ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2015 года N 61
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 28 ОКТЯБРЯ 2013 Г. N 393 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 10.05.2016 N 156.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
Внести в Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2013 года N 393 "О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Социальное развитие Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2016 годы" изменения согласно приложению к настоящему Постановлению.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
С.ТАКОЕВ
Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 3 апреля 2015 года N 61
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 28 ОКТЯБРЯ 2013 Г. N 393 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
В государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Социальное развитие Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2016 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2013 года N 393 "О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Социальное развитие Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2016 годы":
1. В паспорте государственной программы:
а) позицию "Подпрограммы Госпрограммы" дополнить пунктом 13 следующего содержания:
"13. "Каждому ребенку - семью";
б) позицию "Объемы бюджетных ассигнований Госпрограммы":
дополнить абзацем пятьдесят третьим следующего содержания:
"Каждому ребенку - семью" - 131929,7 тыс. рублей;";
дополнить абзацем семьдесят первым следующего содержания:
"Каждому ребенку - семью" - 101176,9 тыс. рублей;";
в абзаце восьмидесятом цифры "60475,02" заменить на "85231,42";
в абзаце восемьдесят восьмом цифры "13770,0" заменить на "38526,4";
дополнить абзацем девяносто третьим следующего содержания:
"Каждому ребенку - семью" - 24756,4 тыс. рублей;";
дополнить абзацем девяносто девятым следующего содержания:
"Каждому ребенку - семью" - 0,0 тыс. рублей.".
2. В разделе IV "Обобщенная характеристика основных мероприятий Госпрограммы":
дополнить абзацем шестнадцатым следующего содержания:
"13. "Каждому ребенку - семью.";
дополнить абзацем девяносто четвертым следующего содержания:
"Подпрограмма 13 "Каждому ребенку - семью" направлена на внедрение системных изменений в области профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, усиление процесса деинституциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения республики, восстановление благоприятной для ребенка семейной среды, развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.".
3. В разделе IX "Ресурсное обеспечение Госпрограммы":
дополнить абзацем пятьдесят третьим следующего содержания:
"Каждому ребенку - семью" - 131929,7 тыс. рублей;";
дополнить абзацем семьдесят первым следующего содержания:
"Каждому ребенку - семью" - 101176,9 тыс. рублей;";
в абзаце восьмидесятом цифры "60475,02" заменить цифрами "85231,42";
в абзаце восемьдесят восьмом цифры "13770,0" заменить цифрами "38526,4";
дополнить абзацем девяносто третьим следующего содержания:
"Каждому ребенку - семью" - 24756,4 тыс. рублей;";
дополнить абзацем девяносто девятым следующего содержания:
"Каждому ребенку - семью" - 0,0 тыс. рублей.".
4. Дополнить подпрограммой следующего содержания:
"Подпрограмма 13 "Каждому ребенку - семью"
"Паспорт подпрограммы 13 "Каждому ребенку - семью"
Ответственный исполнитель подпрограммы 13 | Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания |
Соисполнители подпрограммы 13 | Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания |
Цели подпрограммы 13 | Системные изменения в области профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, восстановление благоприятной для ребенка семейной среды, развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Задачи подпрограммы 13 | 1. Совершенствование организационно-управленческих механизмов межведомственной координации в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, семейного устройства детей-сирот. |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы 13 | 1. Удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения республики. |
Этапы и сроки подпрограммы 13 | 2015 - 2017 годы |
Объем и источники финансирования подпрограммы 13 | 257863,0 тыс. рублей, в т.ч. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 13 | Снижение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения республики: 1,29% на начало реализации программы до 1,19% по окончании реализации программы; |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. В рамках очередного этапа социально-экономического развития Российской Федерации принятие Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы позволяет реализовать комплекс мер, направленных на формирование в обществе ценностей семьи, ответственного родительства, позитивного восприятия института устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России.
Для реализации основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав, должны создаваться условия для обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Необходимо внедрять формы работы, позволяющие преодолевать социальную исключенность таких детей и способствующие их реабилитации и полноценной интеграции в общество. Профессионализм и высокая квалификация при работе с каждым ребенком и его семьей должны обеспечиваться качественной подготовкой и регулярным повышением квалификации кадров, связанных с работой с детьми и их семьями.
В республике создана единая инфраструктура сети органов и учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющих деятельность по профилактике социального сиротства и развитию семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, включающая в себя 12 управлений социальной защиты населения - территориальных органов опеки и попечительства, 12 комплексных центров социального обслуживания населения в г. Владикавказ и районах республики, ГБУ социального обслуживания населения "Центр профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства "Моя семья", ГБУ социального обслуживания населения "Республиканский центр социальной реабилитации несовершеннолетних "Доброе сердце", ГБУ социального обслуживания Республики Северная Осетия-Алания "Алагирский территориальный центр социальной помощи семье и детям", ГБУ социального обслуживания населения "Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей "Ласка", ГБУ социального обслуживания населения "Республиканский детский реабилитационно-оздоровительный центр "Горный воздух", ГБУ социального обслуживания населения "Республиканский детский лечебно-реабилитационный центр "Тамиск". Деятельность указанных учреждений осуществляется на основе оперативного обмена информацией, совместных выходов в семьи и организации, совместной работы со случаем, комиссионного принятия решений, совместного обучения специалистов на семинарах и тренингах. Регулярно проводятся совместные рабочие совещания, различные мероприятия.
Конструктивный опыт разработки и реализации республиканских целевых программ, таких как "Дети Осетии", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Улучшение демографической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания", а также реализация совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, республиканских программ "Раннее вмешательство и профилактика социального сиротства в Республике Северная Осетия-Алания" (программа Фонда "Лига помощи") на 2009 - 2011 гг. и "Организация и осуществление деятельности по подбору, подготовке, сопровождению и поддержке замещающих семей в Республике Северная Осетия-Алания" (программа Фонда "Новая семья") на 2009 - 2011 гг. подтвердили практическую эффективность и действенность программно-целевого подхода к решению обозначенных проблем.
Созданная в рамках реализации вышеуказанных программ система профессионального сопровождения замещающих семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, комплексная консультативная помощь семьям и детям на ранних этапах выявления неблагополучия позволили за период с 2009 г. до 2013 г. уменьшить в 1,5 раза долю детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения республики и в 2 раза снизить число впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях закрепления мер, обеспечивающих внедрение результатов инновационной деятельности в сфере поддержки детей и семей с детьми, используются новые виды услуг, многие услуги получили развитие в плане повышения качества и расширения категорий получателей услуг. Созданные в рамках программ "Лига помощи" и "Новая семья" служба экстренной социально-психологической помощи детям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и служба сопровождения и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, граждан, желающих принять или принявших на воспитание детей в свои семьи, были преобразованы в отделы Центра профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Моя семья", начавшего свою работу с 2013 г.
Республика Северная Осетия-Алания обеспечивает реализацию мер по государственной социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей.
В соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 21 июля 2004 года N 24-РЗ "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье и семье усыновителей (удочерителей)" на 50% увеличился размер вознаграждения приемному родителю за воспитание каждого последующего ребенка, оставшегося без попечения родителей (но не более чем на 5 детей). На каждого ребенка, не достигшего 3-летнего возраста, а также хронически больного приемного ребенка размер вознаграждения приемному родителю увеличился на 4330 рублей. На каждого приемного ребенка-инвалида объем вознаграждения приемному родителю увеличился на 8660 рублей. Ежегодно на оздоровление приемных детей выплачиваются денежные средства в размере 12990 руб. на каждого приемного ребенка. Предусмотрена ежегодная индексация указанных выплат.
В целях развития и стимулирования национального усыновления как конституционно значимой цели и наиболее отвечающей интересам ребенка формы семейного устройства установлена ежемесячная выплата на усыновленного ребенка в размере 2500 руб. С 2010 г. международных усыновлений в республике не зарегистрировано.
Приоритетным направлением деятельности органов опеки и попечительства в Республике Северная Осетия-Алания является воспитание детей в кровной семье. Системная работа по возвращению детей в кровные семьи позволила за 2013 г. уменьшить на 10% (с 42 чел. в 2012 г. до 38 чел. в 2013 г.) число родителей, лишенных родительских прав, и возвратить в кровную семью 39 детей.
Единая система обеспечения и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, программный подход к реализации поставленных задач, использование в работе инновационных технологий, трехуровневая вертикальная система контроля за деятельностью органов опеки и попечительства позволили снизить на 10% численность впервые выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (со 182 чел. в 2012 г. до 165 чел. в 2013 г.).
В 2013 г. по сравнению с показателями за 2012 г. на 32 ребенка уменьшилась численность детей, находящихся в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2014 - 243 ребенка, на 01.01.2013 - 275 детей).
В 2013 г. по сравнению с показателем за 2012 г. на 7 человек (17%) увеличилось количество кандидатов в усыновители, находящихся на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2014 - 42 кандидата, на 01.01.2013 - 35 кандидатов).
Для реализации мероприятий по пропаганде различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания проводится информационно-рекламная кампания по формированию положительного общественного мнения о данной проблеме под девизом "Каждому ребенку - семью". Производная информация о детях, которым нужна семья, регулярно размещается в центральной республиканской газете "Северная Осетия". На сайте Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания функционирует раздел "Опека и попечительство".
С 2008 г. в республике отсутствуют случаи возврата детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с ненадлежащим выполнением опекунами (попечителями), приемными родителями возложенных на них обязанностей. Вместе с тем существуют проблемы, связанные с адаптацией воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных на воспитание в замещающие семьи, а также проблемы, связанные с социализацией выпускников таких организаций.
В республике проводится работа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Координацию работы по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляет Межведомственная комиссия при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Ежегодно в бюджете республики предусматриваются денежные средства на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот. Всего, начиная с 2008 г., жильем обеспечен 301 человек.
Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания совместно с территориальными управлениями социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и интересов осуществляют работу по повышению эффективности предпринимаемых мер в сфере профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства. Ведущими направлениями указанной деятельности являются организация индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Мобильные группы при территориальных управлениях социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания осуществляют работу по выявлению семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях развития социального неблагополучия. Все сведения о семье, о работе с семьей вносятся в "социальный паспорт семьи". Проведение работы по оказанию своевременной помощи выявленным семьям позволяет не доводить ситуацию до изъятия из семьи ребенка, предотвратить угрозу попадания семьи в "группу риска".