Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ


2. Содержание проблемы


Проблема обеспечения российских граждан жильем приобретает все большую остроту и требует новых, более совершенных подходов к ее решению.

В условиях резкого сокращения бюджетных расходов на строительство жилья внимание органов государственной власти сосредоточено на решении проблем средних и малообеспеченных социальных групп населения. Это, прежде всего: малоимущие граждане, молодежь, молодые и многодетные семьи, военнослужащие, граждане, длительное время проработавшие на Севере и приравненных к нему местностях, граждане, пострадавшие в результате аварий и стихийных бедствий, военнослужащие, уволенные с военной службы в запас или отставку, вынужденные переселенцы.

На решение проблемы обеспечения жильем в первую очередь этих категорий граждан был направлен ряд федеральных и региональных целевых программ:

1. Постановление Правительства РФ от 07.10.98 N 1163 "Об утверждении Порядка предоставления средств из федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992": Федеральный закон от 25.07.98 N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 года N 700 О федеральной целевой программе "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";

3. Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937);

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71 "О федеральной целевой Программе "Государственные жилищные сертификаты".

В то же время анализ результатов выполнения жилищных программ показывает их несостоятельность. Основная причина этого - отсутствие достаточных бюджетных средств, недостаточное привлечение средств граждан, отсутствие финансово - кредитного механизма для реализации программы "Свой дом" и в первую очередь системы ипотечно - жилищного кредитования.

Переход к рыночным методам строительства жилья в Курганской области не принес увеличения объемов. Ввод нового жилья с 1990 года сократился с 536 тыс. кв. м до 117 тыс. кв. м в год. По состоянию на 01.01.1999 в области стоит в очередях на получение жилья и улучшение жилищных условий 43647 тыс. семей, из них:

- инвалиды войны - 723,

- участники войны - 1739,

- воины - афганцы - 759,

- военные запаса - 1027,

- многодетные семьи - 2735,

- молодые семьи - 10000,

- ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС - 307,

- беженцы - 41,

- вынужденные переселенцы - 394.

Резкое сокращение финансирования строительства жилья поставило предприятия стройиндустрии на грань банкротства.

Из-за сокращения объемов выпуска строительных конструкций постоянно растет их цена. Вновь вводимое жилье строится на основе морально устаревших технических и архитектурно - планировочных решений. Строительство и эксплуатация жилья в настоящее время является энерго и материалоемким процессом, использующим неэффективные технологии и материалы.

В связи с этим растет стоимость жилья, оно становится все менее доступным для населения, сокращается спрос на него, падают объемы строительства.

Обеспечение жильем за счет организаций, бюджетов и кооперативного движения резко снижено. Возникает кризис системного характера.

Назрела необходимость поиска новых подходов к решению проблем в жилищном строительстве с целью повышения его эффективности и социальной направленности.

Новыми направлениями реализации программы ипотечного жилищного кредитования являются:

- формирование рыночной системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования;

- государственная бюджетная поддержка приобретения жилья населением (система целевых адресных безвозмездных субсидий).

Ипотечное жилищное кредитование, обеспеченное реальной собственностью граждан на недвижимость могло бы дать приток денежных средств на рынок жилья, оживить строительный комплекс и взаимосвязанные с ним отрасли промышленности, увеличить численность рабочих мест, повысить доходы бюджетов всех уровней и поддержать экономику страны в целом.

Создание системы ипотечного жилищного кредитования - это задача государственного масштаба, выполнение которой решает не только социальную проблему обеспечения населения жильем, но и задачу подъема экономики страны.