АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2001 года N 400

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2002 - 2004 ГОДАХ

В соответствии с Законами Курганской области от 22.07.96 N 64 "Об областных целевых программах" и от 30.06.2000 N 333 "О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области" Администрация (Правительство) области постановляет:

1. Утвердить областную целевую Программу развития системы образования Курганской области в 2002 - 2004 годах (прилагается) и направить ее на рассмотрение в Курганскую областную Думу.

2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора области по гуманитарной сфере и социальной политике Охохонина В.Ф.

Заместитель
Губернатора Курганской области
В.В.МИРОНОВ



Приложение
к Постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 25 сентября 2001 года N 400

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2002 - 2004 ГГ.


 Паспорт областной целевой программы развития системы образования Курганской области в 2002 - 2004 гг.

1) Наименование   

Областная целевая программа развития системы

Программы образования Курганской области в

2002 - 2004 гг.                              

2) Основание для

 разработки

 Программы      

Закон Курганской области от 30.06.2000 "О

правовом регулировании отношений в сфере

образования на территории Курганской области"

3) Дата принятия

 решения о

 разработке

 Программы      

Постановление Администрации (Правительства)

Курганской области от 19.06.2001 N 259

проведении конкурса на разработку областной

целевой программы развития системы

образования Курганской области на 2002 - 2004

годы                                         

4) Государственный

заказчик программы

Администрация (Правительство) Курганской

области                                      

5) Разработчик

 Программы      

Главное управление образования Курганской

области                                      

6) Цели и задачи

 Программы        

Обеспечение гарантий прав граждан на

получение качественного образования,

удовлетворение потребностей жителей области в

образовательных услугах и усиление роли

образования в социально - экономическом

развитии области через:

1. Реализацию комплекса мер, способствующих

стабильному функционированию и развитию всех

звеньев областной системы образования.

2. Обеспечение государственных гарантий

доступности и равных возможностей получения

полноценного образования.

3. Достижение современного качества

дошкольного, общего и профессионального

образования на основе модернизации

образовательной деятельности.

4. Создание условий, обеспечивающих

социальную защиту и разностороннее развитие

обучающихся, воспитанников, их успешное

жизненное самоопределение.

5. Совершенствование адаптационного механизма

областной системы образования, позволяющего

гибко реагировать на образовательные запросы

населения и потребности рынка труда области  

7) Сроки и этапы

 реализации

 Программы      

2002 - 2004 годы                             

8) Исполнители

 Программы      

Главное управление образования Курганской

области, органы местного самоуправления (по

согласованию). Институт повышения

квалификации и переподготовки работников

образования Курганской области (по

согласованию), учреждения образования

областного подчинения (по согласованию),

учреждения среднего и высшего

профессионального образования (по

согласованию), другие отрасли и ведомства

социальной и производственной сферы области,

участвующие в выполнении мероприятий

Программы (по согласованию)                  

9) Ожидаемые

 конечные

 результаты

 программы      

Сохранение и развитие системы образования

области в интересах личности, общества и

государства. Расширение перечня

образовательных услуг, повышение их качества.

Внедрение в процесс обучения и воспитания

новых, эффективных педагогических технологий

10) Организация

 контроля за

 реализацией

 Программы     

Контроль за исполнением Программы

осуществляет Главное управление образования

Курганской области. Ежегодный доклад

Губернатору Курганской области "О состоянии

системы образования Курганской области по

итогам 2000 - 2001 учебного года", "О ходе

реализации областной целевой программы

развития системы образования Курганского

области на 2002 - 2004 г.", предоставляемые в

установленном порядке                        

11) Объемы и

 источники

 финансирования,

 млн. руб. в

 ценах 2001 года

 ВСЕГО:

 63287     

 2002

 16450   

 2003

 21480  

 2004

 25357  

ВСЕГО по программе

 63287     

 16450   

 21480  

 25357  

Из них из

областного бюджета

 63287     

 16450   

 21480  

 25357  

Раздел I. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ


 1.1. Общая характеристика системы образования Курганской области


В 1996 - 2000 годах в области последовательно реализовывались три целевых программы развития сферы образования, которые были направлены на создание организационно - управленческих, научно - методических и кадровых условий, обеспечивающих сохранение и развитие кадрового потенциала области.

В соответствии с основными направлениями развития областной системы образования решались комплексные задачи ее функционирования и развития, общие для всей системы и специфические для каждого уровня образования.

В 2001 году в области насчитывается 482 дошкольных образовательных учреждения. Контингент воспитанников составляет 29 тыс. человек. С 1996 года количество детских садов сократилось на 151 учреждение, а число воспитанников уменьшилось на 8,4 тыс. детей. В последнее время темпы закрытия дошкольных образовательных учреждений несколько снизились. Наметилась некоторая стабилизация охвата детей дошкольного возраста детскими садами (1999 г. - 47,1%, 2000 г. - 48,3%).

Осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования идет путем создания нового типа образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста - комплексов школа - детский сад (в области их насчитывается 48).

Совершенствуется система оказания педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Если в 1996 г. только 10% детей из числа не посещающих детские сады получали дошкольное образование через другие формы, то в 2000 г. этот показатель составил 16,8%. Увеличилось количество дошкольных образовательных учреждений, переходящих на программы и технологии нового поколения (с 32% в 1998 г. до 54,6% в 2000 г.).

Сеть дневных общеобразовательных школ не претерпела серьезных изменений. С 1996 года число школ уменьшилось на 31, процесс сокращения происходил в основном за счет начальных школ в связи с малой укомплектованностью классов и возможностью организовать подвоз детей в близлежащие школы. В то же время несколько увеличилось число средних школ: с 297 до 304. Количество учащихся сократилось с 159,8 тыс. до 152,6 тыс. человек.

Начальные школы

Основные школы

Средние школы

1996 г.

 382     

 214    

 297    

2001 г.

 348     

 210    

 304    


В области создано 9 учреждений общего образования повышенного уровня (лицеев и гимназий), из которых одно является негосударственным.

Продолжили эффективное функционирование областные лицейские классы. За пять лет выпущено более 400 человек, из которых 93% поступили в высшие учебные заведения. В области проводится целенаправленная работа по организации перевода третьей ступени средней школы на профильное обучение, на базе средних школ районных центров открыто 16 профессионально - профильных классов.

Для организации педагогической поддержки учащихся, имеющих затруднения при обучении в общеобразовательных школах, создаются классы выравнивания и классы компенсирующего обучения, за последние три года их количество увеличилось соответственно с 255 до 304 и с 56 до 131.

Практически все общеобразовательные учреждения области приступили к изучению национально - регионального компонента общего образования, в пределах возможностей системы образования создаются условия для изучения национальных языков.

По состоянию на 1 января 2001 г. в области функционируют 62 учреждения дополнительного образования системы Министерства образования Российской Федерации. На базе областных учреждений создан Центр дополнительного образования детей. Охват детей дополнительным образованием на 1 января 2001 года составил 74,7%.

Начался процесс возрождения воспитательного потенциала системы образования. Преодолена негативная тенденция ухудшения условий для организации воспитательной работы с детьми и подростками, возросло число кружков, секций, клубов. С 1998 г. по 2000 г. в школах области восстановлены или вновь введены 134 ставки вожатых (педагогов - организаторов), 173 ставки на оплату кружковой работы с обучающимися. Более системный и целенаправленный характер приобрела деятельность по оказанию педагогической поддержки детским и юношеским общественным организациям.

Получила развитие система учреждений государственной поддержки детства. За последние годы вновь открыто 3 детских дома, идет реконструкция оздоровительного лагеря "Гренада" под детский дом. В настоящее время в области 14 специальных (коррекционных) школ и школ - интернатов, 13 детских домов, 3 общеобразовательных школы - интерната, 1 специальная школа - интернат для детей и подростков с девиантным поведением, в которых обучается и воспитывается 3960 детей.

Во всех детских домах и школах - интернатах созданы условия для овладения детьми житейскими умениями и навыками. Определенные меры принимаются по социальной поддержке выпускников интернатных учреждений с низкой степенью адаптации к самостоятельной жизни. Действуют социальная гостиница при школе - интернате N 3 г. Кургана, "Дом на полпути" при Куртамышском детском доме - школе, в 2000 году создан при ПУ N 15 г. Шадринска территориальный Центр профессиональной реабилитации подростков с отклонениями в физическом и умственном развитии.

Расширились социально - педагогические функции системы образования. Несмотря на значительные финансовые трудности, образовательные учреждения области во взаимодействии с органами местного самоуправления сумели организовать адресную социальную поддержку детям из малообеспеченных семей в подготовке их к школе, в обеспечении школьным питанием и подвозом к месту учебы. Усилиями органов опеки и попечительства устроены в детские дома, переданы под опеку или на усыновление все выявленные в области дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В период с 1996 по 2000 гг. в результате реформирования системы начального профессионального образования было создано профессиональное училище в с. Мокроусово, статус профессиональных лицеев получили Курганские профессиональные училища NN 8, 32, Мишкинское ПУ N 22. В настоящее время учреждения начального профессионального образования объединяют 28 профессиональных училищ, 3 профессиональных лицея и 8 филиалов сельских ПУ.

Остаются стабильными контрольные цифры приема в учреждения начального профессионального образования. Общий контингент обучающихся составляет 13,8 тысячи человек, на 10000 населения области приходится 391 учащийся (в Российской Федерации - 116).

В соответствии со спросом на рынке образовательных услуг инженерно - педагогические коллективы профессиональных училищ ведут подготовку по разработке новых образовательных программ и открытию востребованных профессий ("Мастер электромеханических работ", "Лесовод", "Спасатель", "Младший ветеринарный фельдшер" и др.).

Количество средних специальных учебных заведений увеличилось с 23 до 27, численность студентов - с 15,6 тыс. до 18,2 тыс. Открыты Курганский технологический колледж и техникум железнодорожного транспорта. С 2-х до 7-и возросло число колледжей, открытых на базе ссузов. В расчете на 10 тыс. населения в Курганской области приходится 166 студентов средних учебных заведений (в Российской Федерации - 158).

В последние годы произошло расширение сети учреждений высшего профессионального образования, что позволило увеличить возможности приема обучающихся:

1996 г.

4 государственных,

1 негосударственный вуз  

13,6 тыс. студентов

2001 г.

4 государственных,

4 негосударственных вуза,

15 филиалов вузов        

20,9 тыс. студентов


На 10 тыс. населения в Курганской области приходится 172 студента высших учебных заведений (в Российской Федерации - 183).

Набирают силу процессы интеграции между различными уровнями профессионального образования: если в 1996 г. в системе интеграционных связей участвовало 2 высших и 6 средних профессиональных учебных заведений, то в 2000 г. - 3 вуза и 21 ссуз. Заключено более 40 договоров о совместной образовательной деятельности, подготовка специалистов с сокращенными сроками обучения ведется по 20 специальностям. Расширение спектра специальностей в системе профессионального образования, открытие негосударственных образовательных учреждений или их филиалов позволило увеличить возможности подготовки кадров для социально - экономического комплекса области.

В образовательных учреждениях области занято свыше 23 тысяч педагогических работников. Из них 478 педагогов удостоены звания "Заслуженный учитель Российской Федерации", 7,2% преподавателей имеют высшую квалификационную категорию. В системе высшего образования занято 55 докторов и 519 кандидатов наук.

Система профессионального педагогического образования стала более гибко реагировать на потребности дошкольного, общего и специального образования. Расширился спектр специальностей и специализаций в педагогических учебных заведениях, получила развитие система многоступенчатой подготовки преемственности и непрерывности подготовки педагогических кадров.

Внеконкурсный прием выпускников сельских школ в педагогические учебные заведения увеличился с 31 человека в 1996 г. до 195 в 2000 г.

Обеспечение областной образовательной системы высококвалифицированными педагогическими кадрами реализуется также через систему повышения квалификации для получения новых специальностей, специализаций и более высоких квалификационных категорий. В институте повышения квалификации организована профессиональная переподготовка по 13 специальностям, по 22 образовательным программам проводится профессиональная переподготовка на базе Курганского государственного университета и Шадринского педагогического института.

Наметилась устойчивая тенденция к увеличению количества слушателей курсов повышения квалификации в областном ИПКРО (1997 г. - 4217 человек, 1998 г. - 5582, 1999 - 7327, 2000 - 7816). Ежегодно проводятся комплексные научно - методические выезды работников института повышения квалификации в территории области, идет становление новых форм повышения квалификации и научно - методической помощи - андрогогических мастерских и дней науки. Повышение квалификации работников образования без отрыва от производства осуществляют 26 муниципальных методических служб через различные формы методической работы.

В 1996 - 2000 годах шел процесс формирования нормативной правовой базы функционирования и развития областной системы образования. Приняты Законы Курганской области "О национально-региональном компоненте государственных образовательных стандартов общего образования" и "О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области", "О передаче детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат".

Особенностью управленческой деятельности органов управления и руководителей образовательных учреждений в последние годы является создание условий для перехода на управление образованием по результатам. С этой целью продолжилось формирование информационного банка данных о результатах, состоянии и условиях образовательного процесса. Отрабатывалось информационное взаимодействие между различными уровнями управления, повысилась информированность населения области, научной и педагогической общественности о проблемах образования. Расширилось межведомственное взаимодействие и межрегиональное сотрудничество в интересах образования.

Внедрение программно - целевого принципа управления образованием обеспечивалось взаимодействием федеральной, областной и муниципальной программ развития образования. Активизировались процессы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, увеличился охват выпускников образовательных учреждений аттестационным тестированием как наиболее объективной формой оценки уровня их подготовки.

Главным итогом деятельности отрасли, работы педагогических коллективов, органов управления всех уровней является то, что несмотря на все сложности переходного периода, система образования области сохранила основные параметры деятельности и продолжала развиваться в соответствии с общими целями и задачами обеспечения конституционных прав граждан на образование, формирования культурного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.

В то же время в процессе функционирования и развития областной системы образования наблюдается ряд существенных проблем.

1.2. Проблемы функционирования и развития областной системы образования

Система образования Курганской области развивается в последние годы в непростых социально - экономических условиях. Недостаточность и задержки финансирования остаются главным дестабилизирующим фактором и источниками кризисных ситуаций в образовании.

Несмотря на то, что доля ассигнований на образование в консолидированном бюджете области в последние годы постоянно увеличивалась и составила в 2000 году 24,9% (один из самых высоких показателей в РФ), размер расходов на одного учащегося в Курганской области остается самым низким в Российской Федерации - чуть больше 3 тыс. рублей в год.

Следствием этого является ухудшение материально - технической и учебно-материальной базы образовательных учреждений, реализация не в полном объеме социальных льгот и гарантий участникам образовательного процесса. Особенно негативное влияние оказывают социально - экономические трудности на функционирование сельских образовательных учреждений, доля которых в области составляет 85,3%.

Так, в последние годы резко снизился уровень благоустройства школьных зданий:

если в 1991 году 71,6% школ имели центральное отопление, то к 1999 году их доля уменьшилась до 59,6% (в Российской Федерации в 1999 году этот показатель был равен 75,6%).

Вызывает серьезное беспокойство уровень учебно-материального обеспечения образовательных учреждений. По ряду учебных предметов он составляет не более 30% от нормативного. В 2000 году только 15% общеобразовательных школ области имели кабинеты информатики (в РФ - 39,3%). Компьютерная техника, которой они оснащены, не отвечает современным требованиям.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»