, обеспеченности экономики высокопрофессиональными кадрами, активного привлечения молодежи в сферу наукоемких технологий и инноваций. Ключевая роль системы образования - обеспечить качественное выполнение кадрового заказа экономики и социальной сферы, актуальных и перспективных потребностей рынка труда.


Анализ результатов реализации образовательной политики в регионе за последние годы позволяет зафиксировать ряд позитивных базовых достижений и наметить ключевые проблемы, которые должны стать предметом работы отрасли на ближайшую перспективу.


Так, на протяжении ряда лет сохраняется положительная динамика качества образовательных услуг. По результатам проведения единого государственного экзамена средний балл выпускников Кемеровской области по ряду предметов превышает среднероссийский показатель. Увеличивается число выпускников, получивших 90 и более баллов.


Сформирована система выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. Развивается олимпиадное и конкурсное движение, увеличилось число школьников, получивших государственную поддержку за достижения в учебе, творчестве и спорте.


Сохранено видовое многообразие организаций дополнительного образования детей: центры, дворцы, дома, станции, школы.


Созданы условия для получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. С 2008 года функционирует областной центр дистанционного образования детей-инвалидов. В регионе созданы условия для дистанционного обучения всем детям с ограниченными возможностями здоровья, способным осваивать образовательные программы с помощью компьютеров. Продолжается реализация мероприятий по созданию безбарьерной среды обучения, формированию моделей инклюзивного образования.


Создана эффективная система организации отдыха и оздоровления детей и подростков. Обеспечены летним отдыхом дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья. Различными формами отдыха и оздоровления ежегодно охвачено около 200 тысяч детей.


Значительно укреплена материально-техническая база образовательных организаций Кемеровской области. В результате реализации приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", мероприятий комплекса мер по модернизации общего образования существенно обновлена инфраструктура образования. 100 процентов образовательных организаций общего образования имеют широкополосный высокоскоростной доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Существенно улучшилось обеспечение современным информационно-технологическим оборудованием.


Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, в системе образования Кемеровской области существуют вопросы, требующие дальнейшего рассмотрения и определяющие приоритетные направления развития.


Сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении всей жизни каждого человека для полноценной реализации его социального, культурного, экономического потенциала и в конечном итоге - социально-экономического развития региона.


В условиях роста численности детского населения проблемой, требующей решения, становится дефицит мест в дошкольных образовательных организациях. Сегодня обеспечение доступности дошкольного образования является приоритетным направлением в образовательной политике, продолжается реализация мероприятий, направленных на развитие сети дошкольных организаций и вариативных форм дошкольного образования.


С ноября 2008 года в Кемеровской области реализуется проект по созданию семейных групп, являющихся структурными подразделениями муниципальных дошкольных образовательных организаций.


С 2006 по 2012 гг. было построено и реконструировано 166 детских садов на 27 804 места. В 2013 году в Кемеровской области введено 11 762 дополнительных места для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Из них: 6 639 мест - в действующих детских садах, 220 мест - в дошкольных группах, открытых в общеобразовательных организациях, 1 168 мест - во вновь построенных детских садах, 2205 мест - в детских садах, введенных после реконструкции и капитального ремонта, 1530 мест - в семейных дошкольных группах. В целом по состоянию на 01.01.2014 разными формами дошкольного образования охвачено 98,6 процента детей в возрасте от 3 до 7 лет.


Еще один важный вопрос, требующий решения, - обеспечение односменного режима обучения в школах. В соответствии с требованиями к современной инфраструктуре общеобразовательная организация должна обеспечить обучение по программам общего образования, дополнительного образования в течение полного дня.


В Кемеровской области по состоянию на 01.09.2015 функционирует 680 общеобразовательных организаций разных типов, в которых обучаются 285943 школьника. В две смены обучение организовано в 205 образовательных организациях (27% от их общего количества). Всего во вторую смену в 2015/2016 учебном году обучаются 51 888 школьников (18% от общего количества обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Кемеровской области). Третьей смены в школах, расположенных на территории Кемеровской области, нет.


В области имеются 18 школ (2,6% от общего числа школ) с износом более 70% (в том числе 5 школ, требующих выполнения капитального ремонта зданий), 39 школ (5,7% от общего числа школ) с износом от 50 до 70%.


(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.12.2017 N 652)


Для обеспечения доступа этих детей к качественному образованию потребуется создание соответствующего числа дополнительных мест, а также новых мест для планомерного перевода к 2025 году 100% школьников на односменное обучение. Это может быть достигнуто путем реализации направления программных мероприятий по введению новых мест в общеобразовательных организациях Кемеровской области, в том числе путем строительства объектов инфраструктуры общего образования.


Другим системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях, формирование компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике и одновременно выравнивание образовательных возможностей населения независимо от места жительства и социального положения, сокращение разрыва в качестве образовательных результатов между образовательными организациями.


Основным механизмом обновления содержания образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов. В 2012/2013 учебном году в Кемеровской области продолжался массовый переход на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (далее - ФГОС НОО). Доля школьников, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО, составила 54,32 процента от обучающихся начальной школы. Кроме этого, 7 школ стали пилотными для апробации федеральных государственных образовательных стандартов основной ступени общего образования (далее - ФГОС ООО). Таким образом, охват учащихся процессом обучения в соответствии с новыми стандартами составил 24,58 процента в общей численности.


В 2013/2014 учебном году количество школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего и основного общего образования, составило 38,7 процента от общей численности.


С 1 сентября 2014 года вся начальная школа обучается по ФГОС НОО. Кроме того, увеличилось число пилотных школ, реализующих ФГОС ООО (в 5 - 7-х классах), в отдельных образовательных организациях реализуется стандарт среднего общего образования (10 - 11-е классы).


Параллельно следует проводить работу по поиску новых средств и форм организации образовательного процесса на базе инновационных площадок.


В соответствии с современными требованиями к учебному процессу продолжается развитие инфраструктуры и материально-технической базы образовательных организаций в целях создания современных условий обучения. Наряду с созданием базовых условий обучения формируется единая высокотехнологичная информационная среда посредством наличия доступа образовательных организаций Кемеровской области к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", внедрения нового поколения учебных материалов и образовательных электронных ресурсов, введения современных электронных систем управления образовательными организациями, детям с ограниченными возможностями здоровья создаются условия для освоения образовательных программ в дистанционной форме.