ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2016 года N 294
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 22 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА N 1220
Правительство области постановляет:
1. Внести в государственную программу Вологодской области "Развитие системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения области на 2013 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства области от 22 октября 2012 года N 1220, изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
По поручению Губернатора области
первый заместитель Губернатора области
А.И.ШЕРЛЫГИН
Приложение
к Постановлению
Правительства области
от 1 апреля 2016 года N 294
"Утверждена
Постановлением
Правительства области
от 22 октября 2012 года N 1220
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"
(ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
Паспорт государственной программы Вологодской области
Ответственный исполнитель государственной программы | Комитет гражданской защиты и социальной безопасности области |
Соисполнители государственной программы | - |
Исполнители государственной программы | Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, |
Подпрограммы государственной программы | подпрограмма 1 "Обеспечение пожарной безопасности на территории области и в учреждениях социальной сферы"; |
Цель государственной программы | обеспечение безопасности жизнедеятельности населения области |
Задачи государственной программы | обеспечение пожарной безопасности; |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы | доля населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности (в общем количестве населенных пунктов); |
Сроки реализации государственной программы | 2013 - 2020 годы |
Объем финансового обеспечения государственной программы за счет средств областного бюджета | объем финансирования мероприятий государственной программы за счет средств областного бюджета (собственные доходы) составляет 5409416.4 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | снижение доли населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, в общем количестве населенных пунктов до 2.32%; |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Программа реализуется в сфере комплексной безопасности жизнедеятельности населения области и включает в себя несколько направлений:
обеспечение пожарной безопасности;
снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
гражданская оборона;
объединение существующих и планируемых к созданию систем управления, информирования и оповещения в единое информационное пространство для повышения общего уровня комплексной безопасности жизнедеятельности населения области.
Безопасность жизнедеятельности представляет собой комфортное и травмобезопасное взаимодействие человека со средой обитания. Это составная часть системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью ее является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации (пожара), произошедшей (произошедшего) под влиянием человеческого фактора.
Уверенность каждого конкретного человека в обеспечении его безопасности является одной из важнейших составляющих для обеспечения комфортной и качественной жизни граждан.
Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь от пожаров являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и Вологодской области в частности.
В настоящее время во всех сферах, входящих в предмет настоящей программы, на территории Вологодской области существует ряд проблем.
Анализ ситуации, сложившейся в указанных сферах, свидетельствует о недостаточном техническом и технологическом оснащении служб экстренного реагирования, что затрудняет выполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности в части реализации права граждан на своевременную защиту от пожаров.
Для решения рассматриваемой проблемы требуется системная и комплексная модернизация по всем направлениям обеспечения пожарной безопасности, так как осуществление профилактики пожаров, спасения людей и имущества при пожарах, тушения пожаров требует высокого уровня технического оснащения противопожарных подразделений и обеспечения необходимых условий для их размещения.
На территории Вологодской области деятельность в сфере обеспечения пожарной безопасности осуществляется несколькими видами пожарной охраны, предусмотренными действующим законодательством:
федеральная противопожарная служба;
противопожарная служба Вологодской области;
ведомственная пожарная охрана;
частная пожарная охрана;
добровольная пожарная охрана.
Финансирование каждого из видов пожарной охраны осуществляется за счет средств соответствующих уровней бюджета или иных источников.
В рамках выполнения своих полномочий в области пожарной безопасности Правительством области для осуществления профилактики пожаров, спасения людей и имущества при пожарах, оказания первой помощи и осуществления тушения пожаров в Вологодской области в 2008 году создано государственное учреждение "Противопожарная служба Вологодской области" (в настоящее время - казенное учреждение пожарной безопасности Вологодской области "Противопожарная служба Вологодской области", далее - Противопожарная служба области).
Непосредственно влияет на обеспечение безопасности населения существующая ситуация с прикрытием пожарными подразделениями населенных пунктов и населения области. В 2011 году вне зоны нормативного выезда подразделений пожарной охраны (время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут) находились до 40% населенных пунктов, в которых проживали до 100 тысяч жителей области. В целом в Российской Федерации процент прикрытия населенных пунктов составляет 71% (2011 год, источник - Концепция федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года").
Количество погибших на пожарах в сельской местности в Вологодской области в 2011 году - 113 погибших, что составляет 65.7% от общего количества погибших на пожарах (источник - статистический сборник "Пожары и пожарная безопасность в 2011 году"). По сравнению с 2007 годом наблюдается общее снижение данного показателя (на 12.4%), но при этом в Российской Федерации снижение за указанный период составило 20.6%, а в Северо-Западном федеральном округе - 25.8%. За счет реализации мероприятий программы планируется снижение количества погибших на пожарах в сельской местности.
Широкая сеть подразделений Противопожарной службы области позволила значительно снизить последствия пожаров и загораний. Значительно активизирована профилактика пожаров, оказывающая непосредственное влияние на достижение целей государственной программы.
В то же время дальнейшее повышение уровня пожарной безопасности на территории области требует наличия подразделений, оснащенных современными средствами пожаротушения, а также дальнейшего развития сети этих подразделений ввиду большого количества населенных пунктов на территории области и их значительной удаленности друг от друга.
Одной из основных составляющих обеспечения пожарной безопасности является выполнение требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях, учреждениях культуры и здравоохранения (далее именуемые вместе - учреждения социальной сферы) в целях обеспечения защищенности жизни и здоровья посетителей и работников от несчастных случаев, аварий, а также в целях снижения материального ущерба от пожаров.
Обеспечение защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечение безопасности на водных объектах) направлено на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
На территории Вологодской области функционируют 46 объектов повышенного риска. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую и социальную значимость для области, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды.
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, а также техногенные аварии являются источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан и экономики области.
Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на территории области осуществляется поисково-спасательными подразделениями МЧС России, бюджетного учреждения защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области "Аварийно-спасательная служба Вологодской области" (далее также - аварийно-спасательная служба области), а также аварийно-спасательными формированиями муниципальных образований и поисковыми формированиями иных организаций.
Своевременные и эффективные предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории области требуют современного технического оснащения поисково-спасательных формирований области и обеспечения необходимых условий для размещения спасателей.
Эффективность мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Вологодской области, а также обеспечению пожарной безопасности зависит от наличия и эффективности работы систем оповещения и информирования населения и экстренных оперативных служб о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных происшествиях. Своевременность оповещения позволяет значительно снизить все виды ущерба, минимизировать риск гибели людей.
Основной системой оповещения населения на территории Вологодской области является территориальная автоматизированная система централизованного оповещения гражданской обороны "Маяк" (далее - ТАСЦО ГО "Маяк"). ТАСЦО ГО "Маяк" введена в эксплуатацию в 80-х годах и размещена в 2 городских округах и 26 районных центрах области. На момент начала реализации государственной программы охват населения различными средствами оповещения составлял 72.2%, при этом основная часть аппаратуры ТАСЦО ГО "Маяк" требовала реконструкции.
В дополнение к существующей ТАСЦО ГО "Маяк" для оповещения населения в местах массового пребывания людей необходимо создание элементов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - система "ОКСИОН") на региональном уровне. Создание такой системы ведется на всей территории Российской Федерации. Указанная система предназначена не только информировать население, но и позволяет транслировать профилактические и учебные текстовые сообщения или видеоролики, направленные на обучение населения мерам безопасности.
Для обеспечения своевременного и комплексного реагирования экстренных оперативных служб на территории всех субъектов Российской Федерации создается система обеспечения вызова таких служб по единому номеру "112", направленная на обеспечение возможности приема и обработки круглосуточных и бесплатных вызовов (сообщений о происшествиях) от населения по принципу "одного окна".
Гражданская оборона - это осуществление мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов (далее также - возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий), но и от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Защита населения, материальных и культурных ценностей от указанных опасностей невозможна без подготовительных мероприятий, направленных на создание и содержание запасов имущества гражданской обороны, обеспечение его сохранности, а также без технического обеспечения управления гражданской обороны области.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения области невозможно без развития и повышения готовности сил и средств Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по всем направлениям.
Дальнейшее качественное повышение общего уровня комплексной безопасности жизнедеятельности населения области требует объединения всех направлений обеспечения безопасности населения, включая общественную безопасность, правопорядок и безопасность среды обитания. Решение этой задачи возможно только на основе комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, оповещение и информирование населения, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий. Данная система должна будет объединить все существующие и планируемые к созданию системы обеспечения безопасности различных уровней.
Вышеперечисленные проблемы по всем направлениям государственной программы требуют комплексного программного подхода и соответствующего уровня финансирования.
2. Информация о приоритетах социально-экономического развития в сфере реализации государственной программы, цель, задачи, сроки реализации государственной программы
Приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной программы являются:
повышение уровня доходов и качества жизни россиян до показателей, характерных для развитых экономик, что означает в том числе высокие стандарты личной безопасности (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р);
сосредоточение усилий и ресурсов на повышении качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, что невозможно без принятия мер по обеспечению пожарной безопасности (в том числе по техническому переоснащению противопожарных подразделений), без усилий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций и без проведения мероприятий в области гражданской обороны (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537);
повышение качества жизни граждан путем гарантирования личной безопасности (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537), которая в свою очередь обусловлена обеспечением пожарной безопасности на территории области и в учреждениях социальной сферы, снижением рисков и смягчением последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и необходимостью совершенствования готовности гражданской обороны на территории области.
В ходе реализации государственной программы учитываются основные направления следующих федеральных программ:
Государственная программа Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 300;
федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 555;