ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2016 года N 85
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 09.01.2024 N 1.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в государственную программу "Развитие образования Республики Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54 (с последующими изменениями).
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 23 марта 2016 года N 85
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
1) в паспорте государственной программы "Развитие образования в Республике Башкортостан" (далее - государственная программа):
а) раздел "Цель и задачи государственной программы" дополнить абзацем следующего содержания:
"обеспечить внедрение односменного режима обучения в 1 - 11 (12) классах общеобразовательных организаций";
б) раздел "Сроки и этапы реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Сроки и этапы реализации государственной программы | 2013 - 2025 годы без деления на этапы"; |
в) подпункт 8 раздела "Перечень подпрограмм" изложить в следующей редакции:
"8. "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения в Республике Башкортостан";";
г) раздел "Ресурсное обеспечение государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение государственной программы | Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2013 - 2025 годах составит 518475124,1 тыс. рублей, |
2) раздел 1 государственной программы изложить в следующей редакции:
"1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Реализация государственной политики Республики Башкортостан в сфере образования направлена на повышение роли образования как инструмента инновационного развития социально-экономической сферы и обеспечения социального благополучия населения в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761, Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 (с последующими изменениями), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (с изменением, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1121-р), Законом Республики Башкортостан "Об образовании в Республике Башкортостан", а также со Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370.
В республике на 1 января 2015 года насчитывалось 3,4 тыс. образовательных организаций, 1567 дошкольных образовательных организаций, 2344 школы, из них 1362 юридических лица и 709 филиалов, школ-интернатов, лицеев, гимназий и 5 негосударственных общеобразовательных организаций, 10 вечерних (сменных) общеобразовательных школ, 20 детских домов, 225 организаций дополнительного образования, 85 профессиональных образовательных организаций; функционировало 10 самостоятельных государственных образовательных организаций высшего образования и 15 филиалов государственных образовательных организаций высшего образования. В образовательных организациях обучаются и воспитываются свыше 883,4 тыс. человек, работают более 147,4 тыс. педагогических работников и обслуживающего персонала.
Общее число обучающихся в Республике Башкортостан в 2015 - 2016 учебном году - 440586 человек.
Современная система образования нуждается в модернизации согласно требованиям инновационного, социально ориентированного развития республики и страны в целом. В условиях стремительных социально-экономических изменений необходимы разработка механизмов реализации основных направлений развития образования и соответствующее эффективное использование финансовых ресурсов.
Одной из основных проблем развития системы образования Республики Башкортостан является износ материально-технической базы государственных и муниципальных образовательных организаций, не отвечающих современным стандартам организации учебно-воспитательного процесса и нормативным требованиям санитарной и пожарной безопасности. Не менее важны строительство новых и реконструкция существующих объектов образования.
Актуальна проблема, связанная с нехваткой мест в дошкольных образовательных организациях, в связи с чем необходимо увеличивать объемы их строительства, оказывать поддержку негосударственным детским садам, развитию и внедрению альтернативных моделей дошкольного образования.
Программные мероприятия в сфере дошкольного образования полностью направлены на ликвидацию очередности на получение мест в детских садах для детей в возрасте от 3 до 7 лет к 1 января 2016 года. К 2017 году необходимо обеспечить переход дошкольного образования на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).
Имеются нарушения, связанные с ведением образовательной деятельности, получением лицензии на ее осуществление и государственной аккредитации, обеспечением необходимого качества образования. По этой причине требуется усиление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере образования.
Не менее важно повышать уровень квалификации руководителей образовательных организаций в областях менеджмента и экономики в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к должностным обязанностям.
В связи с введением в образовательный процесс ФГОС второго поколения с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) предъявляются новые требования к квалификационному уровню педагогов. Требует совершенствования организация повышения квалификации работников образования в целях обеспечения непрерывности и адресного подхода к повышению их квалификации, учета индивидуальных особенностей и потребностей.
Продолжает оставаться актуальным привлечение, в том числе с использованием мер государственной поддержки, перспективных выпускников педагогических вузов на работу в образовательные организации.
В республике число общеобразовательных организаций, применяющих инновационные методы обучения, составляет 9,9%, в них обучаются 23,2% человек. В круг первоочередных задач до 2017 года входит увеличение доли инновационных общеобразовательных организаций, обеспечивающих всестороннее развитие детей, ориентированных на достижение ими высоких профессиональных результатов. В целях расширения работы с одаренными детьми из сельской местности необходимо усилить деятельность инновационных школ-интернатов, которые характеризуются разнообразием предметной и профессиональной ориентации, среди них школы-интернаты экономической, политехнической, художественной, музыкальной, спортивной направленностей.
На базе государственной автономной образовательной организации дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан создан Научно-методический центр развития одаренности. Однако требует дальнейшего совершенствования система подготовки преподавателей к работе с одаренными детьми. В частности, недостаточно развиты меры стимулирования таких педагогов. Очевидна задача создания единой региональной системы по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей. Необходимо совершенствование сети специализированных образовательных организаций, а также непрерывное сопровождение одаренных детей в период их самореализации.
В целях обеспечения развития талантливых и творчески работающих педагогов ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства: "Учитель года", "Педагог года", "Мастер года", "Лучший классный руководитель", "Сердце отдаю детям". С 2010 года проходят конкурсы: "Учитель-мастер", "Педагог-исследователь", "Информационно-коммуникационные технологии в творчестве учителя".
Обучение в организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, завершается государственной итоговой аттестацией (далее - ГИА), при успешном прохождении которой выпускнику выдается аттестат об основном общем или о среднем общем образовании.
С 2014 года ГИА по образовательным программам основного общего образования проводится в двух формах: основного государственного экзамена и государственного выпускного экзамена.
ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится тоже в двух формах: единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена.
Обязательными для сдачи ГИА являются учебные предметы "Русский язык" и "Математика".
В целях организованного проведения ГИА в Республике Башкортостан осуществляются подготовка и обучение всех участников процесса.
В соответствии с Положением о размере и порядке выплаты компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена и единого регионального экзамена по башкирскому языку в Республике Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2014 года N 125, ежегодно выплачивается денежная компенсация в пределах средств бюджета Республики Башкортостан, выделяемых Министерству образования Республики Башкортостан (далее - Минобразования РБ) на указанные цели.
Для обеспечения объективности проведения единого государственного экзамена каждая аудитория пунктов, в которых он проводится, оборудована системами видеонаблюдения. В 2014 году видеотрансляция единого государственного экзамена в режиме он-лайн осуществлялась в 60% аудиторий, в 2015 году - в 50%, а в 2016 году этот показатель планируется довести до 75%. Благодаря принятым мерам количество удалений с экзамена за допущенные нарушения установленного порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования значительно сократилось (в 2013 году - 30 случаев, в 2014 году - 21 случай, в 2015 году - 8 случаев). В течение 2014 и 2015 годов факты размещения контрольных измерительных материалов в сети Интернет не зафиксированы (в 2013 году было зафиксировано 18 таких фактов).
Несмотря на положительную тенденцию соблюдения порядка проведения ГИА, необходимо подключение в режим он-лайн 100% действующих систем видеонаблюдения.
Особого внимания требует процедура проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования, а именно: тиражирование и пакетирование экзаменационных материалов; их доставка до мест проведения экзамена и обратно в Центр мониторинга в образовании и сопровождения государственной итоговой аттестации для их дальнейшей обработки; выплата денежной компенсации лицам, привлекаемым к проверке и технологической обработке экзаменационных работ.
Остается ряд проблем в развитии системы дополнительного образования детей, в том числе в части повышения профессионального уровня педагогов и укрепления материально-технической базы соответствующих организаций. Особое внимание следует уделить взаимодействию общеобразовательных организаций с организациями дополнительного образования детей при их внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Материальная база большинства загородных детских оздоровительных организаций не отвечает современным реалиям: требуются ремонт медицинских пунктов, спальных корпусов, пищеблоков, замена холодильного и технологического оборудования, обновление инвентаря. При этом ежегодно растут требования надзорных служб и родителей к условиям пребывания детей.
В связи с изложенным стратегическими задачами современной системы образования Республики Башкортостан являются:
повышение информационных компетенций работников образования;
внедрение современных методов обучения на базе ИКТ.
По данным соответствующего мониторинга, 83% учителей республики владеют ИКТ, вместе с тем удостоверения о повышении квалификации в данной сфере имеют 53,5% учителей. Наблюдается нехватка квалифицированных кадров в сфере информатизации, менее чем в 10% государственных и муниципальных общеобразовательных организаций республики имеются дополнительные штатные единицы по информатизации.
Оснащение средствами информатизации государственных и муниципальных организаций образования республики производится за счет средств, выделяемых из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан в рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования:
в 2011 году были оснащены 154 базовые школы республики на общую сумму 36,8 млн. рублей, приобретено программное обеспечение для реализации дистанционного обучения в базовых школах на сумму 10,35 млн. рублей;
в 2012 году было приобретено 18000 ноутбуков на сумму 258,0 млн. рублей для учителей начальных классов, информатики и других предметов, активно применяющих ИКТ в учебном процессе; 686 школ были оснащены компьютерными классами (по 12 компьютеров каждый) на сумму 138,4 млн. рублей; был закуплен сервер для организации дистанционного обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях республики на сумму 964,0 тыс. рублей; приобретено программное обеспечение на сумму 10,5 млн. рублей.
Необходимы комплексное применение ИКТ в образовательной деятельности, научных исследованиях, административном управлении, а также развитие инфраструктуры республиканской образовательной информационной системы путем создания сети территориально распределенных центров информатизации (республиканского и муниципальных центров, информационных центров базовых школ и центров информационных технологий, профессиональных образовательных организаций). Надо усилить сетевое взаимодействие организаций образования, внедрить в практику информационные системы управления государственными и муниципальными образовательными организациями, создать электронный мониторинг системы образования республики. Требуется расширить применение технологий дистанционного обучения в Республиканском центре дистанционного образования детей-инвалидов на дому.
Особые требования предъявляются к системе сопровождения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего проживающих в условиях учреждений интернатного типа. Одной из важнейших проблем остается низкий уровень самостоятельности таких детей в решении жизненно важных задач: трудоустройства, налаживания семейных отношений, социальной адаптации, освоения и выполнения общественных ролей. Поведение выпускника детского дома при решении задач жизнеустройства зачастую является противоречивым, конфликтным, напряженным.
Большие изменения претерпевает система профессионального образования. Происходит сокращение контингента в профессиональных образовательных организациях, вызванное снижением численности выпускников общеобразовательных организаций и перераспределением их потоков в пользу высшего образования. Отдельные отрасли экономики испытывают проблемы, связанные с дефицитом рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Таким образом, сфера образования Республики Башкортостан сегодня формирует современные модели дошкольного, общего и профессионального образования, направленные на обеспечение соответствия этой сферы как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества по поводу качества и доступности образовательных услуг. При этом необходимо соблюдение государственных гарантий прав граждан на получение общего и среднего профессионального образования.";
3) раздел 2 "Цели и задачи государственной программы" дополнить абзацем следующего содержания:
"обеспечить внедрение односменного режима обучения в 1 - 11 (12) классах общеобразовательных организаций";
4) раздел 3 государственной программы изложить в следующей редакции:
"3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Государственная программа реализуется в 2013 - 2025 годах без деления на этапы.";
5) в разделе 5 "Ресурсное обеспечение государственной программы":
а) абзац второй изложить в следующей редакции:
"Финансовое обеспечение государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, местных бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан и внебюджетных источников.";
б) Методику распределения межбюджетных трансфертов, перечисляемых в виде субвенций и субсидий в местные бюджеты муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан изложить в следующей редакции:
"МЕТОДИКА распределения межбюджетных трансфертов, перечисляемых в виде субвенций и субсидий в местные бюджеты муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан
Наименование методики распределения средств | Наименование программного мероприятия | Основание для распределения трансфертов |
1 | 2 | 3 |
Способ (методика) | организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству | приложение N 4 к Закону Республики Башкортостан |
Способ (методика) | образование и обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах муниципальных образований Республики Башкортостан | приложение N 2 к Закону Республики Башкортостан |
Методика распределения иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан на выплату ежемесячной надбавки к заработной плате работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования | ежемесячная надбавка к заработной плате работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования | Постановление Правительства Республики Башкортостан от 2 сентября 2010 года N 332 |
Способ (методика) | организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) | приложение N 6 к Закону Республики Башкортостан |
Порядок предоставления и расходования субсидий местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан на софинансирование расходов муниципальных образований Республики Башкортостан на проведение капитального и текущего ремонтов и приобретение оборудования для муниципальных стационарных загородных детских оздоровительных лагерей | проведение капитального и текущего ремонтов и приобретение оборудования для муниципальных стационарных загородных детских оздоровительных лагерей | Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 июня 2014 года N 266 |
Способ (методика) | отдых и оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; | приложение N 1 к Закону Республики Башкортостан |
Способ (методика) | предоставление мер государственной поддержки многодетным малоимущим семьям по бесплатному обеспечению учащихся школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий; | приложение N 3 к Закону Республики Башкортостан |
Методика распределения субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семьи | выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семьи за счет средств федерального бюджета | Закон Республики Башкортостан |
Способ (методика) | компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования | приложение N 5 к Закону Республики Башкортостан |
Методика распределения субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемным родителям | содержание ребенка в приемной семье; | Закон Республики Башкортостан |
Методика | обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях | Закон Республики Башкортостан |
Порядок предоставления и расходования субсидий из бюджета Республики Башкортостан местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование расходов муниципальных образований Республики Башкортостан на строительство и реконструкцию муниципальных объектов дошкольного и общего образования | ввод новых мест в общеобразовательных организациях за счет строительства зданий, пристроев к зданиям общеобразовательных организаций и реконструкции этих зданий | Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 августа 2012 года N 285 |
Методика определения общего объема субсидий, предоставляемых местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан на создание новых мест в общеобразовательных организациях за счет капитального ремонта | ввод новых мест в общеобразовательных организациях за счет капитального ремонта | приложение N 7 к государственной программе |