АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 марта 2016 года N 102

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 2016 ГОДУ"

(в редакции Постановлений Администрации Алтайского края от 15.09.2016 N 317, от 18.10.2016 N 356)


Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 155 "О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2016 году".

2. Утратил силу. - Постановление Администрации Алтайского края от 15.09.2016 N 317.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН




Утверждена
Постановлением
Администрации Алтайского края
от 28 марта 2016 года N 102

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 2016 ГОДУ"

(в редакции Постановлений Администрации Алтайского края от 15.09.2016 N 317, от 18.10.2016 N 356)


 Паспорт государственной программы Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2016 году"

Ответственный исполнитель программы

Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите (далее - "Главтрудсоцзащита")

Соисполнители программы

отсутствуют

Участники программы

Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;

управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям;

управление Алтайского края по промышленности и энергетике;

органы местного самоуправления (по согласованию);

краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения (далее - КГКУ ЦЗН);

работодатели (по согласованию)

Подпрограммы программы

отсутствуют

Программно-целевые инструменты программы

отсутствуют

Цель программы

снижение напряженности на рынке труда Алтайского края и поддержка эффективной занятости населения

Задачи программы

развитие трудовых ресурсов для обеспечения устойчивого развития экономики Алтайского края;

содействие созданию и сохранению рабочих мест;

повышение уровня занятости населения, в том числе инвалидов

Индикаторы и показатели программы

численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку (в том числе в другой местности);

численность работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроенных к работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала);

численность работников, находящихся под риском увольнения, обеспеченных временной работой;

численность трудоустроенных инвалидов;

доля родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, инвалидов, выпускников профессиональных образовательных организаций, членов семей с низкими доходами в общем числе участников мероприятий государственной программы;

доля работников организаций, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения, стажировки, участия во временных работах, в общем числе работников, прошедших опережающее профессиональное обучение, стажировку, участвовавших во временных работах;

численность работников, находящихся под риском увольнения;

уровень регистрируемой безработицы;

коэффициент напряженности на рынке труда

Сроки и этапы реализации программы

2016 год, этапы реализации не выделяются

Объемы финансирования программы

общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2016 году" (далее - "государственная программа") составляет 100000,0 тыс. рублей, в том числе:

из федерального бюджета - 70000,0 тыс. рублей;

из краевого бюджета - 30000,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации программы

реализация государственной программы должна обеспечить:

в качественном выражении:

снижение напряженности на рынке труда Алтайского края, в том числе в монопрофильных муниципальных образованиях;

подготовку кадров для оптимального обеспечения запросов региональной экономики;

расширение возможностей занятости граждан путем их перераспределения между сферами экономической деятельности;

создание и сохранение рабочих мест для работников организаций значимых для региона видов экономической деятельности, включая транспортное машиностроение, пищевую и перерабатывающую промышленность, жилищное строительство, сферу туризма и иные отрасли промышленности;

создание условий для интеграции в трудовую деятельность выпускников профессиональных образовательных организаций и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

поддержку уровня занятости и доходов работников организаций, находящихся под риском увольнения, в том числе в монопрофильных муниципальных образованиях;

в количественном выражении:

опережающее профессиональное обучение и стажировку (в том числе в другой местности) 500 работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников;

трудоустройство в организации, реализующие программы развития (в том числе направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), 120 работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций;

обеспечение временной занятости 1400 работников, находящихся под риском увольнения;

трудоустройство 10 инвалидов;

обеспечение доли родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, инвалидов, выпускников профессиональных образовательных организаций, членов семей с низкими доходами в общем числе участников мероприятий государственной программы не менее 30,0%;

обеспечение доли работников организаций, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения, стажировки, участия во временных работах, в общем числе работников, прошедших опережающее профессиональное обучение, стажировку, участвовавших во временных работах, не менее 80,0%;

сдерживание роста численности работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) (не более 9000 человек к концу 2016 года);

сдерживание роста уровня регистрируемой безработицы (не более 2,0% от численности экономически активного населения края в среднем за 2016 год);

предотвращение роста напряженности на рынке труда (не более 1,5 незанятых граждан на одно свободное рабочее место в среднем за 2016 год)

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 15.09.2016 N 317)


 1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


 1.1. Социально-экономическое положение


Экономика Алтайского края представляет собой многоотраслевой комплекс. В базовых для края отраслях основными видами экономической деятельности являются сельское и лесное хозяйство, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь.

По итогам 2015 года экономическая ситуация в крае характеризовалась положительной динамикой некоторых макроэкономических показателей.

Индекс производства продукции сельского хозяйства, произведенной всеми сельхозтоваропроизводителями, составил 107,5% (по России - 103,0%).

Сводный индекс промышленного производства (далее - ИПП) за 2015 год сохранен на уровне предыдущего года (по России - 96,6%). Оборот розничной торговли составил 321,2 млрд рублей, или 90,6% в сопоставимых ценах к уровню 2014 года. Населению края были оказаны платные услуги на сумму 75,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах составило 100,2% к уровню предыдущего года.

В 2015 году в рамках инвестиционной деятельности на развитие экономики и социальной сферы края направлено 91,7 млрд рублей, или 82,3% от уровня 2014 года. Снижение объемов инвестиций в основной капитал по краю обусловлено уменьшением доступности капитала, фактическим удорожанием импортного оборудования. Экономическое развитие региона способствовало стабилизации ситуации на рынке труда, сохранению уровня регистрируемой безработицы и повышению доходов работающего населения. В среднем за 2015 год уровень регистрируемой безработицы составил 1,8%, средний размер номинальной заработной платы увеличился с 19456 рублей до 20082 рублей.

Алтайский край характеризуется высоким уровнем кадрового потенциала. По состоянию на 01.01.2015 численность трудоспособного населения края составила 1344,8 тыс. человек (1,6% трудоспособного населения Российской Федерации, 12,0% - Сибирского федерального округа).

Численность экономически активного населения края в 2015 году составила 1180,4 тыс. человек (49,6% общей численности населения). Из них заняты экономической деятельностью 1085,6 тыс. человек (92,0% от численности экономически активного населения). 94,8 тыс. человек, или 8,0%, не имели занятия и по методологии Международной организации труда (МОТ) классифицируются как безработные.


1.2. Риски и потенциал развития сферы занятости


В 2015 году сохранилось негативное воздействие внешнеполитических факторов на экономику региона. Мониторинг деятельности крупных кредитных организаций в 2015 году свидетельствует о том, что темпы кредитных вложений снижаются, хотя банки адаптируются к новым экономическим условиям и продолжают кредитовать предприятия, организации и население. Основными причинами снижения доступности кредитного ресурса являются высокий уровень процентных ставок по кредитам юридическим и физическим лицам, а также повышение требований к заемщикам. Со снижением в течение 2015 года ключевой ставки Банка России в кредитных организациях пересматривалась кредитная политика, но размер ставок по кредитам все еще остается высоким. Средневзвешенная процентная ставка по кредитам для предприятий снизилась с 18,2% в январе до 14,6% в декабре 2015 года. По итогам 2015 года в сравнении с предыдущим годом объем кредитов, выданных юридическим лицам, снизился на 24,5%, объем ипотечного кредитования - на 31,6%.

Вследствие нестабильности валютного рынка в конце 2014 года был зафиксирован рост цен на импортное сырье и материалы, который негативно повлиял на работу отдельных организаций с высокой долей такого сырья в материальных затратах.

Одновременно произошла оптимизация численности работников банковской сферы: в 2015 году высвобождены более 500 человек, в период с марта по май 2016 года планируется сокращение еще 340 банковских работников.

Всего за 2015 год из организаций края было высвобождено 9,8 тыс. человек, что на 3,5 тыс. человек больше, чем в 2014 году. Среди них 1300 государственных и муниципальных служащих, 220 сотрудников органов внутренних дел, 120 военнослужащих, более 850 работников организаций металлургического производства и производства готовых изделий, порядка 500 человек, работавших в организациях, связанных с производством транспортных средств и оборудования.

В реальном секторе экономики факторы кризисного состояния присутствуют в обрабатывающих производствах, оказывающих основное влияние на формирование ИПП. Сдерживание индекса промышленного производства в зоне отрицательных значений в основном обусловлено результатами деятельности предприятий транспортного машиностроения (ИПП - 52,3%), металлургии (81,9%), производства прочих неметаллических минеральных продуктов (84,2%), кокса (99,8%).

Положительные итоги деятельности регистрируются в производстве пищевых продуктов, включая напитки (105,2%), производстве машин и оборудования (123,8%), резиновых и пластмассовых изделий (110,3%), химическом производстве (100,5%), обработке древесины и производстве изделий из дерева (100,0%), производстве кожи, изделий из кожи и обуви (126,6%). Положительная динамика в пищевой индустрии обусловлена ростом производства продукции в молочной, мясоперерабатывающей, масложировой, плодоовощной промышленности, производстве готовых кормов для животных, прочих пищевых продуктов, а также производстве напитков.

Вместе с тем руководители ряда промышленных предприятий в целях сохранения кадрового потенциала были вынуждены ввести режим неполной занятости. По данным мониторинга увольнения работников численность работающих граждан, находящихся под угрозой высвобождения, по состоянию на 02.03.2016 составила 4,8 тыс. человек, из них в режиме неполного рабочего времени работают 2,9 тыс. человек, в простое по инициативе администрации предприятий - 1,9 тыс. человек.

В перечень монопрофильных городов в крае включены пять населенных пунктов: города Алейск, Заринск, Новоалтайск, Яровое и р.п. Степное Озеро Благовещенского района. В данных территориях под риском увольнения находятся 2119 человек, из них 1793 человека - в простое по инициативе администрации (АО "Алтайвагон", г. Новоалтайск), 326 человек работают в режиме неполного рабочего времени (110 человек - ОАО "Новоалтайский завод мостовых конструкций", 152 человека - ООО "Новоалтайский завод ЖБИ", 54 человека - ООО "Дормаш", г. Заринск, 10 человек - ООО "Талисман", г. Заринск).

За январь - февраль 2016 года из организаций края было уволено более 1,1 тыс. человек, в марте - мае текущего года 458 организаций планируют высвободить еще 2,2 тыс. работников, или 3,8% от среднесписочной численности работников данных организаций. Четко выраженная отраслевая специфика организаций отсутствует. Планируется сокращение порядка 500 муниципальных и государственных служащих (в том числе 257 работников государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, 82 работников Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае), представителей банковского сектора, что создаст дополнительные трудности на рынке труда.

В регионе отмечается увеличение числа граждан, классифицируемых по методологии МОТ как безработные. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю (Алтайкрайстата) численность безработных в ноябре 2015 года - январе 2016 года составила 119,9 тыс. человек, что превышает аналогичный показатель предыдущего года на 11,0%. Уровень общей безработицы составил 10,2% (в соответствующем периоде 2015 года - 9,1%).

Кроме того, отмечено снижение количества вакантных рабочих мест. По сравнению с данными на 01.01.2015 потребность работодателей в работниках снизилась на 948 единиц, составив 17568 вакантных рабочих мест по состоянию на 01.01.2016. Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) за указанный период возрос с 1,2 до 1,4 человек на одну вакансию.

В Алтайском крае прогнозируется рост уровня общей безработицы в среднем за 2016 год до 8,3%, в том числе регистрируемой - до 2,0%, к численности экономически активного населения.

Проблемы в экономике региона окажут негативное влияние на занятость отдельных категорий лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья.

По состоянию на 01.01.2016 в Алтайском крае проживает 188,3 тыс. граждан с инвалидностью, в том числе в трудоспособном возрасте, получающих трудовую пенсию - 23,3 тыс. граждан, из них работает 7,2 тыс. человек.

В общей численности инвалидов трудоспособного возраста 48,0% имеют III группу инвалидности, 36,0% - II группу, 16,0% - I группу.

В целях мониторинга потребности инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве и в открытии собственного дела ежегодно проводится их выборочный опрос. По результатам мониторинга отмечается увеличение доли работающих инвалидов: по сравнению с 2012 годом (начало наблюдений) она увеличилась на 7,0% - с 18,0% до 25,0%. Также на 7,0% возросла доля граждан с инвалидностью, желающих трудоустроиться, - с 32,0% до 39,0%.

Трудоустройство инвалидов осложнено в связи с необходимостью обеспечения работодателями доступности рабочего места с учетом имеющихся у инвалида стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. Выделение стоянок для автотранспорта инвалидов, установка пандусов, поручней и раздвижных дверей, доступных входных групп и санитарных узлов - дополнительные затраты для работодателей, что является сдерживающим фактором при принятии решения о трудоустройстве инвалида.

В целях формирования безбарьерной среды, обеспечения возможности для инвалидов вести независимый образ жизни в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов реализуется план мероприятий ("дорожная карта") Алтайского края "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах социальной защиты, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспорта, связи, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства" (утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 25.09.2015 N 373).

Согласно прогнозу в 2016 году за содействием в трудоустройстве обратится более 2,1 тыс. граждан, относящихся к категории инвалидов (в 2015 году - 2134 человека). В условиях высокой конкуренции им будет сложнее трудоустроиться.

В Алтайском крае проживает 364,8 тыс. молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет (15,3% от общей численности населения). В 2015 году на рынок труда края вышли 27,0 тыс. молодых специалистов, из них 14,5 тыс. с высшим образованием, 12,5 тыс. со средним профессиональным образованием, включая квалифицированных рабочих и служащих (5,5 тыс. выпускников).

Развитие края невозможно без участия молодых специалистов как наиболее перспективных, высокомобильных, открытых новшествам и изменениям, ориентированных на рост и развитие, тем более в условиях высокой потребности в профессиональных кадрах. Вместе с тем выпускники профессиональных образовательных организаций испытывают особые трудности в поиске работы из-за отсутствия трудового опыта. В условиях растущего спроса на молодых и перспективных работников наиболее сложными становятся вопросы, с одной стороны, соответствия работы полученному образованию, с другой - привлекательности тех вакансий, которые заявляются предприятиями, и закрепления молодых кадров в организациях.

Ежегодно в службу занятости населения за содействием в трудоустройстве обращается порядка 1,0 тыс. молодых специалистов. В 2015 году при содействии службы занятости трудоустроено более 66,0% выпускников из числа обратившихся.

В 2016 году ожидается увеличение числа выпускников, обратившихся в целях поиска работы в краевую службу занятости населения, до 1,1 тыс. человек.

Реализация государственной программы существенно расширит возможности занятости инвалидов из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, а также выпускников профессиональных образовательных организаций.

Подготовлен План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Алтайском крае на 2016 год, которым предусмотрен комплекс мер, направленных на активизацию развития импортозамещающих производств, стабилизацию работы системообразующих организаций и достижение сбалансированности рынка труда.

Инвестиционные ресурсы бюджета сконцентрированы на завершении ранее начатых проектов с высокой степенью готовности, а также на реализации проектов, способствующих импортозамещению.

В настоящее время в Алтайском крае насчитывается более 25 крупных действующих либо запланированных к реализации с 2016 года инвестиционных проектов, в рамках которых планируется создание (модернизация) 18,3 тыс. рабочих мест. Срок реализации до 2019 года имеют 10 проектов с планом создания 7,3 тыс. рабочих мест. При этом инвестиционная активность сохраняется во всех базовых сферах экономики - сельском хозяйстве, промышленности, сфере услуг.

Особое место в экономике края занимают обрабатывающее производство и сельское хозяйство, в которых занято 13,0% и 19,0% от общей численности занятых в экономике соответственно. Доминирующее положение в структуре обрабатывающего производства занимает пищевая промышленность, которая является одной из наиболее устойчивых отраслей регионального хозяйства. В отрасли занято порядка 45 тыс. человек, это 30,0% от общего числа работников, занятых в промышленности.

С учетом новых реалий главная задача для аграрной, пищевой и перерабатывающей отраслей промышленности края - расширить ассортиментную линейку (в том числе продуктов питания) для поставки в другие регионы Российской Федерации в рамках замещения импортных товаров. Среди наиболее крупных инвестиционных проектов (в рамках которых запланировано создание более 100 рабочих мест) со сроком реализации до 2019 года:

строительство и техническое оснащение свиноводческого комплекса на 300 тыс. голов в год в Тальменском районе (1200 рабочих мест);

содержание и откорм крупного рогатого скота (до 20,0 тыс. маточного поголовья) с собственной мясохладобойней, пунктом по приемке, первичной переработке на 6 тыс. тонн в год, включая холодильную обработку, хранение мясной продукции и отделение по производству колбасной и деликатесной продукции (600 рабочих мест по краю);

строительство птицеводческого комплекса мощностью 18 тыс. тонн мяса утки в год в Павловском районе (263 рабочих места);

развитие предприятия по производству функциональных продуктов питания и натуральной косметики на основе алтайского природного сырья в г. Новоалтайске (250 рабочих мест).

Значимыми для региона также являются инвестиционные проекты по импортозамещению, реализуемые ОАО "Индустриальный" (строительство блочных теплиц), АО "Барнаульский молочный комбинат" (увеличение объема и расширение ассортимента выпускаемой продукции), ЗАО "Алейскзернопродукт" имени С.Н.Старовойтова (строительство элеватора), маслоэкстракционным заводом "Барнаульский МЭЗ" - территориальным производственным подразделением ООО "Юг Сибири" (строительство цеха рафинации растительного масла и внедрение линии водной гидратации), ОАО "Племенной завод "Сростинский" (строительство завода по переработке молока), ЗАО "Эвалар" (строительство фармацевтического комплекса и складского корпуса для производства твердых лекарственных средств и биологически активных добавок (БАДов).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»