РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 августа 2017 года N 1878-р
[Об утверждении Стратегии развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения и плана мероприятий по реализации Стратегии]
Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения;
план мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Стратегия развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения
Основной целью Стратегии развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения (далее - Стратегия) является обеспечение условий устойчивого роста экспорта продукции железнодорожного машиностроения, укрепление позиций российских экспортеров на рынках сбыта продукции и выход на новые перспективные площадки ее реализации.
Системной проблемой экспорта продукции железнодорожного машиностроения в России является ее невостребованность на внешних рынках в силу уникальных условий и высокой барьерной среды.
Составляющими факторами системной проблемы экспорта продукции железнодорожного машиностроения являются:
непотребительский рынок;
жесткая привязка техники к инфраструктуре;
уникальность требований, стандартов и нормативов каждой рельсовой системы;
заградительные меры стран - потенциальных рынков сбыта (таможенные пошлины, требования по локализации, тендерная система закупок и др.);
необходимость сертификации и омологации продукции железнодорожного машиностроения для каждого конкретного рынка сбыта.
Основным барьером выхода на внешние рынки российских поставщиков продукции железнодорожного машиностроения является низкий уровень развития технологий, а также ценовая конкуренция со стороны китайских производителей.
Задачами Стратегии являются формирование системного подхода к реализации мер государственной поддержки экспорта продукции железнодорожного машиностроения посредством определения необходимых направлений, объемов и тенденций такой поддержки на среднесрочную перспективу, обеспечение устойчивого эффекта от получения результатов, запланированных в рамках приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).
Решение указанных задач позволит повысить конкурентоспособность российской продукции железнодорожного машиностроения по сравнению с аналогичной продукцией иностранного производства, а также репутацию и привлекательность российских компаний за рубежом.
В рамках реализации Стратегии планируется разработка комплекса мер, выполнение которых должно привести к следующим результатам:
повышение эксплуатационных характеристик и эффективности железнодорожного подвижного состава, выпускаемого российскими производителями, и повышение репутации российских компаний;
обеспечение российским производителям возможности конкурировать с иностранными компаниями на зарубежных рынках на равных условиях;
преодоление заградительных мер на иностранных рынках без необходимости увеличения стоимости экспортируемой продукции железнодорожного машиностроения.
Реализация Стратегии позволит сформировать структурированный подход к решению ключевых проблем, стоящих перед российскими производителями - экспортерами продукции железнодорожного машиностроения, и позволит повысить ее конкурентоспособность на внешних рынках.
Стратегия разработана с учетом следующих программных документов:
федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)";
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р;
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р.
Реализация Стратегии обеспечит вклад железнодорожного машиностроения в решение следующих общенациональных задач экономического развития России:
развитие обрабатывающих отраслей промышленности и диверсификация экономики;
рост валового внутреннего продукта;
рост конкурентоспособности предприятий железнодорожного машиностроения на внутреннем и внешних рынках.
В соответствии с классификатором товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, который используется при проведении таможенных операций декларантами и таможенными инспекторами, в номенклатуре продукции и услуг железнодорожного машиностроения можно выделить следующие основные группы:
подвижной состав железных дорог и городского рельсового транспорта;
комплектующие для подвижного состава;
механическое и электромеханическое путевое оборудование, оборудование для управления движением;
услуги по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации подвижного состава.
В номенклатуру продукции железнодорожного машиностроения входят локомотивы, моторвагонный подвижной состав, путевая техника, вагоны пассажирские и вагоны грузовые.
Структура отрасли железнодорожного машиностроения в 2016 году на основании общей стоимости отгруженной продукции была определена следующим образом: грузовые вагоны - 16,9 процента, локомотивы - 32,5 процента, моторные вагоны - 17,8 процента, запасные части - 13,9 процента, пассажирские вагоны - 7,5 процента, путевые машины - 11,4 процента.
Стоимость отгруженной продукции железнодорожного машиностроения в 2016 году составила 237,2 млрд. рублей. Общая стоимость отгруженной продукции железнодорожного машиностроения и оказанных услуг по ремонту и сервису составила 418,4 млрд. рублей.
Предприятиями отрасли было выпущено 652 локомотива, в том числе 227 секций магистральных тепловозов, 260 магистральных электровозов, 149 маневровых и промышленных тепловозов, а также 16 маневровых и промышленных электровозов.
Объем производства грузовых вагонов составил 36,6 тыс. вагонов, в том числе 23,5 тыс. полувагонов, 3,5 тыс. платформ, 2,9 тыс. цистерн, 0,2 тыс. хопперов, 1,1 тыс. крытых вагонов, 0,3 тыс. вагонов-самосвалов, 2,9 тыс. вагонов бункерного типа и 2,1 тыс. прочих вагонов.
Объем производства пассажирских вагонов локомотивной тяги составил 258 вагонов.
Объем производства моторвагонного подвижного состава составил 834 единицы, в том числе 440 вагонов электропоездов, 110 трамвайных вагонов и 284 вагона метрополитена.
В период 2014-2016 годов наблюдается постепенное сокращение производства подвижного состава, что связано с сокращением спроса на внутреннем рынке.
Производство локомотивов сократилось на 8,2 процента, производство грузовых вагонов - на 33,6 процента. Выпуск пассажирских вагонов сократился на 29,3 процента, вагонов электропоездов и дизель-поездов - на 22,7 процента, вагонов метрополитена - на 19,1 процента.
Сокращение производства оказывает негативное влияние на интенсивность развития предприятий, доходы, инвестиции и сохранение высококвалифицированного персонала.
При этом предпосылки для активизации развития внутреннего рынка и значительного роста заказов на сегодняшний день отсутствуют. Один из возможных вариантов роста производства - рост экспортных поставок продукции железнодорожного машиностроения.
В 2006-2016 годах объем экспорта на внешние рынки продукции железнодорожного машиностроения составил 9047,6 млн. долларов США. Объем экспорта локомотивов в рассматриваемый период составил 687.3 млн. долларов США, моторвагонного подвижного состава 802,4 млн. долларов США, путевых машин - 495,4 млн. долларов США, пассажирских вагонов - 270,1 млн. долларов США, грузовых вагонов - 3194,2 млн. долларов США, запасных частей - 3598,2 млн. долларов США.
В 2006-2010 годах объем экспорта продукции железнодорожного машиностроения предприятиями отрасли составил 3546,6 млн. долларов США, в том числе объем экспорта локомотивов составил 330,7 млн. долларов США, пассажирских вагонов - 159,5 млн. долларов США, моторвагонного подвижного состава - 321,9 млн. долларов США, путевых машин - 276,2 млн. долларов США, грузовых вагонов - 835,7 млн. долларов США, запасных частей - 1622,6 млн. долларов США.
Доля экспортируемой продукции в общем объеме произведенной продукции железнодорожного машиностроения в 2006-2010 годах составила 9,5 процента.
Объем импорта продукции железнодорожного машиностроения в 2006-2010 годах составил 7637,8 млн. долларов США. Таким образом, в данный период импорт превышал экспорт в 2,2 раза.
В 2011-2015 годах относительно 2006-2010 годов объем экспорта железнодорожной продукции предприятиями отрасли увеличился на 42,8 процента и составил 5063,5 млн. долларов США, в том числе объем экспорта локомотивов составил 345,9 млн. долларов США, пассажирских вагонов - 96,6 млн. долларов США, моторвагонного подвижного состава - 383,2 млн. долларов США, грузовых вагонов - 2200,1 млн. долларов США, запасных частей - 1829,3 млн. долларов США, путевых машин - 208,4 млн. долларов США.
Доля экспортируемой продукции в общем объеме произведенной продукции в 2011-2015 годах составила 8,8 процента.
Объем импорта продукции железнодорожного машиностроения в 2011-2015 годах составил 11576,8 млн. долларов США. Таким образом, в данный период импорт превышал экспорт в 2,3 раза.
В 2016 году относительно 2015 года объем экспорта железнодорожной продукции предприятиями отрасли сократился на 15,6 процента и составил 437,5 млн. долларов США.
Экспорт локомотивов сократился на 33,2 процента и составил 10,7 млн. долларов США.
Экспорт пассажирских вагонов сократился на 62,2 процента и составил 14 млн. долларов США.
Экспорт моторвагонного подвижного состава вырос в 3 раза и составил 97,3 млн. долларов США.
Экспорт путевых машин увеличился на 14,7 процента и составил 10,8 млн. долларов США.
Экспорт грузовых вагонов сократился на 38,5 процента и составил 158,3 млн. долларов США.
Экспорт запасных частей железнодорожного подвижного состава сократился на 12,1 процента и составил 146,4 млн. долларов США.
Основными рынками поставки продукции железнодорожного машиностроения в 2016 году стали Казахстан (117,3 млн. долларов США), Сербия (85,7 млн. долларов США), Украина (58,8 млн. долларов США), Куба (26,3 млн. долларов США), Иран (26,1 млн. долларов США), Белоруссия (22,7 млн. долларов США) и Узбекистан (20,8 млн. долларов США).
Доля экспортируемой продукции в общем объеме продукции железнодорожного машиностроения, произведенной в 2016 году, при средневзвешенном курсе доллара 66,8 рубля составила 7 процентов.
В 2016 году объем импорта продукции железнодорожного машиностроения составил 272,2 млн. долларов США. Таким образом, объем экспорта превысил объем импорта на 60,7 процента.
Отношение потребителей к российской продукции железнодорожного машиностроения на внешних рынках неоднозначно. Как и продукция большинства конкурентов, она обладает рядом положительных и отрицательных характеристик. К положительным можно отнести высокую надежность, выносливость и ремонтопригодность, а также оптимальную цену за соответствующее качество. Основными отрицательными характеристиками являются "догоняющий" уровень развития технологий, в частности низкая энергоэффективность, и негативный имидж этой продукции на зарубежных рынках (низкий уровень лояльности, узнаваемости бренда и др.).
Следует отметить, что по некоторым видам продукции железнодорожного машиностроения российские предприятия выпускают продукцию мирового уровня, в частности грузовые вагоны.
Продукцией железнодорожного машиностроения, представляющей наибольший интерес для зарубежных рынков, являются маневровые тепловозы и их комплектующие, грузовые вагоны и их комплектующие, вагонокомплекты, вагоны дизель-поездов и их комплектующие, пассажирские вагоны, а также системы диагностики пути и диагностические комплексы.
Требования к техническим параметрам продукции железнодорожного машиностроения, поставляемой на рынок Евразийского экономического союза, отражены в Техническом регламенте "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011).
Маневровые тепловозы российского производства представляют интерес для стран ближайшего зарубежья, в частности для стран Прибалтики, а также для развивающихся стран. Поставка данной продукции может осуществляться в страны с шириной колеи 1520 и 1435 миллиметров (европейская колея), а также 1600, 1673, 1067 и 1000 миллиметров.
Грузовые вагоны, их комплектующие и вагонокомплекты представляют большой интерес как для развивающихся стран ближнего и дальнего зарубежья, так и для стран с развитой экономикой. Поставка данной продукции может осуществляться как в страны с использованием как широкой, так и европейской колеи.
Вагоны дизель-поездов и пассажирские вагоны представляют интерес для стран ближнего зарубежья. Поставка данной продукции может осуществляться в страны с использованием как широкой, так и европейской колеи.
Системы диагностики пути и диагностические комплексы представляют интерес как для стран Содружества Независимых Государств, так и для высокотехнологичных рынков Западной Европы.