ГУБЕРНАТОР НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2016 года N 31-пг


О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера ненецкого автономного округа на 2016 - 2025 годы

(с изменениями на 15 февраля 2021 года)

(в ред. постановлений Губернатора Ненецкого автономного округа от 01.08.2017 N 78-пг, от 15.02.2021 N 9-пг)




В целях реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 132-р, Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года, утвержденной постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 07.11.2019 N 256-сд, постановляю:


(в ред. Постановления Губернатора Ненецкого автономного округа от 15.02.2021 N 9-пг)


1. Утвердить Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа на 2016 - 2025 годы (далее - Концепция) согласно Приложению 1.


2. Утвердить План мероприятий реализации Концепции на 2016 - 2020 годы согласно Приложению 2.


2.1. Утвердить План мероприятий реализации Концепции на 2021 - 2025 годы согласно Приложению 3.


(п. 2.1 введен постановлением Губернатора Ненецкого автономного округа от 15.02.2021 N 9-пг)


3. Определить Департамент внутренней политики Ненецкого автономного округа в качестве уполномоченного органа по контролю за ходом реализации Концепции.


(в ред. постановлений Губернатора Ненецкого автономного округа от 01.08.2017 N 78-пг, от 15.02.2021 N 9-пг)


4. Рекомендовать главам муниципальных образований Ненецкого автономного округа утвердить собственные планы реализации Концепции.


5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор
Ненецкого автономного округа
И.В.КОШИН



Приложение 1
к постановлению губернатора
Ненецкого автономного округа
от 21.04.2016 N 31-пг
"О Концепции устойчивого развития
коренных малочисленных народов Севера
Ненецкого автономного округа
на 2016 - 2025 годы"



КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2016 - 2025 ГОДЫ

(в ред. постановления Губернатора Ненецкого автономного округа от 01.08.2017 N 78-пг)




Раздел I. Введение


Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа на 2016 - 2025 годы (далее - Концепция) направлена на объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа для решения задач экономического, социального и культурного развития коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа.


Концепция разработана на основе положений Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека и иных нормах международного права, Федерального закона от 16.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 132-р, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2013 году, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Ненецкого автономного округа, Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года, утвержденной постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 07.11.2019 N 256-сд, иных нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа.


(в ред. Постановления Губернатора Ненецкого автономного округа от 15.02.2021 N 9-пг)


Концепция представляет собой целостную систему мер правового, экономического, социального, организационного характера, направленных на создание условий устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера и служит основой для разработки и реализации целевых региональных и муниципальных программ.



Раздел II. Современное состояние малочисленных народов в Ненецком автономном округе


Территория Ненецкого автономного округа является исконной средой обитания, ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (далее - малочисленные народы). Согласно Единому перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 255, на территории Ненецкого автономного округа малочисленным народом являются ненцы. К местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации в Ненецком автономном округе отнесена территория муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район", за исключением муниципального образования "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей".


По данным переписи населения 2010 года в Ненецком автономном округе проживало 42090 человек, из них 7704 человека (или 17,8%) являются малочисленными народами, из которых 99,8% отнесли себя к ненцам.


Этнообразующими, этносохраняющими видами традиционной хозяйственной деятельности для малочисленных народов являются: оленеводство, рыболовство, охота, собирательство, традиционные и художественные промыслы.


Малочисленные народы преимущественно (93,8%) проживают в сельской местности, из которых свыше 1,5 тысяч человек ведут традиционный кочевой и полукочевой образ жизни, порядка 1 тысячи из них заняты в оленеводстве. Оленеводческую деятельность в Ненецком автономном округе осуществляют 23 сельскохозяйственных предприятия (организации), в том числе 1 государственное унитарное предприятие, 13 сельскохозяйственных производственных кооперативов и 9 семейных родовых общин малочисленных народов.


Традиционный образ хозяйствования малочисленных народов осложнен неприспособленностью к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объемами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов. Нестабильное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности приводит к обострению социальных проблем.


Развитие нефтегазового комплекса в Ненецком автономном округе, с одной стороны, дает финансовую основу для долговременных вложений в традиционные отрасли хозяйствования и повышения уровня жизни населения, с другой стороны, сказывается на вынужденном сокращении территорий пастбищ и экологической безопасности региона. Поэтому реализация мероприятий, направленных на гармоничное сочетание промышленного освоения территорий и традиционного образа жизни, имеет важное значение для устойчивого развития малочисленных народов.


Одним из главных ориентиров государственной политики Ненецкого автономного округа является не только эффективное освоение минеральных, энергетических и биологических ресурсов, охрана окружающей среды, но и обеспечение комфортной жизнедеятельности проживающего в регионе населения. С целью повышения качества и стандартов жизни населения, создания благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей при обеспечении экономического роста и социальной стабильности в обществе, в отношении малочисленных народов реализуется как федеральное законодательство, так и законодательство Ненецкого автономного округа.


Главой 4 Устава Ненецкого автономного округа предусматриваются организационно-правовые и социально-экономические меры, направленные на обеспечение устойчивого развития малочисленных народов. На основе уставных норм сформирована законодательная база Ненецкого автономного округа, включающая 25 нормативных правовых актов, гарантирующих соблюдение прав малочисленных народов и учитывающих их интересы в различных сферах деятельности.


Оценивая современное социально-экономическое положение малочисленных народов и деятельность органов государственной власти Ненецкого автономного округа, направленную на реализацию мер поддержки малочисленных народов, можно сделать вывод о том, что для комплексного решения проблем малочисленных народов, носящих межведомственный характер, необходимо четко урегулировать зоны ответственности органов государственной власти всех уровней и уточнить долгосрочные ориентиры социально-экономического развития малочисленных народов.



Раздел III. Принципы устойчивого развития малочисленных народов


Устойчивое развитие малочисленных народов строится на принципах:


1) соблюдения гарантий прав малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;


2) комплексного решения задач социально-экономического и этнокультурного развития малочисленных народов на основе единой политики органов государственной власти и органов местного самоуправления;


3) обеспечения эффективного участия самих малочисленных народов в достижении своего устойчивого развития;


4) признания значения земли, других природных ресурсов и благополучия окружающей среды как основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;


5) рационального использования земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;


6) признания права малочисленных народов на приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам, охотничьим угодьям, биологическим ресурсам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;


7) системного подхода в оказании мер государственной поддержки малочисленным народам, с учетом категорий и видов осуществляемой ими деятельности:


а) представителям малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни и являющихся субъектами права традиционного природопользования;


б) представителям малочисленных народов, проживающих в сельской местности, для которых виды традиционной хозяйственной деятельности являются неосновным способом жизнеобеспечения;


в) представителям малочисленных народов, проживающих в населенных пунктах, не отнесенных к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;


8) необходимости участия представителей малочисленных народов и их объединений в принятии решений по вопросам, затрагивающим права и интересы малочисленных народов при промышленном освоении территорий в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;


9) необходимости оценки культурных, экологических и социальных последствий предлагаемых к реализации проектов и работ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;


10) возмещения ущерба, нанесенного исконной среде обитания, традиционному образу жизни и здоровью малочисленных народов.



Раздел IV. Цель, задачи и основные направления реализации Концепции


Целью настоящей Концепции является создание условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов, на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей.


Для достижения цели необходимо решение следующих задач:


1) сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни малочисленных народов и развитие хозяйственно-экономической инфраструктуры в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности при сохранении экологического баланса.


Решение указанной задачи предусматривает:


а) установление правового режима охраны территорий традиционного природопользования с обеспечением доступа малочисленных народов к управлению данными территориями;


б) предоставление приоритетного доступа малочисленных народов к земельным и рыбопромысловым участкам, охотничьим угодьям, биологическим ресурсам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»