АДМИНИСТРАЦИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 1997 года N 709

О КОНЦЕПЦИИ СТАБИЛИЗАЦИИ И УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

В целях преодоления на территории области кризисного состояния и создания предпосылок для устойчивого социально - экономического развития постановляю:


1. Утвердить Концепцию стабилизации и устойчивого социально - экономического развития Курганской области на период до 2005 года, рассмотренную Экономическим Советом при Губернаторе области, комитетами областной Думы, согласно приложению.

2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области, директора Департамента экономики и финансов Аристова С.А.


Глава Администрации
(Губернатор) Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ



Приложение
к Постановлению
Администрации Курганской области
от 8 декабря 1997 года N 709

КОНЦЕПЦИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ И УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

1. ВВЕДЕНИЕ


Кризис, продолжающийся в России, поразил все общественно - экономические отношения. На государственном уровне отсутствует концепция выхода из кризиса и перехода на устойчивое развитие. Этим объясняется необходимость разработки такого плана для Курганской области.

Предлагаемая Концепция стабилизации и устойчивого социально - экономического развития области на период до 2005 года представляет собой целостную систему принципов, мер и механизмов по преодолению на нашей территории кризисного состояния и созданию предпосылок для последующего устойчивого социально - экономического развития.

При этом учитывается следующее:

- область является неотъемлемой частью единого экономического, правового, территориального пространства Российской Федерации;

- область, в качестве самостоятельного субъекта Федерации, обладающего необходимым потенциалом и ресурсами, имеет возможность и право на самостоятельное проведение социально-экономических преобразований, в соответствии с действующим законодательством;

- условием реализации Концепции является отсутствие экстремальных ситуаций в экономической и социально - политической жизни страны.

Концепция содержит:

- анализ современного состояния и тенденций развития экономики, социальной сферы;

- определение и обоснование цели социально - экономических преобразований в области;

- принципы, цели и критерии их достижения;

- приоритетные направления, механизмы и этапы реализации концепции.

Концепция предусматривает разработку и выполнение отдельных программ, в которых должны найти отражение конкретные проблемы, цели, механизмы реализации, сроки исполнения, а также корректирует уже реализуемые антикризисные программы.

Концепция является логическим продолжением социально - экономической программы Главы Администрации (Губернатора) области.

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ


Социально - экономическая ситуация, сложившаяся к настоящему времени в Курганской области, свидетельствует об ошибочности общей стратегии проведения экономической реформы в России, односторонне ориентированной на монетаристскую систему преобразований. Приведенные ниже факты характеризуют многолетний постоянно углубляющийся кризис, поразивший все стороны социальных и экономических отношений в Курганской области. За базовый период для анализа выбраны 1990 - 1997 годы. В соответствии с официальными данными, к 1990 году кризис прежних социально - экономических воззрений привел страну в тупик, что и послужило причиной реформ, которые продолжаются и по сей день.

Состояние экономики области характеризуется сочетанием глубокого кризиса и прогрессирующего развала промышленности.

Наиболее остро кризис поразил материальное производство. За период 1990 - 1997 гг. объем промышленной продукции предприятий области снизился в 3,3 раза.

Глубину кризиса позволяет понять оценка срока восстановления объемов производства при заданных темпах прироста этих объемов (табл. 1).


     Таблица 1

     Срок восстановления объемов промышленного

     производства 1990 г. при заданных темпах прироста

┌═════════════┬════════════════════════════┬═════════════════════‰
│Темп прироста│Срок восстановления объема  │Расчетный прирост для│
│(% в год)    │производства 1990 года (лет)│ 1997 г. (млрд. руб.)│
├═════════════┼════════════════════════════┼═════════════════════┤
│    2%       │            54              │          99,4       │
│    3%       │            36              │         149,1       │
│    4%       │            27              │         198,7       │
│    5%       │            22              │         248,4       │
│    6%       │            18              │         298,1       │
│    7%       │            16              │         347,8       │
│    8%       │            14              │         397,5       │
│    9%       │            12              │         447,2       │
│   10%       │            11              │         496,9       │
│   20%       │             6              │         993,7       │
│   30%       │             4              │        1490,6       │
└═════════════┴════════════════════════════┴═════════════════════…

На предприятиях области практически прекратилось производство продукции, определяющей научно - технический прогресс. Особенно недопустимо сократилось производство предметов потребления и продукции агропромышленного комплекса.

Резкое уменьшение объемов оборотных средств вызвало ухудшение финансового положения товаропроизводителей. Обострилась проблема неплатежей.

Катастрофически упала доходность во всех секторах экономики.

В результате физического износа основных фондов вырос коэффициент их выбытия, нарастает их аварийность.

Самоустранение государства и органов местного самоуправления в 1991 - 1996 гг. от управления экономикой, некомпетентное распоряжение финансами и имуществом усугубили развал хозяйственных связей, сокращение платежеспособного спроса, утечку капитала из сферы производства в сферу теневой экономики и за рубеж.

Негативное воздействие на экономику оказывает вытеснение из денежного обращения рубля иностранной валютой.

Спад производства привел к сокращению розничного товарооборота, росту цен и общему падению жизненного уровня населения.

Социальная сфера находится в бедственном положении: сокращаются бюджетные ассигнования на науку, здравоохранение, образование, культуру; остается высокий уровень безработицы.

Усиливается имущественное расслоение общества. Разрыв в доходах наиболее и наименее обеспеченных членов общества достиг 16 раз и продолжает увеличиваться.

Важнейшей причиной социальной, экономической и политической нестабильности является отсутствие должного законодательного закрепления целей, показателей и критериев эффективности деятельности, механизмов правового регулирования, распределения функций управления и ответственности за конечные результаты.

Россия переживает экологический кризис, который усугубляется долговременной, непродуманной политикой природопользования. Наблюдается сильное загрязнение различными вредными веществами, особо негативное влияние оказывает химическое загрязнение среды, продуктов питания, жилья, производства. Ухудшение качества среды отрицательно сказывается на здоровье населения. В области наблюдается рост заболеваемости, обусловленной состоянием окружающей среды. Это болезни эндокринной системы, крови, пищеварения, органов дыхания.

Главными направлениями деятельности Администрации области являются совершенствование методов государственного участия в экономике, решение социальных проблем, преодоление кризиса неплатежей и стабилизация финансово-бюджетной системы.

Представители Администрации области принимают участие в управлении акционерными обществами, в которых есть доля государственной собственности.

Ведется работа по подготовке проекта Федеральной целевой Программы экономического и социального развития Курганской области на 1998 - 2005 годы, предусматривающей комплекс мер государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в экономике области.

В целях регулирования товарных потоков и совершенствования системы зачетных операций образовано государственное унитарное предприятие "Зауральская зачетная палата".

В 1997 году введена система конкурсного размещения областных и муниципальных заказов на поставку продукции и оказание услуг, оплачиваемых за счет бюджетных ассигнований.

Ключевым звеном в деятельности Администрации области является осуществление мер по стабилизации финансово-бюджетной системы, улучшению собираемости налогов и других обязательных платежей, преодолению кризиса в платежном обороте, обеспечению жесткого контроля за использованием государственных средств.

При формировании бюджетной системы области на 1997 год особое внимание уделено обеспечению финансовыми ресурсами органов местного самоуправления, в бюджеты которых передана основная доля региональных налогов и отчислений от федеральных налогов (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятий, 25 процентов НДС, налог на прибыль по региональной ставке).

В области установлен оперативный контроль за своевременным перечислением и целевым использованием средств, выделяемых из областного бюджета для расчетов с населением.

Администрация области взяла под постоянный контроль положение дел с выплатой заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных выплат.

В целях ликвидации задолженности по выплатам населению основная часть доходов областного и местных бюджетов, поступающая в денежной форме, трансфертные платежи и целевые ссуды из федерального бюджета распределялись и направлялись для расчетов с работниками бюджетных учреждений по оплате труда и выплаты ежемесячных социальных пособий на детей.

Отработана система погашения задолженности по заработной плате, пенсиям и пособиям, с согласия получателей, в безденежной форме (товарами, выполнением работ, оказанием услуг) с использованием механизма зачетных операций, расчетных чеков, пластиковых карточек "Золотая корона". Этим способом в 1997 году гражданам возвращена задолженность на сумму 35 млрд. рублей.

Создана рабочая группа по совершенствованию межбюджетных отношений, которая приступила к разработке методики расчета сумм финансовой помощи (трансфертов) для районов и городов области на основе минимальных социальных стандартов.

Администрацией области, налоговыми и финансовыми органами предпринимались различные меры по сокращению задолженности по налоговым платежам.

В целях мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему произведено погашение векселями и взаимозачетами между предприятиями - недоимщиками, бюджетными учреждениями и местными бюджетами в 1997 году на сумму около 400 млрд. руб.

Администрацией области утвержден комплекс мер, выполнение которых призвано улучшить систему расчетов, снижение внутреннего долга населению региона и налоговых недоимок.

Разработан механизм, определяющий порядок и условия реструктуризации задолженности предприятий по обязательным платежам в областной и местные бюджеты, территориальный дорожный фонд, включая пени и штрафные санкции.

Оказывается содействие коммерческим банкам области в реструктуризации их задолженности, возобновлению проведения расчетных операций по корреспондентским счетам.

Областной Думой в 1997 году приняты Законы по следующим направлениям:

- определяющие правовое положение субъекта

"О порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного самоуправления в Курганской области" N 22 от 14.03.97 г.

- регулирующие отношения в сфере экономики и финансов

"О финансировании расходов из областного бюджета в 1 квартале 1997 года" N 7 от 28.12.96.

"О ставках налога на прибыль предприятий и организаций в 1997 году" N 11 от 10.02.97.

"О ставках налога на имущество" N 14 от 10.02.97 г.

"О льготах по налогу на прибыль предприятий и организаций в 1997 году" N 15 от 05.02.97.

"Об областном бюджете на 1997 год" N 24 от 02.04.97.

"О переоформлении задолженности федеральному бюджету по товарному кредиту 1996 года в облигации Курганской области" N 56 от 29.07.97.

"О ставках налога на имущество" N 70 от 30.09.97.

"О льготном налогообложении на территории Курганской области" N 76 от 14.10.97.

"Об инвестиционном налоговом кредите" N 716 от 21.10.97.

- в социальной сфере

"О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Курганской области" N 12 от 10.02.97.

"О бюджете Государственного фонда занятости населения по Курганской области на 1997 год" N 35 от 30.04.97.

     "О бюджете Государственного внебюджетного Фонда обязательного медицинского страхования по Курганской области на 1997 год"
N 49 04.06.97.

"О курортном деле, природных лечебных ресурсах и лечебно - оздоровительных местностях Курганской области" N 62 от 02.09.97.

"Об основах жилищной политики в Курганской области" N 72 от 07.10.97.

"О предоставлении жилища в Курганской области" N 73 от 07.10.97.

"О дополнительных мерах по социальной защите граждан Курганской области, принимавших участие в вооруженных конфликтах" N 720 от 21.10.97.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»