СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
 Восемнадцатая сессия 28-го созыва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 ноября 2019 года N 256-сд

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года



Собрание депутатов Ненецкого автономного округа постановляет:


1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года (прилагается).


2. Признать утратившими силу:


1) постановление Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 22 июня 2010 года N 134-сд "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года";


2) постановление Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 9 февраля 2012 года N 1-сд "О внесении изменения в Стратегию социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года".


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



Председатель Собрания депутатов
Ненецкого автономного округа
А.И.ЛУТОВИНОВ



Утверждена
постановлением Собрания депутатов
Ненецкого автономного округа
от 7 ноября 2019 года N 256-сд


СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2030 ГОДА


Содержание


1. Вводная часть.


2. Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Ненецкого автономного округа.


3. Сценарии и прогноз социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года.


4. Основные направления экономического развития Ненецкого автономного округа.


5. Основные направления развития человеческого капитала и социальной сферы Ненецкого автономного округа.


6. Основные направления инфраструктурного развития Ненецкого автономного округа.


7. Основные направления рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности Ненецкого автономного округа.


8. Развитие государственного и муниципального управления Ненецкого автономного округа.


9. Основные направления пространственного развития Ненецкого автономного округа.


10. Результаты оценки финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии.


1. Вводная часть


Территория Ненецкого автономного округа составляет 176,8 тыс. кв. км. Округ занимает 20 место в России по площади. Регион полностью расположен на территории Арктической зоны Российской Федерации и относится к районам Крайнего Севера.


На западе округ граничит с Архангельской областью, на юге - с Республикой Коми, на востоке - с Ямало-Ненецким АО, с севера - омывается Баренцевым, Белым и Карским морями.


Ненецкий автономный округ территориально входит в состав Архангельской области, одновременно являясь отдельным субъектом Российской Федерации. Взаимодействие органов государственной власти Ненецкого автономного округа и Архангельской области осуществляется на основании Договора между органами государственной власти Архангельской области Ненецкого автономного округа о взаимодействии при осуществлении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (утвержден законом Ненецкого автономного округа от 23 июня 2014 года N 50-ОЗ).


Численность населения региона по состоянию на конец 2017 г. составляет 44 тыс. человек. Округ является самым малонаселенным регионом России.


Столица округа - г. Нарьян-Мар (в переводе с ненецкого языка - Красный город) располагается в низовьях р. Печора, в 110 км от Баренцева моря. По состоянию на конец 2017 г. численность населения г. Нарьян-Мара составила 24,8 тыс. человек или более 56% от общей численности населения округа. Расстояние от Нарьян-Мара до Москвы по автомобильным дорогам превышает 2,2 тыс. км, по воздуху - 1,5 тыс. км. До ближайшей железнодорожной станции Усинск - 350 км. Административно-территориальное устройство Ненецкого автономного округа включает 1 городской округ (г. Нарьян-Мар), 1 муниципальный район (Заполярный), 1 поселок городского типа районного значения (рабочий поселок Искателей), 18 сельских поселений и 41 сельский населенный пункт.


1.1. Ключевые конкурентные преимущества Ненецкого автономного округа


В Ненецком автономном округе расположены крупные сырьевые запасы нефти и газа.


На территории Ненецкого автономного округа сосредоточены значительные запасы углеводородного сырья: около 1 млрд тонн нефти и более 500 млрд куб. м газа. При этом недра округа характеризуются достаточно высокой степенью изученности нефтегазоносных площадей и относительно невысокой степенью выработанности запасов нефти: по состоянию на конец 2017 г. выработано около 25% разбуренных запасов нефти и всего около 1% газа. На территории Северо-Западного федерального округа Ненецкий автономный округ наряду с Республикой Коми обладает наиболее высоким потенциалом освоения недр. Трубопроводная инфраструктура округа позволяет увеличить транспортировку нефти за пределы округа в 1,6 - 1,8 раз относительно текущих объемов добычи, которые составляют порядка 15 млн т в год.


Ненецкий автономный округ расположен по маршруту Северного морского пути.


Территория Ненецкого автономного округа омывается Баренцевым, Белым, и Карским морями. Длина береговой линии округа превышает 1 500 км, что составляет 10% от береговой линии российского участка Северного морского пути. В соответствии с прогнозом, объем грузопотока по Северному морскому пути к 2024 году возрастет до 80 млн т, а к 2035 году увеличится в 15 раз до 155,5 млн т. В настоящее время крупнейшие мировые компании осуществляют тестовые проходы по данному маршруту, однако расширение бизнеса сдерживается недостатком портовой и береговой инфраструктуры по пути следования.


Кроме того, прямой доступ Ненецкого автономного округа к морям позволяет осуществлять добычу рыбных ресурсов. По состоянию на 2017 год едва ли не единственным экспортным товаром организаций округа была мороженая треска, экспортируемая на сумму порядка семи миллионов долларов США ежегодно. В северных морях России по-прежнему сохраняется потенциал увеличения вылова рыбы, что может быть привлекательным для российских и зарубежных инвесторов.


Арктическое расположение Ненецкого автономного округа - фактор привлечения дополнительных инвестиций.


Ненецкий автономный округ является одним из четырех регионов, которые полностью входят в сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296). Среди регионов Российской Арктики Ненецкий автономный округ характеризуется наиболее высоким объемом валового регионального продукта в расчете на душу населения (5,8 млн рублей), а также относительно высокой плотностью населения - 25 чел. на 100 кв. км (Чукотский автономный округ - 7 чел. на 100 кв. км, арктические территории Республики Саха (Якутия) - 4 чел. на 100 кв. км).


Важность Арктической зоны для развития страны подчеркивает ряд стратегических документов федерального уровня. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации определяет комплексный подход к развитию Арктики и декларирует необходимость опережающего развития региона. Ненецкий автономный округ, в таком контексте, ввиду своего территориального расположения может оказаться в центре федерального внимания.


1.2. Внутренние факторы, ограничивающие развитие Ненецкого автономного округа


Монопрофильная структура делает экономику Ненецкого автономного округа уязвимой перед внешними вызовами.


В действующей модели развития экономика и социальная сфера Ненецкого автономного округа критично зависят от цен на нефть. В прошедшие кризисные для цен на углеводородное сырье периоды валовой региональный продукт округа сокращался (на 17% в 2009 году, на 10% в 2012 г., на 2% в 2014 г. - все в реальных ценах), доходы бюджета падали (на 6% в 2015 г., на 24% в 2016 г. - все в реальных ценах), а регион выходил на долговой рынок для выполнения текущих социальных обязательств. Сложная международная политическая ситуация, режимы санкционных ограничений повышают риск для традиционного развития региона на основе добычи углеводородного сырья.


Добыча нефти формирует порядка 75% валового регионального продукта Ненецкого автономного округа, генерируя 8,7 тыс. рабочих мест (25% от общего числа по балансу трудовых ресурсов). В то же время, на 25% валового регионального продукта приходятся все оставшиеся отрасли экономики, создающие 3/4 рабочих мест региона. Данная диспропорция влияет не только на развитие экономики в целом, но и на жизнь граждан: в регионе диагностирован существенный разрыв между уровнем оплаты труда в добывающих отраслях (более 100 тысяч рублей) и других отраслях экономики (порядка 50 - 70 тысяч рублей). В целях повышения устойчивости экономики Ненецкого автономного округа и повышения качества жизни населения описанные диспропорции должны быть смягчены.


Кроме того, добываемая в Ненецком автономном округе нефть не перерабатывается на территории региона. В то же время, по северному завозу в округ со значительным удорожанием поставляются продукты нефтепереработки, что приводит к более высоким затратам в экономике региона.


Неравномерное пространственное развитие Ненецкого автономного округа: высокие затраты на жизнедеятельность.


Пространственная структура расселения Ненецкого автономного округа характеризуется высокой концентрацией населения на небольшой территории: на столицу округа - город Нарьян-Мар - приходится более половины всего населения. Все городское население сконцентрировано в г. Нарьян-Маре и примыкающем к нему рабочем поселке Искателей и составляет 73% населения Ненецкого автономного округа. Значительная часть сельских населенных пунктов расположены на реке Печора и ее притоках, и связаны со столицей Ненецкого автономного округа в летнее время регулярным водным транспортом. Печорская часть вмещает уже более 80% населения округа, и здесь расположены центры 7 из 18 сельских поселений округа. Остальное население (менее 20%) "разбросано" по округу, и с Нарьян-Маром имеет сезонное реки, зимники и регулярное воздушное сообщение.


Дисперсное расселение за пределами основного ядра, наличие удаленных поселений, низкий уровень транспортной доступности, преобладание дорогостоящих видов транспорта (авиаперевозки) формирует исключительно высокие затраты на обеспечение жизнедеятельности и экономического развития (индекс бюджетных расходов на 2018 год составляет - 4,376).


Кроме того, выявлена так называемая "транспортная дивергенция" округа, выражающаяся в том, что часть территории имеет лучшую транспортную связность с соседними территориями, чем с административным центром. Например, часть поселений западной части округа лучше и с меньшими издержками связана через город Мезень с Архангельском, чем с Нарьян-Маром. Влияние данного фактора также ограничивает проведение единой экономической политики развития округа.


Транспортная изолированность и недостаток инфраструктуры: стоп-фактор развития Ненецкого автономного округа.


Ненецкий автономный округ является единственным субъектом европейской части России, не имеющим постоянного наземного транспортного сообщения с другими регионами. Железные дороги на территории округа отсутствуют. Данное обстоятельство не позволяет создать эффективную логистику и поддерживать обрабатывающие производства ввиду существенного роста операционных затрат.


Важным ограничением развития роста является недостаток трубопроводных мощностей для освоения нефтегазовых месторождений. Если пропускная способность нефтепроводов позволяет увеличить добычу нефти практически в два раза, то транспортная инфраструктура для вывоза газа за пределы округа фактически отсутствует.


Доходы, генерируемые на территории Ненецкого автономного округа, в существенной степени не попадают в окружной бюджет.


В Ненецком автономном округе самые низкие доходы окружного бюджета в расчете на душу населения среди арктических регионов Российской Федерации (Мурманская область, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ) и сопоставимых зарубежных регионов Арктики (Юкон, Северо-Западные территории Канады, Нунавут, Гренландия, Финнмарк). При этом Ненецкий автономный округ не получает дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета. Субсидий и иных межбюджетных трансфертов в расчете на душу населения в округ поступает в 3,7 раза меньше, чем в Чукотский автономный округ.


Кроме того, во исполнение межрегионального договора, Ненецкий автономный округ ежегодно перечисляет в Архангельскую область 75% от разделяемых между субъектами налогов и сборов. Роялти (регулярные платежи за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции) на 95% перечисляются в федеральный бюджет, а в бюджеты Ненецкого автономного округа и Архангельской области - по 2,5%.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»