ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2000 года N 475-1
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В 2001 - 2005 ГОДАХ"
В целях реализации прав и улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, в соответствии с Законом Курганской области от 22.07.1996 N 64 "Об областных целевых программах" постановляю:
1. Утвердить областную целевую Программу "Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001 - 2005 годах" (прилагается) и представить ее на рассмотрение областной Думы.
2. Областному финансовому управлению (Самойлов М.С.) при формировании областного бюджета на соответствующий год предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
3. Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства аппарата Администрации (Правительства) области (Миронов В.В.), департаменту экономики (Болтнев Н.И.) областному финансовому управлению (Самойлов М.С.) обеспечить координацию действий органов исполнительной власти области и муниципальных образований по реализации программных мероприятий, своевременному предоставлению бюджетных заявок и аналитических материалов о ходе выполнения Программы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить соответствующие программы муниципальных образований.
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области - директор Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Миронова В.В.
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В 2001 - 2005 ГОДАХ"
Наименование Программы Областная целевая программа |
Наименование, номер и Распоряжение Правительства |
Дата принятия решения Постановление Администрации |
Заказчик Программы Администрация (Правительство) |
Основной разработчик Государственная жилищная |
Цели и задачи Реализация системы мер по |
Сроки и этапы 2001 - 2005 годы |
Объемы и источники Всего 778 млн. руб., в том |
164 млн. руб. - в доле средств |
164 млн. руб. - предполагаемые |
230 млн. руб. - предполагаемые |
Ожидаемые конечные Ликвидация до 2005 года |
Контроль за Департамент строительства и |
По данным Курганоблкомстата на 01.01.2000 жилищный фонд Курганской области составил 18999,4 тыс. кв. м общей площади.
Имеющийся жилищный фонд по своему качеству не удовлетворяет потребности населения. Около полутора процентов населения Курганской области в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания. Объем ветхих и аварийных жилищ в области на 01.01.2000 составляет 341813 кв. м общей площади и в них проживает 16120 человек. Всего удельный вес ветхого и аварийного жилья составляет 1,8 процентов от общей площади жилищного фонда области. Благоустройство городского и сельского жилищного фонда находится на низком уровне. В среднем только 46,6 процента оборудовано водопроводом, 43,1 - канализацией, 49,1 - центральным отоплением. Особенно острой эта проблема является в ветхом и аварийном жилищном фонде.
В настоящее время в государственном жилищном фонде области находится более 42,6 тыс. кв. м общей площади аварийного и ветхого жилья, в муниципальном - 66,8 тыс. кв. м, в частном - 210,7 тыс. кв. м, в коллективном - 21,7 тыс. кв. м.
Ветхие и аварийные жилища имеются во всех районах области, но их количество в городах и районах распределяется неравномерно - от 0,5% общей площади жилья (Куртамышский район), до 7,7 - 8,1% в Целинном и Частоозерском районах.
Наибольшую долю в этом фонде составляет жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной собственностью, в малоэтажном (до 3 этажей) жилищном фонде. Определенную долю в ветхом и аварийном жилье занимают приватизированные квартиры.
Кроме того, в результате недофинансирования жилищно-коммунального хозяйства, отсутствия необходимых финансовых средств для ремонта, технического обслуживания и содержания жилья в области сохраняется стойкая тенденция к постоянному увеличению количества ветхого и аварийного жилья. Только за последний год оно увеличилось на 30 тыс. кв. м, что составляет 9% от общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда области. К 2005 году количество ветхого и аварийного жилищного фонда увеличится на 45% или на 153,9 тыс. кв. м.
В настоящее время граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеют право на получение в пользование жилого помещения (ст.ст. 28, 29 Жилищного кодекса РСФСР). Поэтому государство несет определенную ответственность за улучшение жилищных условий граждан, проживающих в настоящее время в ветхом и аварийном жилищном фонде. Это оправдано с социальной точки зрения, поскольку основная масса граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, в настоящее время не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. Прямая ответственность государства за возникновение проблемы ветхого и аварийного жилья вытекает также из того, что до недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечило должной системы эксплуатации и реновации жилищного фонда.
Исходя из вышеизложенного, необходимо принять меры направленные на разрешение проблемы связанной с ликвидацией ветхого и аварийного жилья, улучшением жилищных условий проживающих в нем граждан. В соответствии с "Методикой по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания на территории Курганской области, исключительно в целях формирования областной целевой программы "Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001 - 2005 годах" межведомственными комиссиями муниципальных образований в 2000 году определен размер ветхого и аварийного жилищного фонда в области, подлежащего сносу, общая площадь которого составляет 84,72 тыс. кв. м (532 жилых дома, 2746 квартир), где проживает 6212 человек (Приложение). В это количество не вошел жилищный фонд ряда муниципальных образований требующий капитального ремонта и реконструкции, а также основная часть частного, государственного (ведомственного) жилищного фонда.
Данные о числе семей, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде, подлежащих переселению, указаны в таблице N 1.
Таблица N 1
Территориально | Количество | Количество семей проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде | |||||
Всего се- | В том числе | ||||||
1 человек | 2 человек | 3 человек | 4 человека | 5 человек | |||
По области | 6212 | 2701 | 1000 | 657 | 490 | 357 | 197 |
В том числе: | |||||||
По городу Кургану | 3528 | 1373 | 399 | 322 | 275 | 242 | 135 |
По городу Шадринску | 2133 | 1064 | 493 | 264 | 163 | 88 | 56 |
Решение задачи переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда зависит от определения ее правовых рамок.
Основными нормативно - правовыми актами, регламентирующими реализацию Программы, являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Закон РСФСР от 04.07.91 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации";
- Закон РФ от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".
В настоящее время на территории Курганской области действуют следующие законодательные акты в жилищной сфере:
- Закон Курганской области от 07.10.97 N 72 "Об основах жилищной политики в Курганской области";
- Закон Курганской области от 07.10.97 N 73 "О предоставлении жилища в Курганской области".
16 августа 2000 года Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области N 434 утверждена "Методика по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания на территории Курганской области, исключительно в целях формирования областной целевой программы "Переселение граждан Курганской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001 - 2005 годах". Настоящая методика устанавливает критерии и порядок отнесения жилых зданий и жилых помещений к категории непригодных для проживания на территории Курганской области. В качестве критериев непригодности для проживания жилищного фонда методика определяет опасное техническое состояние конструкций или инженерного оборудования:
- Ветхое состояние здания - техническое состояние системы "здание - основание - инженерное оборудование" неудовлетворительное. Строительные конструкции и (или) инженерное оборудование здания достигли ветхого состояния (физический износ более 60%), но несущая способность элементов здания или здания в целом полностью не исчерпаны. Дальнейшая эксплуатация не является безопасной.
- Аварийное состояние здания - техническое состояние несущих конструктивных элементов и основания аварийное, дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для жизни людей. Физический износ строительных конструкций и инженерного оборудования - для полносборных, кирпичных и каменных зданий свыше 70%, для деревянных зданий и зданий со стенами из местных материалов, а также мансард свыше 65%.
Рассмотрение вопросов о непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания возлагается на межведомственные комиссии городских и районных муниципальных образований, акты которых утверждаются органами местного самоуправления и служат основанием для решения вопросов капитального ремонта, реконструкции и модернизации зданий, сноса или переоборудования для использования в других целях, отселения и улучшения жилищных условий граждан в установленном законодательством порядке.
Условия и порядок предоставления жилья гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда, прежде всего, будут определяться основаниями признания граждан нуждающимися в предоставлении жилища, очередностью и нормами площади предоставляемого жилого помещения.
В соответствии с жилищным законодательством Курганской области норма площади предоставляемого жилого помещения по договору найма в жилищном фонде социального использования должна соответствовать социальной норме площади жилища: 18 кв. м общей площади на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, 42 кв. м - на семью из 2-х человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан. Граждане, жилище которых в результате аварийного состояния стало непригодным для проживания имеют право на бесплатное получение жилых помещений социального использования и признаются нуждающимися в предоставлении жилища на условиях найма, в случае отсутствия жилья. Если жилое помещение, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям, то граждане (указанные в ст. 7 Закона Курганской области от 07.10.97 N 73 "О предоставлении жилища в Курганской области") также признаются нуждающимися в бесплатном получении жилых помещений.
Уровень жилищной обеспеченности граждан Курганской области по данным облкомстата на 01.01.2000 составляет 17,4 кв. м общей площади на одного человека. Основное количество построенных типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования не соответствуют установленной социальной норме площади жилья в Курганской области. При дефиците областного и муниципальных бюджетов новое строительство жилых домов, покупка жилья на вторичном рынке недвижимости потребует значительных финансовых затрат.
При экономической целесообразности собственник жилищного фонда будет проводить капитальный ремонт или реконструкцию. Поэтому в целях проведения единой технической политики необходимо утвердить "Нормативы Курганской области по технической эксплуатации жилищного фонда". Одним из нормативов будет - "Капитальный ремонт и реконструкция зданий и объектов".
При реализации Программы необходимо руководствоваться и требованиями областного земельного законодательства:
- Закон Курганской области от 04.03.1998 N 103 "О земле";
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда по социальной норме площади жилья требуется предоставить 132,3 тыс. кв. м жилой площади (согласно Закона Курганской области от 07.10.97 N 73 "О предоставлении жилища в Курганской области"). Согласно протокола N 3-2000 от 13 июля 2000 года заседания Межведомственной комиссии по ценообразованию в строительстве при Администрации (Правительстве) Курганской области средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилья на 01.07.2000 года в текущих ценах составляет 6,4 тыс. рублей. Данная цена применена для расчета финансовых затрат переселения граждан городов Кургана и Шадринска (Таблица N 2), для районов и сельских местностей в расчете применены установившиеся цены за 1 кв. м общей площади жилья на конкретной территории. Таким образом, потребность в финансовых ресурсах для предоставления жилья переселяемым гражданам области составляет 777585 тыс. рублей (в том числе по районам и сельским местностям - 17304 тыс. руб.).
Расчет финансовых затрат для переселения граждан городов Кургана и Шадринска
Состав | Количе- | Количест- | Норма | Норма | Площадь, | Стоимость | Финансо- |
1 | 892 | 892 | 33 | 29436 | 6,4 | 188390 | |
2 | 586 | 1172 | 42 | 24612 | 6,4 | 157516 | |
3 | 438 | 1314 | 18 | 23652 | 6,4 | 151373 | |
4 | 330 | 1320 | 18 | 23760 | 6,4 | 152064 | |
5 и | 191 | 963 | 18 | 17334 | 6,4 | 110938 | |
Итого: | 2437 | 5661 | 118794 | 760281 |