МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 августа 2017 года N 156

Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования

(с изменениями на 19 декабря 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минюста России от 5 июля 2019 года N 134 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.07.2019, N 0001201907150013);

приказом Минюста России от 31 марта 2020 года N 79 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.04.2020, N 0001202004080050);

приказом Минюста России от 30 сентября 2020 года N 230 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.10.2020, N 0001202010050069) (вступил в силу с 29 декабря 2020 года);

приказом Минюста России от 24 ноября 2021 года N 223 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.11.2021, N 0001202111290039);

приказом Минюста России от 19 декабря 2023 года N 382 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.12.2023, N 0001202312210025).

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст.4855; 2004, N 27, ст.2711, N 35, ст.3607, N 45, ст.4377; 2005, N 27, ст.2717; 2006, N 27, ст.2881; 2007, N 1 (ч.1), ст.21, N 27, ст.3213, N 41, ст.4845, N 43, ст.5084; 2008, N 52 (ч.1), ст.6236; 2009, N 1, ст.14, ст.20, N 29, ст.3642; 2010, N 28, ст.3554; 2011, N 49 (ч.5), ст.7064, N 50, ст.7347; 2012, N 27, ст.3587, N 41, ст.5531; 2013, N 14, ст.1651, N 51, ст.6699; 2014, N 26 (ч.1), ст.3371, N 30 (ч.1), ст.4268; 2015, N 1 (ч.1), ст.10, N 13, ст.1811, N 29 (ч.1), ст.4385; 2016, N 1 (ч.1), ст.11, N 27 (ч.2), ст.4265, ст.4293, ст.4294)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2018 г.

Министр
А.В.Коновалов



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

6 сентября 2017 года,

регистрационный N 48092

УТВЕРЖДЕН
решением
Правления Федеральной
нотариальной палаты
от 28 августа 2017 года N 10/17

     

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
юстиции Российской Федерации
от 30 августа 2017 года N 156

     

Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования

(с изменениями на 19 декабря 2023 года)

I. Общие положения о получении информации

1. Нотариус получает и фиксирует информацию о наличии или отсутствии определенных обстоятельств, в том числе фактов, имеющих юридическое значение, необходимых для совершения нотариального действия (далее - обстоятельства).

Наличие или отсутствие обстоятельств подлежит установлению нотариусом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в объеме, предусмотренном Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающим объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (далее - Регламент).

2. Источниками информации, необходимой для совершения нотариальных действий, являются:

1) документы органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе судебные акты, органов местного самоуправления, компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, нотариусов, в том числе в электронной форме;

2) информационные ресурсы (федеральные, государственные, муниципальные реестры, банки данных и иные информационные ресурсы), в том числе находящиеся в открытом доступе;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2021 года приказом Минюста России от 24 ноября 2021 года N 223. - См. предыдущую редакцию)

3) единая информационная система нотариата (далее - ЕИС);

4) заявления лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий (далее - заявитель), и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия;

5) документы и сведения, исходящие от физических и юридических лиц, в том числе информационные ресурсы.

3. Если представленный нотариусу документ составлен на языке, которым нотариус не владеет, нотариусу должен быть представлен перевод документа на русский язык, выполненный переводчиком, подлинность подписи которого засвидетельствована нотариусом, или перевод указанного документа, выполненный нотариусом, знающим иностранный язык, с которого осуществляется перевод.

4. Нотариус не вправе требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров.

II. Общие положения о фиксировании информации

5. Фиксирование информации, необходимой для совершения нотариального действия, осуществляется следующими способами:

1) внесение информации в:

а) реестры регистрации нотариальных действий, ведущиеся на бумажном носителе: реестр регистрации нотариальных действий или реестр регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, либо реестр регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, представленных нотариусу на бумажном носителе (далее - бумажные реестры);

б) реестры нотариальных действий, ведущиеся в ЕИС: реестр нотариальных действий или реестр нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами (далее - РУДС), либо реестр уведомлений о залоге движимого имущества (далее - также РУЗДИ) (далее - реестры ЕИС);

2) внесение информации в текст нотариально оформленного документа, в том числе в удостоверительную надпись, свидетельство, если указание такой информации в удостоверительной надписи, свидетельстве предусмотрено формой удостоверительной надписи, свидетельства соответственно;

3) помещение в дела нотариуса документа или его копии;

4) помещение в дела нотариуса образа электронного документа на бумажном носителе без удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу;

5) составление протокола фиксирования информации;

6) помещение электронных документов в ЕИС.

Нотариус самостоятельно определяет способ фиксирования информации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и Регламентом. При совершении нотариального действия может быть использовано несколько способов фиксирования информации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2021 года приказом Минюста России от 24 ноября 2021 года N 223. - См. предыдущую редакцию)

6. Информация, полученная из государственных реестров, федеральных информационных ресурсов, государственных регистров, находящаяся в открытом доступе, фиксируется нотариусом в тексте нотариального документа (документа удостоверенного, засвидетельствованного, совершенного, выданного нотариусом) или в виде отображения на бумажном носителе полученной информации, либо в протоколе фиксирования информации с указанием источника информации, даты и времени ее получения.

7. Информация, полученная нотариусом со слов заявителя или иных лиц, участвовавших в совершении нотариального действия, фиксируется нотариусом в тексте нотариального документа, или протоколе фиксирования информации, или в заявлении.

8. При помещении в дела нотариуса копии документа на ней делается отметка о соответствии ее оригиналу. При этом нотариальное свидетельствование такой копии не требуется.

При помещении в дела нотариуса заявления, подписанного в присутствии нотариуса, на нем делается отметка об установлении личности с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность, и подлинности подписи заявителя, полномочий представителя с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия. При этом нотариальное свидетельствование подлинности подписи на таком документе не требуется.

(Абзац дополнительно включен с 26 июля 2019 года приказом Минюста России от 5 июля 2019 года N 134)

____________________________________________________________________

абзац второй предыдущей редакции с 26 июля 2019 года считается абзацем третьим настоящей редакции - приказ Минюста России от 5 июля 2019 года N 134.

____________________________________________________________________          

Если в делах нотариуса остается документ, составленный не на языке нотариального делопроизводства, к нему прилагается перевод на язык нотариального делопроизводства.

9. В протоколе фиксирования информации указываются: фамилия, имя и отчество (при наличии) нотариуса, дата (число, месяц, год) составления протокола прописью, место совершения нотариального действия и сведения, позволяющие установить нотариальное действие, для совершения которого фиксируется информация, например: наименование нотариального действия, сведения о заявителях или наследодателе, описание информации, которая подлежала фиксированию при совершении нотариального действия.

Протокол фиксирования информации составляется в одном экземпляре, подписывается нотариусом, а в случае фиксирования информации, полученной из объяснений заявителя, открытой информации, необходимой для удостоверения сделок, протокол подписывается также заявителем (рукоприкладчиком, переводчиком) и приобщается к экземпляру нотариального документа, хранящемуся в делах нотариуса.

III. Объем информации о физических лицах, их представителях и порядок ее фиксирования

10. Информацию о личности заявителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения) и иных лицах, участвующих в совершении нотариального действия (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения), нотариус получает из документов, удостоверяющих личность. Для установления личности могут использоваться документы, исключающие любые сомнения относительно личности, в том числе:

1) паспорт гражданина Российской Федерации;

2) временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации (в период оформления паспорта гражданина Российской Федерации);

3) удостоверение личности или военный билет военнослужащего;

4) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

5) дипломатический или служебный паспорт;

6) удостоверение личности моряка;

7) паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с указанием гражданства Российской Федерации или с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, выданным по достижении гражданином 45-летнего возраста;

8) удостоверение беженца;

9) свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу;

10) свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;

11) документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации;

12) паспорт иностранного гражданина или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

13) копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина, заверенная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (для иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность);

14) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, разрешение на временное проживание, вид на жительство или иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства;

15) иной документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность.

10_1. При отсутствии документа, удостоверяющего личность гражданина, или при наличии сомнений относительно личности гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий его личность, а также при совершении нотариального действия удаленно информацию о личности заявителя нотариус получает из единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации и единой системы идентификации и аутентификации в порядке, предусмотренном приказом Минюста России от 30.09.2020 N 228 "Об утверждении Порядка установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации (зарегистрирован Минюстом России 05.10.2020, регистрационный N 60216).

(Пункт дополнительно включен с 29 декабря 2020 года приказом Минюста России от 30 сентября 2020 года N 230; в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2021 года приказом Минюста России от 24 ноября 2021 года N 223. - См. предыдущую редакцию)

11. Полномочия законного представителя несовершеннолетнего или недееспособного лица нотариус устанавливает на основании:

1) документов органов записи актов гражданского состояния, образованных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений в случае делегирования им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации (далее - органы записи актов гражданского состояния), или сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния;

2) акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя;

3) документа о временном возложении исполнения обязанностей опекуна или попечителя на орган опеки и попечительства;

4) документа о помещении недееспособного или не полностью дееспособного лица под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и документов, подтверждающих полномочия представителя такой организации;

5) документа иностранного государства, подтверждающего родственные отношения, опеку и попечительство;

6) сведений Единой государственной информационной системы социального обеспечения.

(Подпункт дополнительно включен с 10 декабря 2021 года приказом Минюста России от 24 ноября 2021 года N 223)

12. Полномочия финансового управляющего физического лица нотариус устанавливает на основании копии судебного акта или заверенной судом резолютивной части судебного акта о назначении финансового управляющего и сведений о стадии дела о банкротстве из общедоступных сведений Единого федерального реестра сведений о банкротстве, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»