ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 мая 2014 года N 125-р
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 4 МАРТА 2013 ГОДА N 44-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
В целях уточнения содержания правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Курганской области:
1. Внести изменение в Распоряжение Правительства Курганской области от 4 марта 2013 года N 44-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Курганской области "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Курганской области (2013 - 2018 годы)", изложив приложение в редакции согласно приложению к настоящему Распоряжению.
2. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Курганской области
А.Г.КОКОРИН
Приложение
к Распоряжению
Правительства
Курганской области
от 16 мая 2014 года N 125-р
"О внесении изменения в Распоряжение
Правительства Курганской области
от 4 марта 2013 года N 44-р
"Об утверждении Плана мероприятий
("дорожной карты") Курганской
области "Повышение эффективности и
качества услуг в сфере социального
обслуживания населения Курганской
области (2013 - 2018 годы)"
"Приложение
к Распоряжению
Правительства
Курганской области
от 4 марта 2013 года N 44-р
"Об утверждении Плана мероприятий
("дорожной карты") Курганской области
"Повышение эффективности и качества
услуг в сфере социального обслуживания
населения Курганской области
(2013 - 2018 годы)"
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
Раздел I. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
1. План мероприятий ("дорожная карта") Курганской области "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Курганской области (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") представляет собой документ, определяющий стратегическое развитие сферы социального обслуживания населения Курганской области на 2013 - 2018 годы.
Основной целью реализации "дорожной карты" является обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению Курганской области услуг в сфере социального обслуживания.
Для достижения поставленной цели в период до 2018 года необходимо решить следующие задачи:
- модернизация системы социального обслуживания, направленная на дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости;
- привлечение к оказанию социальных услуг негосударственных организаций, волонтеров, индивидуальных поставщиков услуг;
- внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг;
- осуществление эффективного контроля за предоставлением социальных услуг;
- укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Курганской области;
- ликвидация очередности в психоневрологические интернаты Курганской области;
- развитие стационарозамещающих технологий, социального сопровождения;
- утверждение единых требований в части определения нагрузки на социальных работников государственных учреждений социального обслуживания населения Курганской области.
В системе социального обслуживания населения Курганской области действуют 50 государственных учреждений социального обслуживания населения Курганской области, в том числе:
- 15 государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения, в которых проживает 2,6 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов;
- 25 центров социального обслуживания населения, которые ежегодно предоставляют социальные услуги более 300,0 тыс. граждан;
- 5 специализированных учреждений для несовершеннолетних, в которых ежегодно проходят реабилитацию около 0,5 тыс. детей;
- 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, в которых ежегодно социально-реабилитационные услуги получают около 2,3 тыс. детей;
- центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, в котором ежегодно обслуживается 1,4 тыс. человек;
- центр социальной помощи семье и детям, который ежегодно предоставляет социальную помощь 15,8 тыс. семей.
2. В сфере социального обслуживания населения сложились определенные проблемы, которые обусловлены следующими обстоятельствами:
1) на протяжении ряда лет в области сохраняется очередность по устройству инвалидов, страдающих хроническими психическими заболеваниями, в психоневрологические интернаты, что обусловлено дефицитом количества койко-мест с учетом норматива жилой площади, недостатком помещений, отвечающих всем требованиям санитарной и противопожарной безопасности проживания указанной категории граждан. По состоянию на 1 апреля 2014 года очередность составляет 59 человек;
2) штатная численность работников учреждений социального обслуживания населения Курганской области составляет 6,3 тыс. единиц, из них социальных работников учреждений социального обслуживания населения Курганской области - 2,16 тыс. единиц.
На протяжении ряда лет текучесть кадров по должности "социальный работник" остается высокой. Так, в 2010 году текучесть кадров составляла 23,5%, в 2011 году - 29,3%, в 2012 году - 22%, в 2013 году - 17%. Основной причиной является низкий уровень оплаты труда социальных работников, не соответствующий напряженности и интенсивности их труда.
Среди социальных работников 88 специалистов имеют высшее профессиональное образование, 630 - среднее профессиональное образование. В настоящее время 19 социальных работника продолжают свое образование в высших и средних профессиональных учебных заведениях.
В целях развития кадрового потенциала учреждений социальной защиты населения Курганской области, повышения образовательного уровня социальных работников необходимо ежегодное профессиональное обучение указанной категории работников, систематическое повышение квалификации, переподготовка специалистов, работающих в системе социальной защиты населения. Профессиональное обучение работников планируется осуществлять в учреждениях высшего и среднего профессионального образования Курганской области за счет средств текущего финансирования. Учитывая штатную численность работников государственных учреждений социального обслуживания населения Курганской области, в 2013 - 2018 годах необходимо организовать получение дополнительного профессионального образования не менее 705 социальных работников.
В целях повышения престижа профессии в 2013 - 2018 годах планируется продолжать ежегодное проведение конкурсов профессионального мастерства среди различных категорий работников государственных учреждений социального обслуживания населения Курганской области.
В 2013 году в рамках антикоррупционных мероприятий трудовые договоры руководителей учреждений социального обслуживания населения Курганской области приведены в соответствие с типовой формой трудового договора, утвержденной Правительством Российской Федерации. Организовано предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей учреждений социального обслуживания населения Курганской области, которые размещаются на официальном сайте Главного управления социальной защиты населения Курганской области (http://sz.gov45.ru).
Доля дополнительных соглашений, заключенных с руководителями учреждений социального обслуживания населения Курганской области, составила 100%.
Доля руководителей учреждений социального обслуживания населения Курганской области, подавших справку о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, составила 100%;
3) недостаточная материально-техническая база в государственных учреждениях социального обслуживания населения Курганской области.
По состоянию на 1 января 2014 года 37 государственных учреждений социального обслуживания населения Курганской области требуют проведения капитального ремонта, Государственное казенное учреждение "Батуринский психоневрологический интернат" - реконструкции.
Потребность в финансовых средствах на проведение капитального ремонта и реконструкции в указанных государственных учреждениях социального обслуживания населения Курганской области составляет 439,0 млн рублей, в том числе:
- реконструкция Батуринского профессионально-технического училища под психоневрологический интернат - 286,0 млн рублей;
- проведение капитального ремонта в комплексных центрах социального обслуживания населения - 27,2 млн рублей;
- проведение капитального ремонта в учреждениях с круглосуточным пребыванием людей на общую сумму 125,8 млн рублей, в том числе капитальный ремонт кровли зданий - 21,9 млн рублей, замена электропроводки - 2,2 млн рублей (без учета мероприятий ведомственной целевой Программы Главного управления социальной защиты населения Курганской области "Об обеспечении пожарной безопасности объектов системы социальной защиты населения Курганской области" на 2013 - 2015 годы, утвержденной Приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 19 ноября 2012 года N 490), замена окон - 19,3 млн рублей, замена наружных дверей - 2,9 млн рублей, ремонт пола, эвакуационных путей - 7,0 млн рублей, ремонт фасадов, отмосток, ограждений, ремонт стен, санузлов, душевых, замена межкомнатных дверей - 54,5 млн рублей, капитальный ремонт инженерных сетей (водопровод, канализация отопление, вентиляция) - 9,5 млн рублей, капитальный ремонт вентиляции - 8,5 млн рублей;
4) в Курганской области не развит рынок по предоставлению социальных услуг негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев;
5) проблемным вопросом является уровень заработной платы работников системы социальной защиты населения Курганской области.
Постановлением Правительства Курганской области от 26 августа 2013 года N 392 "О внесении изменений в Постановление Правительства Курганской области от 24 февраля 2009 года N 69 "О введении отраслевой системы оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения Курганской области" повышен размер базовой единицы в 2,1 раза, в результате чего достигнут существенный рост заработной платы.
По состоянию на 1 января 2014 года средняя заработная плата социальных работников составила 10060 рублей (51,6% от средней заработной платы по региону). По сравнению с 2012 годом средняя заработная плата социальных работников увеличилась на 51,3%. К 2017 году зарплата социальных работников будет равна средней зарплате по региону.
Внесение изменений в отраслевую систему оплаты труда позволило значительно сократить разрыв между средним уровнем оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения и средним уровнем заработной платы по Курганской области, определить оптимальное соотношение гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок.
Для обеспечения повышения заработной платы социальным работникам, занятым в системе социального обслуживания населения Курганской области, дополнительная потребность бюджета Курганской области на 2013 год составила 139,8 млн руб., на 2014 - 2016 годы - 469,9 млн рублей (таблица 4).
3. Реализация "дорожной карты" потребует достижения следующих целей:
- совершенствования правового регулирования сферы социального обслуживания населения Курганской области, принятия нормативно-правовых актов в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации";
- оптимизации структуры и штатной численности государственных учреждений социального обслуживания населения Курганской области путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
- повышения в 2017 году средней заработной платы работников государственных учреждений социальной защиты населения Курганской области до 100% от средней заработной платы в Курганской области (приложение к "дорожной карте");
- укрепления материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Курганской области;
- развития рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
- предоставления гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты":
- проведение анализа эффективности деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения Курганской области;
- приведение нормативных правовых актов в соответствие с требованиями федерального законодательства;
- развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания населения, в 2013 - 2018 годах получение дополнительного профессионального образования не менее 705 социальных работников, 100 специалистов по социальной работе, 27 педагогических работников, 24 врачей, 240 специалистов среднего медицинского персонала, 275 специалистов младшего медицинского персонала;
- оптимизации структуры и штатной численности государственных учреждений социального обслуживания населения Курганской области на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг, предоставляемых гражданам в сфере социального обслуживания населения, на условиях аутсорсинга и привлечения сторонних организаций;
- сокращения численности работников административно-хозяйственного персонала учреждений системы социального обслуживания населения Курганской области;
- реализации перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года в Курганской области.
По состоянию на 1 января 2014 года в Курганской области действует 15 стационарных учреждений социального обслуживания населения с общим количеством 2681 койко-место, общая численность проживающих составляет 2595 человек.
Очередность в стационарные учреждения социального обслуживания населения Курганской области общего типа отсутствует, в психоневрологические интернаты по состоянию на 1 января 2014 года составляет 114 человек.
В 2013 году проведен капитальный ремонт зданий в Государственном бюджетном учреждении "Куртамышский психоневрологический интернат" под размещение 20 человек и Государственном бюджетном учреждении "Галишевский психоневрологический интернат" под размещение 18 человек; закрыты дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов Государственного бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения по Щучанскому району" и специальный дом для одиноких престарелых граждан "Уют" Государственного бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения по Белозерскому району".
В течение 2014 - 2020 годов планируется провести организационные мероприятия по оптимизации сети стационарных учреждений социального обслуживания населения Курганской области в целях сокращения очередности в психоневрологические интернаты:
1) в 2014 - 2016 годы планируется провести:
- перепрофилирование Государственного бюджетного учреждения "Каргапольский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в Государственное бюджетное учреждение "Каргапольский психоневрологический интернат" на 112 койко-мест;
- разработку проектно-сметной документации и строительство второго жилого корпуса в Государственном бюджетном учреждении "Лесниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 150 мест, начало реконструкции Батуринского психоневрологического интерната на 150 мест;