ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2002 года N 44
ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОИЗВОДСТВО МОЛОКА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"
В целях повышения эффективности молочного животноводства, роста объемов производства молока, обеспечения населения цельной и кисломолочной продукцией, увеличения сырьевой базы для перерабатывающей промышленности Курганской области и в соответствии с Постановлением Администрации Курганской области от 08.12.97 N 709 "О концепции стабилизации и устойчивого социально - экономического развития Курганской области на период до 2005 года" Администрация (Правительство) Курганской области постановляет:
1. Одобрить областную Программу "Производство молока в Курганской области на 2002 - 2005 годы", согласно приложению и направить на рассмотрение в областную Думу.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на исполняющего обязанности первого заместителя Губернатора Курганской области - директора Департамента сельского хозяйства Курганской области Толстоусова В.П.
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "ПРОИЗВОДСТВО МОЛОКА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"
Наименование Программы - Производство молока в Курганской
на 2002 - 2005 годы области
Основание для разработки - поручение Губернатора Курганской
Программы области, распоряжение директора
Департамента сельского хозяйства от
26.10.01 N 72
Заказчик Программы: - Департамент сельского хозяйства
Курганской области
Основные разработчики - Департамент сельского хозяйства
Программы: Курганской области, Курганский НИИ
сельского хозяйства,
сельскохозяйственная академия имени
Т.С.Мальцева (по согласованию)
Цель Программы - повышение эффективности молочного
животноводства, рост объемов
производства молока, увеличение
сырьевой базы для перерабатывающей
промышленности Курганской области
Основные задачи - повысить качество молока,
Программы продуктивность молочного скота,
внедрить современные технологии
кормления и содержания животных,
переработки молока, повысить
доходность производства молока
Сроки реализации - 2002 - 2005 годы
Программы
Исполнитель основных - Департамент сельского хозяйства
мероприятий Программы Курганской области
Мероприятия, исполнителями которых
являются организации и органы, не
являющиеся органами исполнительной
власти Курганской области,
реализуются по согласованию с ними
Объемы и источники
финансирования Программы
Общий объем
финансирования Программы 847,5 млн. руб.
в том числе:
- федеральный бюджет 58 млн. руб.
- областной бюджет 187 млн. руб.
- средства предприятий 202,5 млн. руб.
- Федеральный бюджет и
средства предприятий
являются предполагаемыми
и определение данных
источников
финансирования носит
рекомендательный
характер (таблица 21)
Ожидаемые конечные - Рост занятости населения и его
результаты реализации доходов
Программы
продуктивность коров, кг - рост продуктивности молочного
стада до 2800 кг на фуражную корову
производство молока, - Рост объемов производства молока
тыс. тонн до 50% к уровню 2001 года
Система контроля за - Департамент сельского хозяйства
реализацией Программы Курганской области, финансовое
управление Курганской области
С целью повышения эффективности молочного животноводства, роста объемов производства молока, устойчивого обеспечения населения молочной продукцией, увеличения сырьевой базы для перерабатывающей промышленности Курганской области, разработана областная Программа "Производство молока в Курганской области на 2002 - 2005 годы" (Далее именуемая Программа "Молоко").
Программа "Молоко" разработана в соответствии с основными положениями Концепции стабилизации и устойчивого социально - экономического развития Курганской области на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Администрации Курганской области от 08.12.97 N 709, Федеральным законом от 14.07.97 N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" и Законом Курганской области от 26.12.97 N 95 "О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции животноводства".
Программа представляет собой комплекс мер (систему мероприятий), направленных на стабилизацию развития отрасли животноводства Курганской области.
2. Законы Курганской области:
а) от 28.10.97 N 79 "Об инвестиционной деятельности на территории Курганской области";
На протяжении последних 10 лет отрасль животноводства в большинстве хозяйств Курганской области переживает тяжелейший кризис, началом которого послужила приватизация крупных коллективных предприятий с выделением пая в виде скота и птицы. В результате поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров, сократилось в 4 раза. Снижение поголовья велось бессистемно и в большинстве хозяйств, да и в целом по области, сопровождалось снижением продуктивности.
За эти годы надой на корову с 2479 кг упал до 1884 кг. Точно такая же тенденция наблюдается в получении приростов живой массы крупного рогатого скота.
Сокращение объемов производства и продуктивности при постоянном росте цен на материально - техническое обеспечение и систематической нехватке в хозяйствах оборотных средств, отсутствие льготного кредитования является причиной дальнейшего снижения поголовья.
1991 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2000 | 2000 | |
Крупный | 791,2 | 385,4 | 321,3 | 283,2 | 238,3 | 227,0 | 205,7 | 26,0 | 90,6 |
в т.ч. ко- | 242,7 | 141,6 | 121,7 | 107,1 | 93,1 | 87,9 | 77,4 | 31,9 | 88,1 |
Производ- | 619,9 | 249,9 | 233,6 | 231,0 | 218,2 | 184,5 | 159,5 | 25,7 | 86,4 |
Надой мо- | 2479 | 1540 | 1755 | 2042 | 2119 | 2050 | 1884 | 76,0 | 91,9 |
В 2001 году сокращение поголовья и производства молока приостановить не удалось. На сегодняшний день отсутствует маточное стадо бывшего совхоза "Кетовский", учхоза КСХА, идет резкое сокращение поголовья в госплемзаводе "Черемушки". Это основные племенные стада черно - пестрого скота в области. Резко сокращено поголовье скота в племхозах "Разлив" и ОПХ "Садовое". В прошлом весь завоз племенного скота в область велся через эти хозяйства. Эти стада уникальны по генотипу и должны быть сохранены.
На протяжении этих же 10 лет в области ведется работа по голштинизации черно - пестрого скота. Животные голштиной породы и ее помеси отличаются естественной способностью к более высокой интенсивности роста по сравнению с молодняком других пород.
Искусственная задержка в росте телок этой породы, связанная с неудовлетворительными условиями кормления и содержания, неизбежно ведет в дальнейшем к потере продуктивности.
Работа по скрещиванию с голштинами во многом теряет смысл, если не обеспечивается интенсивное выращивание телок.
Несмотря на огромную работу по использованию голштинов, результат по повышению продуктивности не был получен.
Положение в области еще больше усугубилось тем, что из-за сокращения поголовья началось сокращение и зооветеринарной службы области. Из 2252 специалистов в хозяйствах области осталось всего 633 человека.
В связи с низкой заработной платой, отсутствием перспективы и плохими условиями труда ушли наиболее квалифицированные и опытные работники. В отрасли недостает 144 зоотехника, 145 ветврачей. Низким остается уровень подготовки рабочих массовых профессий. В результате в товарных хозяйствах не ведется племенной учет. Наблюдается высокий процент падежа скота. Отсутствует работа по улучшению воспроизводства и выращиванию ремонтного молодняка.
Несмотря на сокращение поголовья скота, снижается и обеспеченность его кормами.
Доля концентратов в структуре рациона уменьшилась ниже допустимого предела и составила 3,6 ц кормовых единиц на условную голову.
За последние 10 лет в хозяйствах области ежегодно выделяется 22% больных маститом коров от всего поголовья коров, потери молока составляют около 424 т ежегодно (расчеты приведены согласно ветеринарному законодательству том 1, 2000 года), это говорит о том, что проблема профилактики и лечения мастита имеет большое экологическое значение и требует незамедлительного решения.
Одной из главных причин происходящих явлений стал разрыв связей между молочным скотоводством и молочной промышленностью, толчком к которому послужило: отсутствие механизма государственного регулирования, диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и средствами производства для нее, и в силу этого неэквивалентный обмен между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями.
Учитывая неблагоприятно складывающуюся обстановку в молочном животноводстве, возникла необходимость в данной Программе.
В основу Программы включены предложения хозяйств конкретно каждого района области.
Программа "Производство молока в Курганской области на 2002 - 2005 годы" направлена на:
- восстановление молочного животноводства в области;
- повышение его доходности;
- расширение сырьевой базы для перерабатывающей промышленности, исходя из принципов устойчивого развития молочного животноводства;
- удовлетворение потребностей населения области в молочных продуктах;
Основная цель Программы - через систему технологических, организационно - технических и экономических мер нарастить поголовье коров в сельхозпредприятиях области, увеличить их продуктивность, повысить качество молока, стимулировать рост производства и переработки молока, эффективность его производства (приложение 1).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечить внедрение современных прогрессивных технологий кормления и содержания животных;
- создать устойчивую кормовую базу для животноводства области в каждом сельскохозяйственном предприятии за счет организации прифермских и лугопастбищных севооборотов, совершенствования структуры посевных площадей с увеличением посева высокобелковых культур, освоения прогрессивных методов заготовки кормов, обеспечивающих их высокое качество. Одновременно с этим значительно улучшить подготовку кормов к скармливанию и рациональное их использование, для чего организовать в комбикормовой промышленности области производство специальных комбикормов, минерально-витаминных добавок;
- улучшить селекционную племенную работу и воспроизводство стада, создать условия для механизированной обработки зоотехнического учета с применением компьютерной техники;
- обеспечить проведение мероприятий, направленных на профилактику и лечение заболеваний, в т.ч. мастита;
- обеспечить информационно - консультационное и научное внедрение реализации Программы "Молоко";
- способствовать интеграции сельхозтоваропроизводителей с предприятиями перерабатывающей промышленности;
- организовать подготовку и переподготовку зооветеринарных кадров, проведение семинаров по изучению опыта передовиков.
В Программе "Молоко" вправе принимать участие сельскохозяйственные организации, имеющие в наличии на период принятия Программы коров не менее 100 голов, при условии стабилизации и дальнейшего увеличения поголовья.