По данным Курганоблкомстата на 01.01.2000 жилищный фонд Курганской области составил 18999,4 тыс. кв. м общей площади.
Имеющийся жилищный фонд по своему качеству не удовлетворяет потребности населения. Около полутора процентов населения Курганской области в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания. Объем ветхих и аварийных жилищ в области на 01.01.2000 составляет 341813 кв. м общей площади и в них проживает 16120 человек. Всего удельный вес ветхого и аварийного жилья составляет 1,8 процентов от общей площади жилищного фонда области. Благоустройство городского и сельского жилищного фонда находится на низком уровне. В среднем только 46,6 процента оборудовано водопроводом, 43,1 - канализацией, 49,1 - центральным отоплением. Особенно острой эта проблема является в ветхом и аварийном жилищном фонде.
В настоящее время в государственном жилищном фонде области находится более 42,6 тыс. кв. м общей площади аварийного и ветхого жилья, в муниципальном - 66,8 тыс. кв. м, в частном - 210,7 тыс. кв. м, в коллективном - 21,7 тыс. кв. м.
Ветхие и аварийные жилища имеются во всех районах области, но их количество в городах и районах распределяется неравномерно - от 0,5% общей площади жилья (Куртамышский район), до 7,7 - 8,1% в Целинном и Частоозерском районах.
Наибольшую долю в этом фонде составляет жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной собственностью, в малоэтажном (до 3 этажей) жилищном фонде. Определенную долю в ветхом и аварийном жилье занимают приватизированные квартиры.
Кроме того, в результате недофинансирования жилищно-коммунального хозяйства, отсутствия необходимых финансовых средств для ремонта, технического обслуживания и содержания жилья в области сохраняется стойкая тенденция к постоянному увеличению количества ветхого и аварийного жилья. Только за последний год оно увеличилось на 30 тыс. кв. м, что составляет 9% от общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда области. К 2005 году количество ветхого и аварийного жилищного фонда увеличится на 45% или на 153,9 тыс. кв. м.
В настоящее время граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеют право на получение в пользование жилого помещения (ст.ст. 28, 29 Жилищного кодекса РСФСР). Поэтому государство несет определенную ответственность за улучшение жилищных условий граждан, проживающих в настоящее время в ветхом и аварийном жилищном фонде. Это оправдано с социальной точки зрения, поскольку основная масса граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, в настоящее время не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. Прямая ответственность государства за возникновение проблемы ветхого и аварийного жилья вытекает также из того, что до недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечило должной системы эксплуатации и реновации жилищного фонда.
Исходя из вышеизложенного, необходимо принять меры направленные на разрешение проблемы связанной с ликвидацией ветхого и аварийного жилья, улучшением жилищных условий проживающих в нем граждан. В соответствии с "Методикой по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания на территории Курганской области, исключительно в целях формирования областной целевой программы "Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001 - 2005 годах" межведомственными комиссиями муниципальных образований в 2000 году определен размер ветхого и аварийного жилищного фонда в области, подлежащего сносу, общая площадь которого составляет 84,72 тыс. кв. м (532 жилых дома, 2746 квартир), где проживает 6212 человек (Приложение). В это количество не вошел жилищный фонд ряда муниципальных образований требующий капитального ремонта и реконструкции, а также основная часть частного, государственного (ведомственного) жилищного фонда.
Данные о числе семей, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде, подлежащих переселению, указаны в таблице N 1.
Таблица N 1
Территориально | Количество | Количество семей проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде | |||||
Всего се- | В том числе | ||||||
1 человек | 2 человек | 3 человек | 4 человека | 5 человек | |||
По области | 6212 | 2701 | 1000 | 657 | 490 | 357 | 197 |
В том числе: | |||||||
По городу Кургану | 3528 | 1373 | 399 | 322 | 275 | 242 | 135 |
По городу Шадринску | 2133 | 1064 | 493 | 264 | 163 | 88 | 56 |
Решение задачи переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда зависит от определения ее правовых рамок.
Основными нормативно - правовыми актами, регламентирующими реализацию Программы, являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Закон РСФСР от 04.07.91 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации";
- Закон РФ от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".
В настоящее время на территории Курганской области действуют следующие законодательные акты в жилищной сфере:
- Закон Курганской области от 07.10.97 N 72 "Об основах жилищной политики в Курганской области";
- Закон Курганской области от 07.10.97 N 73 "О предоставлении жилища в Курганской области".
16 августа 2000 года Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области N 434 утверждена "Методика по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания на территории Курганской области, исключительно в целях формирования областной целевой программы "Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001 - 2005 годах". Настоящая методика устанавливает критерии и порядок отнесения жилых зданий и жилых помещений к категории непригодных для проживания на территории Курганской области. В качестве критериев непригодности для проживания жилищного фонда методика определяет опасное техническое состояние конструкций или инженерного оборудования:
- Ветхое состояние здания - техническое состояние системы "здание - основание - инженерное оборудование" неудовлетворительное. Строительные конструкции и (или) инженерное оборудование здания достигли ветхого состояния (физический износ более 60%), но несущая способность элементов здания или здания в целом полностью не исчерпаны. Дальнейшая эксплуатация не является безопасной.
- Аварийное состояние здания - техническое состояние несущих конструктивных элементов и основания аварийное, дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для жизни людей. Физический износ строительных конструкций и инженерного оборудования - для полносборных, кирпичных и каменных зданий свыше 70%, для деревянных зданий и зданий со стенами из местных материалов, а также мансард свыше 65%.
Рассмотрение вопросов о непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания возлагается на межведомственные комиссии городских и районных муниципальных образований, акты которых утверждаются органами местного самоуправления и служат основанием для решения вопросов капитального ремонта, реконструкции и модернизации зданий, сноса или переоборудования для использования в других целях, отселения и улучшения жилищных условий граждан в установленном законодательством порядке.